«У нас всё схвачено в судах и прокуратуре»: как члены ОПГ Коспаева грозились отправить за решетку бизнес-партнёров

cover Фото wikicity.kz

В Казахстан экстрадировали ранее разыскиваемых подозреваемых по делу "ОПГ Коспаева". Среди задержанных – Елдос Коспаев, Айдос Коспаев, Айбек Коспаев, Оксана Кудряшова, Алексей Кузнецов, Руслан Шалин и Ерлан Имашев. По данным КНБ, они скрывались на Северном Кипре. С санкции суда подозреваемых в рейдерстве водворили в следственный изолятор. Orda.kz рассказывает, как Ерлан Имашев стал совладельцем зоны отдыха Kapchagay Marine Club, расположенной в Алматинской области. 

Ещё в мае у здания генеральной прокуратуры в столице собрались супруга и мама осуждённого на 7 лет колонии предпринимателя Алмаса Абдыгаппарова – Ольга Абдыгаппарова и Сауле Джунусбекова, соучредители зоны отдыха Kapchagay Marine Club Елена и Андрей Мельниковы, а также генеральный директор «Алматы Стекло» Азим Абдуллаев. Они проходили потерпевшими по делу ОПГ Елдоса Коспаева, пока расследование вело АФМ. Бизнесмены считают, что прокуратура Алматы защищает не их интересы, а рейдеров. Более того, соучредителей Kapchagay Marine Club заставляют отчислять часть прибыли от зоны отдыха на счета Имашева.

Фото Orda.kz

В середине мая совладелица базы Елена Мельникова и директор ТОО AV-Construction Ольга Абдыгаппарова были на приёме у начальника службы уголовного преследования генпрокуратуры Елдоса Сагиева. Бизнес-леди потребовали начать расследование уголовных дел о продолжающемся рейдерстве проекта Esentai Сity и вымогательстве по эпизоду Kapchagay Marine Club.

Читайте также:

Дядя Ваня из Германии и предложение стать бизнес-партнёрами

История с зоной отдыха Kapchagay Marine Club началась ещё в конце 2020 года. Елена и Андрей Мельниковы купили в комплексе квартиру и решили приобрести его целиком. После долгих переговоров с предыдущим владельцем Анваром Баталовым (сын Раимбека Баталова – Прим. Ред.), стороны сошлись на 2 млн долларов. В эту стоимость входила гостиница с рестораном, бассейн и территория. 

«Мы год ходили, уговаривали, просили. Человек согласился. Из-за пандемии мой партнёр, родной дядя, не смог перевести деньги. Средства находились у него на счетах за границей. Мы хотели поделить бизнес 50 на 50. Из-за пандемии мы не смогли вытащить всю сумму. Второй партнёр отказался. Решили с мужем продать или заложить своё имущество – участки, квартиру, дом»,  рассказала Елена Мельникова. 

Баталов назначил сделку на 12 июля 2021 года. К этому времени у владельца уже были на примете другие клиенты на туристический бизнес. Ближе к этой дате стороны встретились и договорились о рассрочке: один миллион долларов сейчас и оставшиеся 50% потом. Собрать сумму на первый транш семейная пара планировала в том числе за счёт продажи участка на побережье Капшагайского водохранилища. 

«У нас есть 8 га земли на побережье, напротив Marine Club. Клиенты готовы были купить участок. Мы договорились о задатке. 2 июля 2021 года к нам обратились люди, чтобы мы сдали им коттедж, объявлений о его аренде нигде не вывешивали. У нас были только одни клиенты, которые на тот момент праздновали профессиональный праздник. Мы предупредили об этом нового клиента, на что получили обескураживающий комментарий: предыдущие арендаторы уже съезжают. Как будто всё уже было готово. Он сразу привёз 200 тысяч тенге. Это была плата за сутки. Когда мы приехали, там уже были люди. Нам представили дядю Ваню из Германии (Йоханн Новаковский): милый, пожилой человек, очень приветливый и общительный. С ним было 5-6 человек. Нас попросили накрыть стол. Они арендовали яхту и поехали отдыхать на Marine Club».

Вместо запланированных суток компания во главе с дядей Ваней провела еще несколько дней. В один из них иностранный гость услышал разговор Андрея Мельникова с покупателями земли. Участок семейная пара оценила в 450 тысяч долларов. 

