Участь сельских школ в Казахстане: что нужно менять в системе образования?
коллаж Orda.kz
43 % казахстанцев получают образование в сельских школах. Совпадение ли это или закономерность, но, согласно докладу Всемирного банка по образованию, в Казахстане (по данным на 2020 год) 64 % школьников в возрасте 10 лет были функционально неграмотными.
Функциональная грамотность отличается от обычной грамотности. Грамотные учащиеся вполне могут запомнить большинство столиц мира или выучить наизусть периодическую таблицу Менделеева. Однако они не могут применить полученные знания по математике, естественным наукам и чтению в повседневной жизни, чтобы реализоваться как сотрудники и граждане.
Говоря простым языком, говорить и писать функционально неграмотные ученики могут, но анализировать, понимать смыслы, делать выводы – с трудом.
Исследование среди наших школьников проводилось еще в допандемийный период. Сейчас после двух лет дистанционного обучения уровень знаний может быть гораздо хуже, но тесты пока не проводились.
Как отметили участники форума EdCrunch, который прошел в Алматы, в тридцатке самых успешных стран по образованности жителей уровень функциональной неграмотности не превышает 10 %, в тридцатке последних (исследование проводилось в 180 странах мира — прим. ред.) только 10 % школьников могут успешно применять знания в жизни для решения различных задач.
Проблемы сельских школ
Участники панельной сессии «Сельская школа или поверх барьеров», посвященной тому, как сделать сельскую школу стартовой площадкой для успеха в жизни, перечислила следующие проблемы:
- Профессиональное выгорание, уставшие учителя. Усталость наступает к концу первой четверти.
- Уставшие родители, у которых нет сил и времени на детей.
- Залипание в телефоне. Учитель конкурирует с телефоном.
- Нехватка оборудования для проведения уроков (сушить листья и цветы нынешним детям уже неинтересно).
- Плохие условия обучения. Сквозняки из старых окон и скрипящие полы не способствуют усвоению знаний.
- Привычное общение «старший-младший».
- Привлечение детей в аулах и селах к ведению хозяйства, которое лишает их времени на учебу.
- Нехватка квалифицированных кадров.
- Сложности с интернетом.
- Конфликты и непонимание между учениками, учителями и родителями.
Директор средней школы села Казнаковка в Восточно-Казахстанской области Аралбек Берикулы вспомнил о еще одной проблеме, которую, на его взгляд, нужно экстренно решать: стиле общения между сотрудниками школ и детьми.
«Нужно запретить ругать детей в школе. Ребенок должен чувствовать себя свободно. Никто не имеет права поднимать на него голос. Все кричат на детей, и ребенок, который постоянно слышит крик, не будет хорошо усваивать новые знания», — уверен педагог.
Данияр Токтарбаев, директор Фонда устойчивого развития образования (ФУРО), обратил внимание на большие региональные различия в Казахстане, а также на недостаточную изученность проблем, чем в том числе и занимается Фонд.
«У нас как будто существует несколько систем образования. Помимо региональных различий — север, юг, восток, запад, — она делится на городскую и сельскую. Школы бывают разные — малокомплектные имеют несколько подгрупп. Есть школы, которые потенциально по качеству не могут расти, поскольку они перегружены трех- и четырехсменкой. Надо сначала провести тотальную инвентаризацию системы образования», — считает Токтарбаев.
Участники панельной сессии согласились, что только выявив и признав проблемы, можно приступить к их решению.
Каких перемен ждут в сельских школах
Проблема сельских школ — проблема сел и аулов. В развитых, крупных селах и школы более самостоятельные и успешные. Если в учебном заведении отсутствует водоснабжение, то нет воды и в целом селе; если нет интернета, значит, в населенном пункте его тоже нет.
Аралбек Берикулы из ВКО предложил убрать из системы преподавания предметы, которые преподают раз в неделю. Они требуют педагогов, которых в селе зачастую нет, а дети в итоге плохо усваивают уроки, которые редко ставят в расписание.
