Сотни казахстанок находятся прямо сейчас в плену – эксперт Нацкомиссии по делам женщин о кражах невест

cover Коллаж Orda.kz

Похищение невесты, или, как называют в Казахстане, «алып қашу», — практика похищения невест и насильственной женитьбы, распространённая на Кавказе, в Кыргызстане, Казахстане, Эфиопии и других странах, где сохранились подобные обычаи. Сегодня в большинстве стран мира считается преступлением. Но в Казахстане пока не считается конкретным преступлением. Член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Назым Жангазинова поделилась с Orda.kz своим взглядом на этот обычай.

В последнее время в казахстанском обществе бурно обсуждается тема «алып қашу» – традиция с кражей невесты. Причём тема оказалась настолько спорной, что уже стала неким триггером, по которому можно различить так называемых казахстанских «консерваторов» и «либералов». 

Журналист Orda.kz взял комментарий по этому поводу у члена Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Назым Жангазиновой. К слову, она же является и активным публицистом, постоянно поднимающим проблемы гендерного неравенства в своих постах и высказываниях. Эксперт поделилась своим мнением о традиции свадебного воровства. 

«Я хочу прочертить чёткую границу между традицией и преступлением. Традиция в нашем современном понимании – это «имитация» кражи невесты, которая проходит по обоюдному согласию. Она имеет место в тех случаях, когда, например, жених не может оплатить проведение свадьбы. То есть это просто ритуал. Но другое дело – насильственное похищение девушки. Я думаю, нашему обществу пора перестать со снисхождением смотреть на такие явления и начать называть вещи своими именами. Похищение человека – это страшное, уголовно наказуемое преступление».

Статистика по похищениям ради брака

Коллаж Orda.kz

Но насколько актуальна эта традиция сегодня? Ведь многие казахстанцы убеждены, что «алып қашу» – это пережиток прошлого и на самом деле никаких краж в стране нет.

Назым Жангазинова считает, что это наивное и токсичное заблуждение, которое как бы обесценивает реальную проблему, из-за которой сотни, а возможно, и тысячи казахстанских женщин фактически живут в плену чужих семей:

«Приведу лишь официальные данные офиса уполномоченного по правам человека в Казахстане, согласно которым с 2019-го до 2023 года в нашей стране завели 214 уголовных дел, связанных с похищением невест. Однако мы не можем сказать, сколько на самом деле таких преступлений, так как, разумеется, большинство из них так и не доходит до обращений в полицию».

Кроме того, эксперт напомнила, что в действующем законодательстве нет статьи, которая бы пресекала кражи именно невест. Есть лишь общая статья 125 Уголовного кодекса, под которую «попадают» все похищения в стране. Как рассказала эксперт, чтобы вывести озвученную статистику, офис омбудсмена «вручную» отделял именно релевантные случаи: 

«Люди, которые оспаривают существование похищений невест, живут в своих розовых информационных пузырях. В это время наши девушки получают ужасные психологические травмы, а потом остаются жить с нелюбимым человеком в чужой семье. Сотни казахстанок прямо сейчас живут в плену. Думаю, многие знают истории знакомых и родственников, в чьих семьях тоже происходило подобное».

Мою тётю похитили, когда ей было 19 лет

Назым Жангазинова. Фото: weproject.media

Также Назым Жангазинова рассказала о том, как её близкие сталкивались с «алып қашу» и к чему «кража во имя любви» в итоге их привела.

«Такая ситуация произошла с моей родной тётей. Её похитили, когда ей было 19 лет. Всю жизнь она была активной, яркой, интересной. Хорошо училась в школе, потом и в университете. Затем в один из дней в родном ауле её похищает парень, которого та не любила и с которым не встречалась. Как и полагается в те времена, родня надавила со словами про «ұят» (позор) и тень на репутации всего рода. Тётя, не найдя поддержки, будучи практически ребёнком, осталась в незнакомой семье».

Сейчас женщине уже 58 лет, но, по словам Жангазиновой, она до сих пор говорит, что несчастна. Ведь почти 30 лет она состоит в браке, где нет любви и радости.

Девушка теперь «грязная», а вернуться домой будет позором

Но насколько актуально в современном обществе замалчивать эту проблему? Так, Жангазинова вспоминает другую историю, которую недавно услышала от мастера по маникюру, к которому она ходит. Ей сейчас 26 лет, её еще несовершеннолетней, в 17-летнем возрасте, украли. Причём девушка тогда только поступила в вуз и начала общаться с парнем. Но через какое-то время он стал её безосновательно ревновать, и та перестала выходить с ним на связь. Через какое-то время девушку похитили:

«Как-то после учёбы моя знакомая стояла на остановке, и её схватили два незнакомца, надели ей на голову пакет и затолкали в машину. Девушка кричала, но похитители поставили на всю громкость музыку, не давая ей привлечь внимание окружающих. На тот момент она подумала, что это похищение ради выкупа или даже убийства. Сказать, что она была напугана – ничего не сказать».