«Дядя Ваня сказал, что услышал разговор и что как раз ищет участок. Андрей заверил, что у нас есть покупатель и что-либо менять мы не планируем. Но дядя Ваня решил перебить сделку. Он предложил нам 600 тысяч долларов, если ему понравится земля. Забегая вперёд, ему всё понравилось и к вечеру нам привезли 8 млн тенге в качестве задатка. Никаких предварительных договоров мы не заключали и расписку не давали», - рассказывает Мельникова. 

После осмотра участка, Андрей Мельников и дядя Ваня разговорились. Жителя Германии интересовало, зачем семейная пара продаёт землю, которая в скором времени будет стоить намного дороже. Именно тогда Мельников раскрыл планы о приобретении другого бизнеса – Kapchagay Marine Club. 

«Дядя Ваня одобрил нашу идею. А Андрей разоткровенничался, что у нас есть 50% от суммы, а оставшуюся часть мы планируем получить либо заложив что-то, либо заняв. Дядя Ваня предложил себя в качестве нового партнёра – 50 на 50. Он говорил, что богат, и в Германии владеет бизнесом. Предложил к вечеру перечислить средства. Нам казалось, что это подарок Бога»,  объяснила Елена Мельникова. 

7 июля из арендного дома Мельниковых съехал дядя Ваня и его люди. Как позже выяснилось, среди них были Ерлан Имашев, Руслан Шалин и Алексей Кузнецов - уже через год их разыскивали по всему миру, подключив Интерпол.

Фото Агентства по финансовому мониторингу

 БН-овские, или 18% бизнеса вместо половины

Перед сделкой нотариус подготовил договор 50/50, где вторым покупателем выступал дядя Ваня. Однако выяснилось, что у него нет вида на жительство, как и ИИН. Договор пришлось переделать. Гражданин Германии обещал, что он скоро подготовит документы, а пока необходимо оформить долю на доверенное лицо.  

«12 июля поехали в Royal Tulip, где, по всей видимости, проживал дядя Ваня. Там нас познакомили с Шалиным и Имашевым, а Кузнецова представили юристом. Дядя Ваня настаивал на том, что Ерлан Имашев от его имени станет владельцем половины Kapchagay Marine Club. А Шалин сказал, чтобы мы не вздумали сказать, что мы БН-овские. Он говорил: «Если Анвар Баталов узнает, что мы "БН-вские", то он никогда не продаст эту зону». А мы даже не понимали, кто такие "БН-овские". Это уже потом мы узнали, что это Болат Назарбаев. Они якобы у Баталова отжимали бизнес, и если он узнает, то не продаст. Вот почему мы были им нужны: чтобы получить доступ к бизнесу. Я думаю, слили информацию, что мы продавали участок, что нам нужны деньги, что мы приобретать хотим Marine Club», объяснила Елена Мельникова.  
Коллаж Orda.kz

Сделку решили заключить в банке, расположенном в районе Зеленого базара, где продавец арендовал ячейку. Мельниковы привезли с собой 360 тысяч долларов и 8 млн тенге задатка за участок. Оставшуюся сумму они ожидали, что привезут доверенные лица дяди Вани.

«Ребята нагло зашли, вырвали документы и начали читать. Мы были в недоумении. Нам сказали, что дяде Ване не нужен наш участок, а 8 млн тенге надо отдать Ерлану Шалину, что мы и сделали. Потом они спросили, сколько у нас денег и потребовали пересчитать нашу долю с 50% до 18% в соответствии с количеством денег. Ребята вели себя нагло и дерзко: грубили нотариусу, обзывали и требовали быстро перепечатать договор. Ситуация накалялась: дядя Ваня по телефону уверял, что всё уладит, чтобы мы делали, как скажет Имашев, а заправлять всем будет Шалин».

А дальше, по словам Елены Мельниковой, начались угрозы.

«На улице нам сказали, что если сорвём сделку, мы можем пожалеть. Нам напомнили, что у нас семь детей: кто-то может в школу не дойти, кого-то могут похитить. Я испугалась, но Андрей всё равно пытался дозвониться до дяди Вани, который о чём-то говорил с Шалиным. Они нам пообещали, что дадут обязательство о выкупе 31% бизнеса в течение года. Речи о половине уже не шло, только о 49%. У нас забрали 360 тысяч долларов в счёт нашей доли». 
Скрин Egov.kz

Сделку купли-продажи в тот день стороны не заключили, потому что «доверенные люди» не привезли оставшуюся часть денег. Её перенесли на 22 июля: 18% отошли Мельниковым, а 82% – Ерлану Имашеву. Добавим, что по словам Елены Мельниковой, было ещё одно обязательство между Имашевым и Новаковским: последнему должны были передать 60% от бизнеса. В итоге ни одно из обязательств так и не выполнили.