«Мы думаем, что мы развиваем детей, нагружая их кучей предметов, но на самом деле это все бесполезно. Для сельских школ нужно разработать отдельную программу, где в год будет семь предметов. В каждом районном центре надо организовать интернаты, куда детей могут отправлять родители. Чтобы дети учились на базе интернатов», — сказал директор школы.
Основатель проекта Teach of Central Asia Федор Шеберстов рассказал об эксперименте, который проводился в России в малокомплектных школах.
«В некоторых школах дают знания по принципу модульного курса — предмет интенсивно преподают в течение двух-трех недель. И, как показала практика, дети усваивают его лучше, чем те предметы, которые шли по часу в течение года», — сказал эксперт в образовании.
Директор средней школы-гимназии села Алмалыбак Алматинской области Сауле Махамбетова рассказала о важном опыте из своей практики — системе тьюторов из числа сельских жителей, а также института медиаторов, которые решают внутришкольные конфликты и сближают тройку «ученик-родитель-педагог».
«Я увидела, что есть менторство: это нужно. Эта потребность делиться рождает ощущение, что ты кому-то нужен. Мы создали школьную службу примирения, и дети поняли, что их выслушают ребята на два-три года старше об их проблемах в семье, с учебой. У нас есть Instagram родителей, где они могут решать различные жизненные ситуации, в том числе случаи буллинга», — рассказала педагог с 40-летним стажем.
Данияр Токтарбаев, проживший в сельской местности много лет, говорит, что сейчас ФУРО вместе с государственными органами, спонсорами и благотворительными фондами работают над проектом создания опорных школ, которые будут помогать малокомплектным как методиками преподавания, так и расширенным списком предметов.
«В рамках создания опорных школ будут создаваться образовательные округи. К нему должны подвязываться музыкальная школа, спортивная и другие активности. Это позволит детям развиваться и получать полноценное образование, чтобы родители не записывались через разные управления (образования, спорта, культуры)».
Сейчас фонд курирует и постоянно проверяет 86 современных сельских школ в партнерстве с Назарбаев интеллектуальными школами (НИШ) и фондом «Қазақстан халқына». Практика показывает, что такие школы вполне могут конкурировать с городскими. Некоторые выпускники этих учебных заведений получили достаточно знаний, чтобы поступить в лучшие вузы страны.
Читайте также:
Лента новостей
- Число погибших в пожаре в Гонконге достигло 83: десятки пропавших и первые аресты
- В Актау прокурор попался на коррупционной сделке прямо в машине
- Дело сутенёрши Айки: бомба, затмившая трагедию, утечки и секс-культура Астаны и Алматы
- Пассажир напал на водителя автобуса в Алматы
- Путин объяснил скопление фур на границе с Казахстаном
- Виноваты согым или нехватка вагонов? Соль пропала из магазинов Уральска
- Что за идеологию строит Казахстан? Разбираем статью Ерлана Карина
- Русский язык в школах Северной Кореи сделали обязательным
- Почему казахстанцы массово избавляются от тенге
- Дело Qaznews24 ожило: зачем Темирлана Енсебека снова вызвали на допрос
- На юге келин отказалась от салем салу — семейный конфликт закончился судом
- В Казахстане появится реестр криминальных криптокошельков
- Астронавт NASA отправился на МКС с Байконура
- Китайцы забирают землю себе? Аким объяснил, кому и зачем достаются гектары в Алматинской области
- Общественник обвиняет Минздрав в коррупции: спор о вакцинах дошёл до суда
- Говядина опять подорожает? Депутат потребовал немедленно снять запрет на экспорт мяса
- «Никто землю не отбирает»: аким ответил на протест в Аксае и сжигание флага КНР
- ИИ заставить платить, а табак разрешить: какие изменения в законодательстве предлагают журналисты
- Аким назвал районы, где криминала больше, чем в Талгаре
- Сразу три мобильных оператора повышают тарифы с 25 декабря



