Компания Кулибаева помогает Шымкентскому НПЗ производить бензин. Часть 2

cover Шымкентский НПЗ/Фото petrosynthesis

С 2011 года на заводе занимаются реконструкцией дизельной установки. Последней деталью стала компрессорная станция, чья реальная стоимость была выше, чем сумма в смете. Генподрядчиком выступила компания DN System, учредителем которой числился бизнес-партнёр Тимура и Динары Кулибаевых. Orda.kz разбиралась в ситуации

В прошлой части редакция Orda.kz рассказала, что поломку теплообменника на Шымкентском НПЗ нельзя считать форс-можором. О неисправности детали было известно ещё в начале года. В марте для её починки даже приехали специалисты завода-изготовителя, который находится в Китае. Они сообщили, что при благоприятных условиях теплообменник сможет работать не больше года. Но уже в мае он снова стал выходить из строя. Подробнее о том, как на Шымкентском НПЗ пытались справиться с проблемой, можно прочитать здесь.

Теплообменик на Шымкентском НПЗ снова сломался?

18 июля в Астане прошла пресс-конференция с зампредом «КазМунайГаза» Дмитрием Макеевым. Он рассказал, что на Шымкентском НПЗ завершили ремонт теплообменника. Установку запустили, ведётся стабилизация технологических параметров, завод выходит на штатный режим работы.

22 июля Шымкентский НПЗ посетил вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов. Он ознакомился с работой объекта и провёл совещание. Но в пресс-релизе корреспондента Orda.kz заинтересовал момент про подключение пластинчатого теплообменника на установке каталитического риформинга бензина. Того самого злополучного Т-251, который вышел из строя ещё в июне.

"По информации руководства завода, операции по подключению в работе пластинчатого теплообменника будут завершены 23 июля, с последующим выводом на нормальный технологический режим 24 июля", – сообщили в пресс-службе Минэнерго.

Фото министерства энергетики

То есть где-то между 18 и 22 июля теплообменник снова вышел из строя? Иначе зачем его подключать дважды. Скорее всего, виной всему жаркая погода, которая держится на юге Казахстана. По другой версии, Дмитрия Макеева дезинформировали, иначе зачем ему было обманывать широкую общественность.

Реконструкция дизельной установки длиною в 12 лет

В 2011 году на Шымкентском НПЗ приступили к реконструкции дизельной установки, чтобы выпускать топливо экологических стандартов К4 и К5. Планировалось довезти производство дизеля до 2 млн тонн в год. Однако за 12 лет установку ремонтировали уже три раза.

В сентябре 2015 года "КазМунайГаз" объявил, что систему реконструировали. В эксплуатацию ввели установку гидроочистки, обеспечивающую определённое качество. На НПЗ использовали разработки компаний Axens (Франция) и Sud Chemie (Германия). Это было первым шагом в проекте реконструкции ШНПЗ. С этого момента начали выпускать экологическое дизтопливо экологических стандартов К4 и К5. Это аналог европейских стандартов Евро-4 и Евро-5, принятый в странах Таможенного союза.

Прогнозные показатели модернизации Шымкентского НПЗ/Фото GlobalNews

Официально о ценах на солярку никто не говорил, но в начале сентября 2015 года вышел приказ министра энергетики. Согласно документу, цены на летнее и межсезонное дизельное топливо не должны превышать 99 тенге за литр. С тех пор многое изменилось, ценник на заправках на солярку держится в районе 295 тенге.

Шымкентский НПЗ/ Фото "Самрук-Қазына"

15 декабря 2017 года ТОО "ПКОП" внезапно сообщило, что перешло на выпуск дизельного топлива экологического класса К4 и К5 по требованиям технического регламента Таможенного союза. Хотя об этом ранее заявляли "КазМунайГаз" и "Самрук-Қазына". Почему дважды, ещё и с разницей в два года, сообщали об одном и том же, непонятно. Возможно, владельцы Шымкентского НПЗ просто забыли, что давно производят этот дизель?

Добавим, что на модернизацию НПЗ выделили до 2 млрд долларов, но своего целевого показателя объект так и не достиг. Он должен был выпускать 2 млн тонн дизельного топлива в год. В итоге Казахстан получил только 1,6 млн тонн. Почему не получилось? Никто на этот вопрос не ответил. Отметим, что и на сегодня заветной цифры нет. В прошлом году Касым-Жомарту Токаеву сообщали о 1,9 млн тонн дизеля.

Фото Акорда

Ожидание VS реальность: как реальные суммы оказались выше, чем в сметах

Как писало издание GlobalNews, последний раз реконструкцию дизельной установки дополнили компрессорной станцией. На неё потратили ориентировочно 27-29 млн долларов США. При том, что аналогичная установка на Атырауском НПЗ стоила почти в 2 раза дешевле: 15–16 млн долларов. При этом стоимость самой компрессорной станции в проектно-сметной документации составляла 7,7 млрд тенге (декабрь 2020 года по курсу 430 тенге за доллар – 18 млн долларов). Но уже в финальных документах эта же деталь обошлась в 12,6 млрд тенге. По информации коллег, каких-либо обоснований столь резкого повышения стоимости ТОО не предоставило.

Более того, незавершённую стройку решили включить в «операционные расходы». Это можно назвать нарушением, потому что в теории все недостроенные объекты указаны как незавершённое строительство. После ввода в эксплуатацию все части одним актом принимают на баланс завода по фактическим расходам.