Читайте также:

Совместный бизнес, или как обналичить 600 тысяч долларов

Бизнес на деле оказался совсем несовместным. Мельниковы какое-то время пытались участвовать в развитии своего дела: помогали с приобретением холодильников, посуды, ковров, а потом их попросили на выход. Как только сделку официально заключили, въезд Андрею и Елене Мельниковым на зону отдыха запретили. Несмотря на имеющуюся долю в бизнесе, прибылью с ними никто не делился. 

«Как-то так вышло, что год для выкупа 31% от бизнеса сократился до полугода. То есть, как раз январь 2022 года. Я позвонила Руслану Шалину и сказала, что готова выкупить оставшуюся долю: мой дядя дал нам недостающую сумму. Шалин ответил, что я должна привезти ему деньги наличными. 49% это примерно 940 тысяч долларов, то есть, должны мы были ещё 580 тысяч долларов. Обналичить такую сумму после Кровавого января было сложно. Лишь в конце марта мы смогли это сделать. Я позвонила Шалину 29 марта». 

Как рассказала Мельникова, весной прошлого года её муж от знакомых узнал, что Руслан Шалин уже нашёл покупателя на туристическую зону. Якобы продать Kapchagay Marine Club он хотел за 7 млн долларов. 

«Когда я пришла к нему и сказала, что мы хотим выкупить 31%, он был уверен, что сможет у нас всё забрать. Он начал утверждать, что я должна ему 400 тысяч евро за ремонт, ещё 150 тысяч евро нам якобы занимал дядя Ваня. И мы их должны сразу отдать. Он бил на то, что мы не соберём всю сумму. Я сказала, хорошо, мы готовы их предоставить. Он сказал нотариусу готовить сделку на утро. Утром позвонила Шалину, а он меня просто послал на три буквы. Сказал, что я могу подавать в суд, но тогда вообще останусь без штанов. Через несколько дней, 7-8 апреля, мне позвонил Ерлан Имашев, попросил подъехать к нотариусу для разговора. Он положил передо мной документ о передаче моей доли его брату Темирлану Имашеву. Деньги мне никто за это предлагать не планировал. Я кричала, что хочу выкупить свои 31%. А Имашев говорил, что он хозяин зоны и он не планирует ничего продавать. А я должна подписать документ. И ещё требовал больше не звонить Шалину, потому что он человек занятой».

У нас всё схвачено, найдём за что посадить

По словам Елены Мельниковой, именно в этот день Ерлан Имашев перешёл на угрозы. Он говорил, что зону отдыха приобрёл сам и никаких 360 тысяч долларов семейная пара ему не передавала.

«Он грозился подать в суд, говорил, что у них там всё схвачено, а мы останемся ни с чем. Я так удивилась, сказала ему про свидетелей передачи денег. А он мне в ответ, посмотрите, как всё будет. Он мне звонил каждый день по 5-6 раз. И если сначала я брала трубку, то потом стало страшно. Они меня искали, чтобы передать управление моей доли. Тогда бы они спокойно получали бы прибыль, сидя где-то за границей». 
Фото wikicity.kz

Новый виток противостояния начался в мае 2022 года. Елена и Андрей Мельниковы встретились с Ерланом Имашевым на базе отдыха, где им поставили ультиматум: переписать долю за три дня. 

«Он нам дал три дня, через которые мы должны переписать долю. Иначе он посадит моего мужа: «Найдём за что, разницы нет, у нас всё схвачено во всех судах, во всех прокуратурах. Мы здесь правим всем. Что мы хотим делать, то и сделаем». После таких слов мы были вынуждены скрываться два месяца».

Постоянные угрозы привели к тому, что семье Мельниковых пришлось скрываться. Детей увозили и забирали из школы. На телефонные звонки никто из членов семьи не отвечал, пока до них не дошли слухи, что зону отдыха арестовали по делу о рейдерстве. 

