Спектакль «Животное»: как приручить своего зверя

Сегодня, 27 марта отмечается Всемирный день театра. Для кого-то этот праздник до сих пор – бархатные кулисы и «Гамлет», а для кого-то – смелая, дерзкая попытка вывести действо за пределы сцены и вовлечь зрителя всеми способами. Тут можно сочетать несочетаемое, как делает «Трансформа» в своём новом спектакле «Животное». Объединить «Сталкера», рейв и сеанс коллективной психотерапии, оставаясь в рамках театра, – а пожалуйста!
Режиссёр года, по версии Orda.kz, Дмитрий Гомзяков представил в культурном пространстве «Трансформа» очередную постановку – как всегда, многослойную, непростую, но теперь ещё и жёсткую.
«Правило первое. Всё, что вы увидите, – спектакль. Не правда, не реальность, не ваша жизнь. Узнали что-то? Вам показалось. Ваш мозг вас обманывает. Смиритесь».
Когда спектакль начинается с подобных слов, так и подмывает про себя добавить, что второе правило – не упоминать нигде о Бойцовском клубе. Атмосфера этому очень способствует: по ощущению, ты попадаешь не то в раздевалку перед выходом на ринг, не то на задний двор школы перед разборками. Воздух наполнен тестостероном. И со зрителем разговор ведут, как выразился режиссёр, «деликатно, но уже с мужской энергией». Главная просьба – не лезть к актёрам: спектакль – иммерсивный, зритель – его остов, но мало ли – вдруг кто расчувствуется. А этого здесь нельзя – как нельзя больше быть «правильными мальчиками и девочками», которыми нас всю жизнь хочет видеть общество.
Фото Дмитрия Поваляева
Неспроста команда спектакля определяет его жанр как «провокация». «Животное» – это разговор о мужской природе в момент, когда мир горит. И к большинству проблем привёл как раз патриархат.
«В своё время меня очень вдохновил фрагмент из «Пикника на обочине» братьев Стругацких, когда один из главных героев находит кучу денег вместо своего, казалось бы, истинного желания, и признаётся в том, что он животное. Мне понравилась игра слов, этот животный контекст. В искусстве уже много сделано на тему феминизма и женственности, а вот про мужскую идентичность – значительно меньше. И меня это очень волнует, потому что моё понимание маскулинности и того, каким должен быть настоящий мужчина, в корне отличается от того, что мне всю жизнь старался привить мой отец. И как нам, мужчинам, приручить своего внутреннего зверя, пока он не угробил весь мир – вот это я и пытаюсь исследовать»,делится Дмитрий Гомзяков.
Для этого исследования он использует свои фирменные приёмы: титры на экране, которые проживали отдельную жизнь в «Персоне»; прямой психологический диалог с аудиторией из «Холивара»; личные истории артистов и постоянное движение зрителей, на которых строился «Плотник».
Фото Дмитрия Поваляева
Сценография тоже по минимуму: мобильный столик с зеркалами, многофункциональные деревянные паллеты. Строить в спектакле будут так же много, как и рушить. И это, хоть и провокационно, но очень красиво. Помимо единственной актрисы, в спектакле занято семеро актёров – всем лишь недавно перевалило за двадцать. Добрую часть действа они проводят топлес, и вот парадокс: как в таких юных тонких телах может уживаться столько агрессии? Особенно когда диалоги сменяются хореографическими вставками. И да, если вы думали, что спектакль и рейв – это «разные стороны баррикад», то «Животное» 15-минутным живым DJ-сетом готово убедить в обратном.
В какой-то момент актёры подходят к первому ряду так близко, что ломают не только четвёртую стену, но и все личные границы. Заставить зрителя нервно ёрзать на стуле и покорно ходить по пятам за героями – вот он: способ диалога через искусство. Вопросов в спектакле много: можешь ли ты считаться мужчиной, если носишь длинные волосы и платья? Не служил – не мужик? Если не даёшь сдачи – трус? Они задаются через отсылки к текстам Бёрджесса, Паланика, Житковского. А ответить и вступить в переговоры со своим внутренним животным можно на ближайших показах 29 и 30 марта.
Лента новостей
- С Байконура запустили «Прогресс МС-31» — на борту топливо, вода и научное оборудование
- Авиадиспетчеры Франции вышли на забастовку: турсезон под угрозой
- «Откажусь от гражданства»: в Шымкенте вынесли приговор экс-главе управления образования и бывшему прокурору
- Ерлан Карин провёл совещание по укреплению межэтнического согласия
- Путин и Трамп снова обсудили Украину: что известно о телефонном разговоре
- «Алматы задыхается»: депутат раскритиковал строительство 40-этажной высотки RAMS
- В Атырауской области птенцов закопали заживо: строитель пытался остановить технику, но его не услышали
- Может вспыхнуть, как порох: каким регионам грозят лесные пожары, рассказали в МЭПР
- Ассоциация финтеха будет судиться с Минтуризма и спорта из-за предательства интересов Казахстана
- Пожар в ресторане тушили 40 минут в Астане — мешали припаркованные авто
- Каракалпакский активист, экстрадированный из Казахстана, получил 2,5 года колонии
- Муфтият сделал заявление о запрете никабов в Казахстане
- Пожизненное заключение: в Актобе вынесли приговор по делу о двойном убийстве и захвате заложницы
- «Аралтұз» и сломанные судьбы: завод, где рабочие боятся говорить
- Финпирамида Mudarabah: вайнер Шерниязов вышел из колонии
- Резонансное убийство школьника в Мерке: осуждённым подросткам апелляция не помогла
- Экс-главу «Казселезащиты» Кокрекбаева и топ-менеджера Bazis посадили за взятки
- Война в Украине: в Курской области погиб замглавкома ВМФ России
- Нужен иной подход: Токаев дал поручения новому министру транспорта
- Крупная казахстанская фабрика закрывает филиал в России