Не вор, а шоплифтер: почему из-за краж в супермаркетах растут цены на товары?

cover Коллаж Orda.kz

Безусловно, воровство в магазинах существовало всегда, однако кто бы мог подумать, что оно со временем станет частью культуры общества. Этому современному явлению, за которое предусматривается уголовное наказание, даже придумали название – шоплифтинг. Более того, его представители гордятся тем, что крадут товары их супермаркетов. Шоплифтинг давно процветает в РК и к тому же он является одним из факторов повышения цен на продукты питания. Корреспондент Orda.kz выяснял подробности нового развлечения казахстанцев. 

Шоплифтинг – это явление, ставшее уже целой субкультурой среди молодежи, суть которого заключается в том, чтобы незаметно выкрасть товар из розничного магазина. Для шоплифтера украденная одежда, косметика или продукты – это трофеи, и чем больше он украл, тем он круче и матёрее среди "своих". Некоторые воры даже хвастают украденным в тематических пабликах и публикуют фотографии своих "уловов":

Понятие "шоплифтинг" появилось в США еще в середине 40-х годов, когда один за другим стали открываться первые магазины самообслуживания. Сейчас сети супермаркетов применяют различные методы для борьбы с воровством в своих филиалах, например, охранники просят оставить на входе сумки и рюкзаки, в самих магазинах устанавливаются системы видеонаблюдения или их муляжи, а на товар крепят специальные противокражные устройства. Все эти меры направлены на профилактику краж и защиту от недобросовестных посетителей.

Тем не менее, опытные шоплифтеры умеют обходить и эти препятствия на пути к своим "трофеям". Корреспондент Orda.kz связался с бывшими магазинными воришками и узнал подробнее об их пристрастии. 

Мною двигал азарт

Изображение от vecstock на Freepik

Шоплифтер Сергей из Талдыкоргана увлёкся этим делом будучи ребёнком. По его словам, в воровстве его привлекал азарт и чувство безнаказанности за свои действия. Ещё школьником он ради забавы "обносил" столовые, а в последующем, став студентом одного из российских вузов, он переключился на местные супермаркеты и сетевые магазины. Причём начинал он с недорогих сладостей, напитков и других товаров, а затем перешёл на элитный алкоголь и мясную продукцию.

"Всё началось ещё в школе. Я мог незаметно в буфете вынести что-нибудь и никто этого не замечал. У меня с моими одноклассниками даже в какой-то момент появилось странное как бы соревнование: кто вынесет еды подороже, тот круче. В целом, так шоплифтинг и устроен,  этому я научился ещё в детстве. Мной двигало не столько отсутствие денег, сколько жажда адреналина и чувство безнаказанности. Окончив школу, я переехал учиться в Томск. Заходя в местные супермаркеты, я всегда удивлялся тому, как халатно охранники и консультанты относятся к своей работе. Заметив это, я начал выносить всякие шоколадки, мягкие игрушки, колбасы и так далее. Позже это стало как хобби, просто чем-то спонтанным".

Своим самым большим трофеем Сергей считает дорогое европейское вино и мраморную говядину, общей стоимостью около 90 тысяч тенге. Как он признался, вероятность попасться на этом и получить серьёзное наказание была высока, однако ему тогда всё сошло с рук.

"Это было под Новый год. Я и моя девушка решили пойти закупиться в один большой супермаркет в городе. Мы набрали продукты и положили в корзину дорогое французское вино (стоимостью 40 тысяч, если в тенге) и мраморную говядину (около 50 тысяч тенге). Затем мы походили по супермаркету, зашли в слепую зону, и я попросил девушку положить в мой портфель куртку, в карманах которой уже лежали товары. Затем мы ещё походили, расплатились на кассе за продукты в тележке и спокойно вышли. Вообще удивительно, что всё так просто получилось, риски были высоки. Потому что денег, чтобы "отмазаться", банально не было. Но тогда мне это чувство азарта очень понравилось, и я не раз проворачивал подобное".

Как рассказывает мужчина, не так давно он завязал с шоплифтингом. Связано это с тем, что в определенный момент он заметил, что суммы его "уловов" стали вызывать у него тревогу. По его словам, для опытного вора один из самых главных инструментов в его "деле" – это интуиция, или в простонародье – "чуйка". 

«Иногда я смотрел на товар, который хочу забрать и буквально чувствовал на себе взгляд откуда-то со стороны кассы. К тому же товаров в магазинах я вынес уже на приличную сумму, и былое чувство азарта сменилось какой-то неприятной тревогой. Я думаю, на самом деле ничего не поменялось и охранникам всё также было плевать на мои кражи. Но моё нутро меня никогда не подводит, и оно сказало мне тогда, что стоит забросить это дело, пока не стало поздно. Так я и решил, что в этой сфере я не хочу развиваться или получать какой-то опыт, не к добру это. Наверное, если бы я не завязал, это привело бы к чему-то плохому".

Правила и сленг

Для шоплифтеров их  "ремесло" нечто вроде соревнования, в котором есть свои понятия и правила. 