"Теперь есть высокие риски, что на ПКОП «идёт» процедура, как узаконить «перерасход». И, возможно, даже имеется «определённое» решение, чтоб часть расходов по контракту отразить на операционные расходы – работы с ПСД, демонтажные работы, перенос существующих холодильников, реконструкцию колонн, замену трубопроводов и переобвязку, усиление эстакад, оборудование для подстанции и противопожарной защиты. Они должны быть в актах по строительно-монтажным работам (СМР)", – поделился источник на НПЗ.

План министерства энергетики на 2023 год по Шымкентскому НПЗ

"С 2011 года идёт реконструкция дизельной установки. Они заказали пять ПСД с вовлечением генподрядчиков, пытаясь довести производство дизеля до 2 млн тонн в год. В итоге потратили около 40 млн долларов на это. Последней попыткой были закупка и строительство компрессорной. Механическое завершение — в марте-апреле 2022 года. Контракт генподряда заключили в августе-сентябре 2020 года. Скорее всего, это сделали без наличия ПСД, потому что заключение госэкспертизы получили намного позже – 31 декабря 2022 года. Плюс ещё ввод в эксплуатацию. ГАСК сильно возражал против окончательной приёмки акта, потому что окончательная стоимость объекта с доставкой была намного выше, чем сметы в ПСД", – рассказал источник Orda.kz на Шымкентском НПЗ. 

Генподрядчиком выступала компания DN System. Контракт заключили на СМР и закуп оборудования с выплатой аванса под гарантийное письмо. Банковскую гарантию почему-то компания не предоставила. Как отметил источник Orda.kz, ТОО не завершило пуско-наладочные работы.

"Аудиторы из "КазМунайГаза" рекомендовали оштрафовать предприятия на сумму до 400 млн тенге. Но руководство "ПКОП" не позволило это сделать. Более того, технический директор Бахыт Ерегенов подписал акты пуско-наладочных работ, в которых не участвовал DN System. Вообще Ерегенов не первый раз подписывает договор с генподрядчиком до получения государственной экспертизы. Разве это правильно? ТОО "ПКОП", ещё не зная точную сметную стоимость проекта, нарушило закон об архитектурной градостроительной и строительной деятельности деятельности", – дополнил источник.

ТОО DN System создали ещё в 2005 году. Компания зарегистрирована в Уральске, в промышленной зоне Желаево 23/3. Директором указан Мереке Алжанов, а учредителем выступает Сансызбай Серкалиев. В 2021 году предприятие уплатило в казну 216 млн тенге налогов.

Занимается предприятие строительством нежилых зданий. И в целом обычная с виду компания, но есть один нюанс.

В определённый период учредителем DN System числилась компания, связанная с Тимуром и Динарой Кулибаевыми

Шымкентский НПЗ и его связь с дочерью и зятем экс-президента

Среди учредителей компании DN System в период с 27 ноября 2019 года по 7 июня 2020 года соучредителем, кроме Сансызбая Серкалиева, было ТОО "Delta Oil". После юрлицо сменил Аспандияр Елибаев, директор Delta Oil. В ноябре 2022 года в списке владельцев остался лишь Серкалиев.

По данным за апрель 2023 года, Delta Oil и Аспандияр Елибаев входят в список аффилированных лиц АО "Дочерняя организация Народного банка Казахстана "Halyk Finance" . Дело в том, что предприятие является соучредителем Шымкентской нефтехимической компании (ТОО "ШХК"). Вторым учредителем выступает ТОО "Алмэкс Проект", принадлежащее Динаре и Тимуру Кулибаевым.

Скриншот с Egov.kz

Одна трубопроводная эстакада на двоих

В сентябре 2021 года в Шымкенте открыли завод по производству метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ). Строительство объекта и покупку оборудования осуществляли в том числе и на деньги Банка развития Казахстана. Финучреждение выделило 9 млрд тенге сроком до 10 лет в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития Казахстана. Общая стоимость проекта составила 13,7 млрд тенге. Оставшаяся часть пришлась на собственные средства. Какую сумму из 4,7 млрд инвестировала семья Кулибаевых, не сообщалось.

Генеральный директор ТОО «ШХК» Манат Бибасов и зампредседателя правления БРК Думан Аубакиров/ Фото БРК

Производственная мощность завода составляет 57 тысяч тонн МТБЭ в год, что позволяет ему полностью покрывать потребности внутреннего рынка. Это одно из важных кислородосодержащих высокооктановых компонентов, которые используют при получении бензина. Именно МТБЭ помогает получить тот самый бензин марки АИ-95.

Шымкентская нефтехимическая компания/ Фото БРК

Но как связаны Шымкентский НПЗ и Шымкентский химический завод? Напрямую: между объектами установлена трубопроводная эстакада. По ней химзавод получает как сырьё от ШНПЗ, так и энергоресурсы в виде пара и очищенной воды.

Что собой представляет сырьё? Во время переработки нефти образуется газ. Из него извлекается изобутилен, необходимый для производства добавки к моторному топливу. Оставшийся газ возвращается на основное производство. На основной установке изобутилен вступает в реакцию с метанолом, в результате чего производится эфир.

Могла ли связь ТОО "DN System" с Кулибаевыми и Шымкентской нефтехимической компанией стать некой защитой от штрафа в 400 млн тенге, который предлагали наложить аудиторы "КазМунайГаза"? Этот вопрос остаётся открытым.

Шымкентская нефтехимическая компания/ Фото БРК

В следующей части редакция Orda.kz расскажет о кадровых проблемах и дефекте на каталитическом крекинге.

Лента новостей

все новости