Только оказавшись у самого парня дома, девушка поняла, что происходит. На неё надели платок и присутствовавшая пожилая женщина бросилась перед ней на пол (по традициям перешагнуть через взрослого человека является проявлением неуважения). Через какое-то время вернулся и сам молодой человек, который нарочно опорочил девушку, чтобы она не могла от него убежать:

«Вернулся тот самый парень и изнасиловал ее. Женщины начали убеждать её, что она теперь «грязная», а вернуться домой будет позором. Её даже заставили написать расписку, что в этот дом она пришла по доброй воле. История тоже не закончилась ничем хорошим. Девушка осталась в этой семье со своим похитителем и проживает сейчас, очевидно, не самый лучший вариант своей судьбы».

Как считает Назым Жангазинова, все героини этих печальных событий – жертвы, которых общество почему-то воспринимает как вещь, которую можно украсть и заставить жить у себя без права выбора:

«Это пленницы в оковах своих мужей и нашего общества, которое смотрит на эту проблему сквозь пальцы. При всём ужасе это даже не самый страшный вариант развития событий, так как из новостей мы слышим о фактах, когда девушки не выдерживают и либо сразу после похищения, либо годами позже заканчивают жизнь самоубийством».

Девушки сами виноваты?

Казалось бы, разве могут в современном обществе найтись люди, способные к тому же и осудить жертв этого пугающего ритуала? Оказалось, что есть. Так, некоторые пользователи Казнета возмутились тому, что блогер Нагимуша, которую однажды в шутку похитили алматинские пранкеры, не сопротивлялась похищению.

«В комментариях её осудили, что она вела себя недостаточно активно и не перешагнула через такую же упавшую на порог «апашку». Но разве можно её винить? Её могли там убить, она же не знала, что это розыгрыш. Кроме того, девушки в такой ситуации вообще не понимают, что с ними происходит. Другое дело – само появление этого пранка. Всё-таки поп-культура – лишь отражение действительности. То, что ребята решили разыграть её таким образом – это подтверждение обыденности такой ситуации», – говорит собеседница.

По мнению эксперта по правам женщин, даже упавшая на порог «апашка» – это не просто придуманный сценарий, а реальный и часто используемый в манипуляциях над жертвами ход. Причём настолько распространённый, что стал уже «попсовым» и используется теперь даже в таких пранках. 

«Пока мы сидим за дастарханом с похитителями, мы омываем руки слезами сотен девушек»

Но что же тогда нужно изменить, чтобы решить проблему «алып қашу»? По мнению члена Нацкомиссии по делам женщин, в первую очередь, правительству необходимо внедрить отдельную статью в Уголовном кодексе – «Похищение человека с целью дальнейшего вступления в брак». Кстати, такое же предложение ранее озвучивал омбудсмен по правам человека Артур Ластаев.  

«В рамках существующей на данный момент статьи о похищении человека – это тюрьма от четырёх до семи лет. А если вы действуете в группе лиц, как это обычно и происходит, срок увеличивается до 12 лет. Под сообщниками я подразумеваю всех, кто замешан – и друзей, и родню, которая помогает удерживать девушку против её воли», – отметила эксперт.

Однако, как рассказала Назым Жангазинова, у этой статьи УК имеется одна важная особенность: если преступник добровольно отпускает жертву, он освобождается от ответственности:

«Это нормально в тех случаях, когда вы боитесь, что похититель убьёт жертву. Но все мы знаем, что для «алып қашу» не убивают. По словам правозащитников, из-за этой оговорки большинство дел не доходит до суда. Девушку отпускают, и это конец истории», – говорит Назым Жангазинова.

Эксперт по правам женщин убеждена, что даже если после похищения девушка может вернуться в свой дом, похититель должен нести самое жесткое наказание. Для того, чтобы в будущем ни он, ни его «поддельники» никогда так не поступали. Поэтому, по мнению Жангазиновой, для этого должна существовать отдельная статья. Кроме того, в таком случае будет намного легче вести работу по статистике таких правонарушений: они будут классифицироваться как отдельные. 

«Отмечу, что Казахстан – не единственная страна, которая, к сожалению, столкнулась с этой общественной проблемой. Но наши соседи по региону уже успешно борются с ней. Уголовная ответственность за похищение женщин для брака есть в Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане. Кроме того, я думаю, что важно менять не только наказание за такие правонарушения, но и само их восприятие обществом. Как и в случае с бытовым насилием, наше общество предпочитает «не вмешиваться», не лезть за стены чужих домов, считая это частным делом семьи. Но это не так», – отметила эксперт.

Назым Жангазинова считает, что так же, как часто говорят и про коррупцию, мужчины и их семьи, которые участвуют в «алып қашу» должны быть нерукопожатными:

«Пока мы спокойно ходим в гости в такие дома, пьем чай за дастарханом с похитителями, берём кесе из рук похищенной против воли келін, мы омываем свои руки слезами сотен девушек».

Ранее Дина Тансари, основательница фонда #НеМолчиKZ, рассказала Orda.kz, что отдельная уголовная статья за «кражу невест» может усугубить ситуацию с насилием над женщинами. По мнению правозащитницы, подчеркивать существование обычая конкретным законом не нужно. Традиция должна изжить себя. Тансари говорит, что в Казахстане не такой уровень кражи невест, как в соседнем Кыргызстане. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости