Топливные базы по заниженной цене: в КТЖ подсчитывают ущерб от приватизации стратегических объектов Кулибаевым

cover Коллаж Orda.kz

Главная транспортная прокуратура не только в судебном порядке пыталась вернуть «Қазақстан темір жолы» приватизированные ранее топливные базы, но и инициировала расследование по факту растраты чужого имущества в отношении ТОО «Торговый дом «ТЭК-Казахстан». Orda.kz выясняла подробности.

Редакция уже рассказывала, как бывший премьер-министр Карим Масимов и Аблай Мырзахметов, на тот момент министр транспорта и коммуникаций и глава АО «НК «Қазақстан темір жолы», отдали на приватизацию 80 объектов. В список вошли угольные склады, материально-хозяйственные склады топлива и объекты, предназначенные для обеспечения локомотивов ГСМ. Естественно, в списке оказались и топливные базы, расположенные на железнодорожных станциях. Кстати, там до сих пор заправляют дизелем и смазочными материалами локомотивы и другие тяговые средства.

Читать также:

Как в главной транспортной прокуратуре завели дело спустя 22 года

В начале августа в главной транспортной прокуратуре получили аудиторский отчёт. В документе сообщалось о занижении балансовой стоимости топливных складов: специалисты ТОО «Аудиторская компания «Соломон» проверили документацию по топливным складам

Хотя на момент реализации в 2001 году оценочная стоимость 80 складов составляла всего 139 млн тенге.

Директор ТОО «Аудиторская компания «Соломон» Алма Сулейменова в разговоре с корреспондентом Orda.kz отметила, что не может раскрывать подробности, потому как подписывала соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. 

«Мы проверяли все топливные склады по документации КТЖ. Мы написали, что отчёт оценщика (2001 года) не позволяет говорить, что он достоверный», рассказала Алма Сулейменова.

Согласно отчету, при использовании топливных складов КТЖ с июля 2011 по декабрь 2022 года дополнительно заплатила 149 млрд тенге. Эта сумма включала плату за экипировку и содержание складов. Получив документы, главная транспортная прокуратура начала досудебное расследование по статье 189 УК РК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» в отношении ТОО «Торговый дом «ТЭК-Казахстан». 

Уже 8 сентября расследование прекратили ввиду отсутствия состава преступления, 149 млрд тенге признали упущенной прибылью. Отметим, что на запрос корреспондента Orda.kz в главной транспортной прокуратуре ответили одной фразой:

«Запрашиваемые сведения носят коммерческую, налоговую и банковскую тайны, в соответствии с требованиями части 1 статьи 201 Уголовно-процессуального кодекса данные досудебного расследования разглашению не подлежат».  

В АО «НК «Қазақстан темір жолы» прокомментировали более развернуто. В организации полагают, что упущенной прибылью ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» является оплата за услуги «ТЭК-Казахстан». При наличии собственных топливных складов этой графы «Расходы» просто бы не существовало. В последний раз меняли стоимость услуг в июне 2019 года – её снизили с 32 351 тенге до 22 тысяч тенге за тонну с учётом НДС.

«У «КТЖ – Грузовые перевозки» нет собственного парка резервуаров и соответствующей инфраструктуры для приёмки, хранения и экипировки тепловозов дизельным топливом. Услугу предоставляет ТОО «ТД «ТЭК-Казахстан», которое имеет возможность экипировать в пунктах технического обслуживания локомотивов и имеет соответствующую инфраструктуру. Долгосрочный договор закупа услуг по приёмке, хранению и отпуску жидких, сыпучих и тарированных грузов заключён от 1 июля 2015 года»,  сообщили в КТЖ.

В нацкомпании указали, что ТОО «ТД «ТЭК-Казахстан» – самая крупная сеть топливных баз по стране. Предприятие оказывает услуги по хранению и перевалке дизельного топлива, бензина, мазута, печного топлива, сыпучих грузов, а также реализует, хранит масло и смазку. Таким образом, оно выступает монополистом по предоставлению этих услуг в железнодорожной отрасли. 

Как топливные базы достались компании зятя экс-президента

27 лет назад правительство Казахстана подписало постановление о поэтапной передаче объектов социальной сферы местным исполнительным органам. В октябре 2001 года тогда ещё министр транспорта и коммуникаций Карим Масимов утвердил список объектов в КТЖ, которые подлежали приватизации. 24 октября 2001 года гендиректор КТЖ Аблай Мырзахметов подписал документ «О реализации объектов дирекции материально-технического снабжения». 

Топливные базы 5 ноября 2001 года разделили между компаниями: «ТЭК-Алматы» (продали за 91 млн тенге), «ТЭК-Астана» (продали за 96 млн тенге) и «ТЭК-Батыс» (продали за 43 млн тенге). А уже 27 ноября Масимова и Мырзахметова ждало повышение по карьерной лестнице. Первый занял должность заместителя премьер-министра, а второй – министра транспорта и коммуникаций. Напомним, что позже  Мырзахметов получил пять лет условного срока за хищения в КТЖ в размере 3,3 млрд тенге.