Как прокуратура Алматы чуть не заставила финансировать рейдеров в бегах

Когда подозреваемые в рейдерском захвате нескольких бизнес-проектов покинули Казахстан, зона отдыха осталась без управленца. Оплату за услуги и товары проводили на банковские счета, которые принадлежали разным людям. Как потом должна была разбираться с этим бухгалтерия и налоговые органы, умалчивалось. 

«Платили Оксане Кудряшовой, Руслану Шалину, Евгению (сын Оксаны Кудряшовой), собирались вручную. В гостиницу люди приходят и просто им дают счета для оплаты. Это только то, что мы вытаскивали по счетам, а сколько прошло наличкой. Это неучтённые деньги. Мы наняли юриста, приехали, попросили управляющего зоны отдыха с нами переговорить, так как мы тоже учредители. К нам вышел Антон Махонько, уточнили у него, когда приедет Ерлан Имашев и оставили уведомление, что хотим с ним встретиться и переговорить. Нам надо было как-то дальше жить, оплачивать долги и растить детей. Мы все деньги туда вложили. Через 10 дней мы вернулись, теперь срок сдвинулся с 1 августа на 1 сентября».

12 августа Мельниковы предупредили управляющего директора, что они возобновляют деятельность на зоне отдыха. Как выяснилось, он сам был на птичьих правах: доверенность на право управления Marine Club ему выдали от лица ИП Оксаны Кудряшовой, которая не являлась учредителем зоны отдыха. С ним ушли также его доверенные люди, оставшаяся часть коллектива продолжила работать.

В скором времени на базу начали приезжать родственники Ерлана Имашева: его мать Шолпан и брат Темирлан. Каждый из них скандалил, пытался выгнать персонал и предоставлял доверенность, которая не давала прав на управление. В одну из таких встреч мать на тот момент разыскиваемого Имашева показала документ от прокуратуры Алматы, где были прописаны обязательства по перечислению прибыли от зоны отдыха на счета Ерлана Имашева, как его мажоритарного учредителя. 

«Мы законсервировали зону, но продолжали работать. Оплата требовалась персоналу, который продолжал за ней смотреть, плюс надо было платить налоги, делать ремонт. Почему-то их ремонт на 400 тысяч евро даже не было видно. 11 апреля 2023 года приехала мама Ерлана Имашева. Она кричала, что все уволены, что у неё есть на руках указания прокуратуры, что она может работать, её никто не остановит. Наш юрист ознакомилась с указанием надзорного органа (документ есть в распоряжении редакции). И что мы обязаны перечислять деньги на арестованный счёт человека, который находится в уголовном розыске».

Документ, выписанный надзорным органом, обжаловали в генпрокуратуре. 

История дяди Вани, или как гражданин Германии перевёл Ерлану Имашеву 2 млн долларов

Пересказ событий Йоханна Новаковского несколько отличается от истории Мельниковых. По его словам, он перечислил Ерлану Имашеву полную стоимость за зону отдыха в несколько траншей и должен быть единоличным владельцем. 

«По договору, Мельниковым должно принадлежать 18% с условием, что они до определённого числа должны были провести оплату за эти 18%. Это всё подтверждено документами. Прошу заметить, что семья Мельниковых, не заплатившая по сегодняшний день ни единого тенге, находится на территории Marine Club и ограничивает доступ мне на данную территорию. Я представляю вам все счета произведённой оплаты, из которых видно, что деньги перевёл бывшему владельцу Marine Club для её оплаты. Так как сам являюсь гражданином Германии, я не мог оформить базу отдыха Marine Club на себя, поэтому было принято решение оформить её временно на Ерлана Имашева, пока я не получу вид на жительство в Казахстане»,  написал Йоханн Новаковский на почту редакции Orda.kz.

Отметим, что дядя Ваня во время сделки не присутствовал и не мог видеть, как Мельниковы передавали деньги Имашеву и Шалину в счёт оплаты своей доли. Тем более, на сайте электронного правительства учредителями до сих пор значатся Елена Мельникова и Ерлан Имашев. 

Все эпизоды по делу о рейдерстве приостановили из-за розыска подозреваемых. После их экстрадиции в Казахстан 6 сентября дело возобновили. Пострадавшие ожидают, что в скором времени начнутся следственные мероприятия и проведение очных ставок.

В следующей части Orda.kz расскажет о том, как от действий рейдеров до сих пор страдает проект жилого комплекса Esentai City в Алматы. А также как материалы, предназначенные для строительства, оказались на базе отдыха Kapchagay Marine Club.

Читайте также:

Лента новостей

все новости