Различные антикражные устройства. Фото: sensornation.com
«Есть много разных понятий и словечек, которыми пользуется "правильный" шоплифтер. Ну, например: «слепая зона» – это зона магазина, которая не просматривается с видеокамер, почти во всех супермаркетах есть хотя бы одна «слепая зона»; «консул» – сокращение от «продавец-консультант»; «антикражки» – антикражное оборудование, их огромное разнообразие, начиная с наклеек, заканчивая пластиковыми кейсами. Кстати, некоторые используют даже инструменты вроде специальных сумок или магнитов, чтобы и это обходить. Стоит быть внимательным с антикражками, умные "консулы" пихают те же наклейки даже в самые труднодоступные участки товара. Если ты не избавишься от "антикражек", проходя мимо кассы, ворота запищат и охранники тебя мигом осмотрят", – рассказывает Сергей.

Для шоплифтеров существует только одно "золотое правило", нарушив которое человек может навсегда лишиться уважения в своем комьюнити.

"Нельзя ни в коем случае красть в мелких "магазинах у дома" или точках на рынке. Только супермаркеты. Огромная торговая сеть от потерянного куска сыра или бутылки виски не обеднеет, а вот какая-нибудь бабушка на рынке или ни в чём не повинный владелец маленького магазинчика будет за твои действия расплачиваться из собственного кармана. Считай, всё равно, что просто у человека из кошелька деньги вытащить. Если человек ворует у стариков на рынке или в "магазинах у дома", то он не шоплифтер, а просто жадный ворюга. Таких никто не уважает".

 Сергей аргументировал это правило тем, что шоплифтеры своими действиями не наносят никому материального вреда, так как супермаркеты сумму ущерба от кражи закладывают в стоимость товара. Мужчина его называет "процентом на случай воровства".

Клептомания

Фото: ont.by

Говоря о кражах, стоит вспомнить о таком явлении, как клептомания. Бывший шоплифтер Диана рассказала корреспонденту Orda.kz о том, что ещё до знакомства с этим "промыслом", она неосознанно совершала небольшие кражи.

"Мне кажется, я страдала клептоманией. Я из благополучной семьи и всего у нас было в достатке. Но у меня была проблема, я неосознанно крала вещи своих одноклассников или друзей, причём даже если они были мне не нужны. Это было как во сне, я впадала в ступор и просто тянула руки к тому, что собираюсь украсть. Постепенно с возрастом, я начала как-то осознавать, что я ворую, но остановиться не могла. Я чувствовала себя не в своей тарелке, испытывала какую-то тревогу, если сопротивлялась желанию что-нибудь украсть".

Как признаётся девушка, будучи ещё ребёнком, она чуть не решилась на кражу золотых драгоценностей.

Фото: sb.by
"Однажды у меня появилась навязчивая мысль о краже золота. Я очень долго проходила мимо одной точки, где перепродавали ювелирные украшения, и, сама того не понимая, продумывала, как это можно сделать. Хотя, казалось бы, зачем маленькому ребёнку золото? Но как-будто сама мысль о том, что эти украшения дорогие, толкала меня на кражу. Но я этого не сделала, еле переборола себя, поняв, что это уже совсем ненормально. Я уверена, если бы я взяла тогда золото, то кончилось бы для меня это плохо".

Девушка рассказала, что после этого она переключилась на продукты питания. Тогда в Казахстане как раз начали появляться сети супермаркетов. Диана рассказала по какой схеме она действовала, когда воровала товары с полок магазинов. 

"Не знаю почему, чаще всего я крала комплексные обеды, просто выносила их и ела где-нибудь на лавочке. Хотя возможность оплатить их у меня была, и я бы не обеднела от этого. Но постепенно я начала красть то, чего не могу себе позволить купить. Допустим, я могла идти по супермаркету и, увидев какой-нибудь, например, дорогой сыр, несла его до "слепой зоны", проверяла нет ли рядом "лишних глаз", снимала с него все "антикражки" и забирала его с собой".

По словам девушки, завязать с шоплифтингом она смогла после своей первой "поимки". Как она рассказывает, её долго терзало и возмущало то, что она попалась на краже, ведь ей всю жизнь казалось, что она завяжет ещё до того, как её поймают. Тогда же девушка обратилась к психотерапевту и, наконец, смогла побороть свою проблему.

«Случилось это после того, как меня всё-таки один раз поймали, я пыталась вынести банку кофе, причём недорогого. Обычно всё обходится тем, что ты говоришь охранникам, что просто забыл оплатить. Тогда ты просто оплачиваешь товар и уходишь, но тогда, видимо, был не мой день. Как обычно, взяла товар с полки и понесла товар в слепую зону, по крайней мере, я так думала, а оказалось, что я всё-таки не заметила камеру видеонаблюдения. А на записи с камеры было видно, как я нарочно засовываю эту банку кофе во внутренний карман куртки. Поэтому охранники не поверили в то, что я просто забыла её оплатить. Всё закончилось тем, что мне пришлось оплатить этот кофе в три раза дороже его стоимости и очень долго оправдываться. К тому же с тех пор моё фото красуется на доске тех, кому вход в супермаркет воспрещён. После этого мне пришлось обратиться к психотерапевту и очень долго прорабатывать мою проблему с клептоманией».