Сейчас эти топливные базы находятся на балансе ТОО «Торговый дом «ТЭК «ТД «ТЭК-Казахстан». Учредителями предприятия выступают ТОО «Қамқор Менеджмент» и Ануар Ушбаев. Организация принадлежит:

  • Joint Technologies (учредители Раушан Сагдиева и через ТОО «Кипрос» Тимур Кулибаев);
  • Алибеку Кулибаеву – племяннику зятя Нурсултана Назарбаева;
  • Диасу Сулейменову – совладельцу и генеральному директору многоотраслевой группы «Қамқор Менеджмент». Он также является соучредителем ТОО «Brent Invest», владеющем долей в сети АЗС Sinooil;
  • Андрею Киму – первому владельцу компании «Торговый дом «ТЭК-Казахстан».

А это значит, что в течение длительного времени именно компания Тимура Кулибаева и его племянника отвечала за заправку дизелем и смазочными материалами вагонов КТЖ.

 Карта топливных складов «ТЭК – КАЗАХСТАН» 

22 года спустя, или Ещё одна попытка вернуть государству активы Кулибаева

После событий Кровавого января некоторые постановления правительства, принятые ранее, начали пересматривать. 21 ноября 2022 года транспортная прокуратура подала рапорт о необходимости проверки законности передачи в конкурентную среду топливных складов, ранее принадлежащих АО «НК «Қазақстан темір жолы». 

6 февраля в специализированный межрайонный административный суд Астаны поступил иск от главной транспортной прокуратуры. Представители надзорного органа просили признать незаконным приказ от 9 марта 2000 года «Об утверждении перечня основных средств КТЖ» в части дополнения списка топливными складами. Их внесли в документ в соответствии с двумя приказами министра транспорта и коммуникаций от 17 октября 2001 года. 

Активы КТЖ перешли ТОО «ТЭК-Алматы», «ТЭК-Астана» и ТЭК-Батыс», но в 2008 году их объединили в единую компанию – «ТЭК-Казахстан».

 Фото КТЖ 

Ответчиком признали министерство индустрии и инфраструктурного развития. Заинтересованными лицами выступили представители КТЖ, «Самрук-Казына», комитет транспорта МИИР и ТОО «Торговый дом «ТЭК-Казахстан». 

По словам представителя главной транспортной прокуратуры, в ведомстве узнали о приказах во время проведения аналитического отчёта 1 февраля 2023 года. И именно поэтому нельзя сказать, что в ГТП пропустили срок подачи иска (Согласно статье 136 Административного процедурно-процессуального кодекса иски об оспаривании подаются в течение месяца со дня вручения решения по жалобе). Сотрудники госкомпаний – «Самрук-Казына», КТЖ и комитет транспорта не были против заявленных требований, указанных в иске. Однако представители компании Тимура Кулибаева, которой и достались те самые топливные базы, ходатайствовали о возврате иска по причине пропуска срока его подачи.

 Фото КТЖ 

Судья Жанар Дуйсенова решила, что транспортной прокуратуре было известно про приказы МИИР ещё с 2002 года. Потому что в июне того года Юго-восточная региональная транспортная прокуратура оспаривала договор купли-продажи между КТЖ и ТОО «ТЭК-Алматы». Тогда надзорному органу отказали в удовлетворении иска и в специализированном межрайонном экономическом суде Алматы, и в апелляции.

27 марта 2023 года специализированный межрайонный адмсуд Астаны посчитал, что прошло слишком много времени. Иск вернули транспортной прокуратуре.

18 мая 2023 года  коллегия по административным делам суда Астаны оставила апелляционную жалобу главной транспортной прокуратуры без изменений. 

Как топливные базы Кулибаева постановили вернуть КТЖ 

Напомним, топливные базы 5 ноября 2001 года приватизировали разными сделками ТОО «ТЭК-Алматы», ТОО «ТЭК-Астана» и ТОО «ТЭК-Батыс». Как итого, возвращали их КТЖ несколькими судебными решениями.

13 июля судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда удовлетворила протест генпрокуратуры к ТОО «ТЭК-Алматы». Основанием для этого послужили два обстоятельства. Во-первых, согласно указам «О государственном предприятии» и «О приватизации» госимущество неделимо. Приватизировать его можно только в случае ликвидации. Во-вторых, судья сослался на закон «О железнодорожном транспорте». 

«Магистральная железнодорожная сеть (в том числе инженерные сооружения на них) является исключительной государственной собственностью, отчуждение которой в частную собственность запрещено»,  решили в Верховном суде.

Чтобы вернуть остальные топливные базы, надо было отменить сделки купли-продажи «ТЭК-Астана» и  «ТЭК-Батыс», а ещё признать недействительным залог недвижимого имущества между Halyk Bank и ТОО «ТЭК-Казахстан». Главная транспортная прокуратура подала иск в специализированный межрайонный экономический суд Астаны.

Ответчиками по делу выступили АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», ТОО «ТЭК-Казахстан», ТОО «ТД «ТЭК-Казахстан» и Halyk Bank.

Представители ответчика не согласились с иском. По мнению сотрудников ТОО «ТЭК-Казахстан»,  в «Торговый дом «ТЭК-Казахстан» выполнили все необходимые процедуры при реализации топливных складов, необходимости в согласовании сделок с органом приватизации не было. Здания и строение компании купили без прав на земельные участки. Их руководство ТОО «ТЭК-Казахстан» приобрело отдельно. 

«Объекты были модернизированы, осуществлена реконструкция, расширена инфраструктура топливных складов, приобретены дополнительные земельные участки, возведены новые здания и сооружения, построенные ТОО «ТЭК-Казахстан» за свой счёт. Данное недвижимое имущество является неразрывным объектом инфраструктуры топливных складов и не может быть отделено, что делает возврат топливных складов невозможным»,  написали представители ТОО «ТЭК-Казахстан» и ТОО «Торговый дом «ТЭК-Казахстан» в письменном отзыве.
Юристы Halyk Bank напомнили, что залог включает не только имущество, купленное по оспариваемым сделкам, но и приобретённые позже участки и построенные на них объекты недвижимости.

Судья специализированного межрайонного экономического суда Астаны 4 сентября удовлетворил иск главной транспортной прокуратуры, посчитав, что оспариваемые сделки противоречат требованиям законодательства и являются недействительными.

«Доводы ответчика о том, что земельные участки приобретены самостоятельно после заключения оспариваемых сделок, осуществлении им реконструкции и модернизации топливных складов, не препятствуют удовлетворению требования. Ответчик не лишён права заявить впоследствии о понесённых расходах, связанных с улучшением имущества. Доводы о возведении ответчиком новых сооружений и здания не могут быть приняты по тем же основаниям. Земельные участки предоставлены местными исполнительными органами с целевым назначением – для обслуживания объектов топливных складов. Соответственно, основанием порождения права собственности на земельные участки явилось спорное имущество»,  решил суд.
Скриншот решения суда

Договоры о залоге недвижимого имущества, заключённые между Halyk Bank и ТОО «Топливный энергетический комплекс – Казахстан» признали недействительными. Список недвижимого имущества, которые должны истребовать в пользу КТЖ, занял почти семь страниц. На балансе ТОО «ТЭК-Астана» и ТОО «ТЭК-Батыс» числились котельные, цистерны и ёмкости для хранения ГСМ, тупики выгрузки угля, машины, тракторы, дома, краны, компьютеры и принтеры. Имущество перераспределили на 50 станций. 

В КТЖ на запрос корреспондента Orda.kz ответили, что ведётся работа по передаче топливных складов на баланс нацкомпании. На вопрос, будет ли АО требовать возмещение ущерба, на предприятии сообщили, что «проводится работа по определению возможного ущерба».

Кулибаев и его компании не влияют на распределение топлива в Казахстане

Зятю экс-президента через АО «Каспий нефть» принадлежит лицензия на разведку, добычу, первичную обработку, транспортировку и реализацию сырой нефти на месторождении Айранколь в Жалыойском районе Атырауской области. Кулибаев также владеет сетями АЗС по стране (Qazaq Oil и GasEnergy). Кроме того, он выступает соучредителем в ТОО «Шымкентская химическая компания» (ТОО «ШХК»), которое получает сырьё с Шымкентского НПЗ.

По словам вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова, правительство делает упор на обеспечение внутреннего рынка топлива для энергетической безопасности. При этом чиновник не наблюдает, чтобы компании зятя экс-президента или люди, связанные с ним, влияли на распределение топлива.

«В первую очередь нефть распределяется на внутренний рынок, экспортируют её по остаточному принципу. Мы прекрасно понимаем, что экономика поставок на внутренний рынок не такая высокая. А нефтедобывающие организации, помимо «КазМунайГаза» и PETROSUN, которые работают в Казахстане, поставляют нефть на внутренний рынок для дальнейшей переработки и насыщения рынка. Конечно, они стремятся экспортировать сырьё, но Минэнерго предпринимает все меры для обеспечения внутреннего рынка. Это наша приоритетная задача. Решений людей или компаний, связанных с Тимуром Кулибаевым и влияющих на принятие решения, я не вижу и не наблюдаю», 
ответил Аккенженов.

Редакция продолжит рассказывать о приватизированных ранее активах Кулибаевым и Ко.

Читать также:

Лента новостей

все новости