Воровать, чтобы привлечь к себе внимание

Изображение от Freepik

Психолог Улмекен Жумабаева рассказала корреспонденту Orda.kz о том, что может так завлекать молодых казахстанцев в шоплифтинг. Как выяснилось, причин может быть множество: начиная с желания привлечь к себе внимание и заканчивая нарушениями в психике или заболеваниями нервной системы.

«Клептомания — это заболевание, при котором у человека возникает непреодолимое желание воровать. Считается, что тяга к совершению краж кроется в стремлении получить наказание за этот поступок, в какой-то степени можно сказать, это даже мазохизм. Также возможно, что молодой клептоман на подсознательном уровне пытается привлечь к себе таким образом внимание родителей».

Психолог связывает болезнь с нарушением контроля над убеждениями и самообладанием, а также с непониманием, что такое воля. 

Также эксперт рассказала, что нередки случаи, когда на кражу люди идут из-за сбоев в работе нервной системы, травм головного мозга или игромании. 

«Человек может испытывать чувство азарта и возбуждения перед совершением кражи, а после – чувство стыда и вины. В таких случаях возможно, что даже длительная депрессия может приводить к клептомании. К сожалению, её непросто преодолеть самостоятельно, следует обращаться с этим к психотерапевту», – рассказывает Жумабаева. 

Товары могут дорожать из-за краж

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Говоря о шоплифтинге в Казахстане, безусловно, хотелось бы получить и комментарии от руководства известных в стране торговых сетей. Корреспондент Orda.kz неоднократно обращался во всевозможные сети супермаркетов и их филиалы, однако в каждом предпочли сослаться на корпоративную тайну, дескать, каждый филиал имеет свои индивидуальные инструкции по борьбе с мелкими кражами. 

Ермек Рахметов. Фото из социальных сетей.

Тем не менее, журналисту Orda.kz удалось взять комментарии у исполнительного директора Ассоциации торговых предприятий (АТП) Ермека Рахметова. По его мнению, основными причинами развития в стране шоплифтинга стало падение доходов населения, невозможность приобрести тот или иной товар, а порой и "гражданское раздолбайство". 

Кроме того, он подтвердил существование того самого "процента на случай кражи". По словам Рахметова, именно эта надбавка стала одним из факторов повышения цен в некоторых супермаркетах на те или иные товары.

"Организация торговли в продовольственном ритейле предусматривает, что будет нести определённые затраты. И, конечно же, они в последующем ложатся на покупателей. Например, говоря о шоплифтинге, представим: я хозяин магазина и вдруг замечаю, что у меня те или иные категории товаров часто подвергаются кражам, а я не могу никак их отследить. Что я буду делать? Я буду прибегать к каким-то технологиям, чтобы эти кражи предотвратить. Например, сейчас во многих супермаркетах бритвенные станки продаются в специальных пластиковых кейсах со специальной магнитной пломбой. Вот это уже затраты, и супермаркеты определённо не будут их делать себе в минус. И, конечно же, это будет дополнительно включено в цену товара".

Говоря о материальном ущербе, который наносят шоплифтеры казахстанским торговым сетям, Ермек Рахметов заметил, что всё же не так высок. Так, если торговый оборот для казахстанской сети магазинов составляет, например, 100 миллионов тенге в месяц, то ущерб от краж, по мнению эксперта, не превысит и 3% от общего оборота. В сравнение директор АТП приводит опыт зарубежных сетей супермаркетов.

Популярная в США сеть супермаркетов Walmart. Фото: walmart.com
"Если мы посмотрим на годовые отчёты о кражах, которые дают американские коллеги, например, из таких сетей супермаркетов, как Target или Walmart, то выяснится, что они теряют до 100 миллиардов долларов в год только из-за шоплифтинга".

Однако, по словам эксперта, число краж в казахстанских супермаркетах всё равно увеличивается. При этом сотрудники магазинов о них редко заявляют в полицию, так как правоохранители не всегда могут быть заинтересованы в расследовании каких-то незначительных краж. 

"Наши ритейлеры жёстко контролируют товарный поток. Поэтому, например, происходят очень частые ревизии и собрания тех же самых продавцов или мерчендайзеров, где их инструктируют обо всём этом. Но, как правило, этот сор из избы они не выносят. На моей практике редко поднимается вопрос о кражах, потому что сами ритейлеры о них не часто заявляют в полицию. Да и самих воришек она неохотно-то ищет, если кража не превышает пяти-семи тысяч тенге".

К слову, воруют злоумышленники не только в супермаркетах, но и с рабочих мест. Так, мы писали о том, что в Жамбылской области работники ТОО "Казфосфат" украли с завода более 10 тонн дизельного топлива

Читайте также: 

 

Лента новостей

все новости