Обряд, ставший преступлением: сколько придется отсидеть похитителям невест

cover коллаж Orda.kz

Недавно офис уполномоченного по правам человека предложил внести в уголовный кодекс отдельную статью о похищении невест. О том, как возникла традиция, почему правозащитники не полностью довольны нововведениями, а также истории из жизни украденных женщин в материале корреспондента Orda.kz

«Қыз алып қашу» в переводе с казахского – сбежать с невестой. Так в степи назывался побег возлюбленных, которые совместно шли против семьи и экономических препятствий. Со временем мужчины позабыли про необходимость согласия и обычай превратился в кражу и насилие. Обряд, нарушающий базовые права людей в облике “традиции”, в реалиях 21 века.

По словам омбудсмена Артура Ластаева, новая статья уголовного кодекса – 125-1 «Похищение лица с целью заключения брака», должна уменьшить уровень преступности в отношении женщин. Как сообщает ktk.kz, Ластаев предлагает ввести наказание до 15 лет тюрьмы для похитителя и приравнивать действия его помощников к деятельности организованной преступной группировки. 

Также уполномоченный по правам человека обратился в ДУМК, он подчеркнул важность заключения браков только по согласию. Ластаев сказал, что статья не имеет отношения к традиции, когда молодожены и родственники в курсе и знают друг друга.

"Мы говорим о насильственных, противоправных, преступных похищениях против воли потерпевших людей. Генеральная прокуратура предварительно это предложение поддержала".

Ежегодная статистика по кражам невест пока отсутствует. Но, по словам омбудсмена, за последние пять лет в Казахстане завели свыше 200 уголовных дел за похищение невест.

К сожалению, женщины далеко не всегда обращаются в органы с просьбой защиты. Несмотря на то, что после кражи часто подвергаются физическому и сексуальному насилию. А их родные просто отказываются от них, боясь “позора”. 

Опрос Казахстанского института общественного развития и Центра исследований института семьи подтверждает это цифрами.

  •  23,6%, нейтрально или положительно относятся к насильственному похищению женщин. 
  • 54% считают, что девушка должна уйти и сообщить в полицию.
  • 11,7% граждан считают, что она должна остаться и выйти замуж.
  • 18,4% уверены, что «девушка должна уйти, но лучше не сообщать в правоохранительные органы".

Что же не так с современным обществом и как работает подмена понятий?

Равенство перед законом

Дина Тансари, основательница фонда НеМолчи.kz, считает, что отдельная уголовная статья за “кражу невест” может усугубить ситуацию с насилием над женщинами. Правозащитница считает, что подчеркивать существование обычая конкретным законом не нужно. Традиция должна изжить себя. Тансари говорит, что в Казахстане не такой уровень кражи невест, как в том же Кыргызстане. 

“Там этот закон работает уже несколько лет и мы говорим с правозащитниками и видим, что он сделал только хуже. Нам не нужны такие традиции. Стоит вообще искоренять традиции, которые делят людей на гендер. Надо стирать это понятие. Женщины и мужчины равны по конституции и мы не можем отдельно выделить какую-то законную норму. Это дискриминация".

Правозащитница отмечает, что нужно дорабатывать уже имеющуюся статью, в которой есть огромный пробел. Именно его стоит исправлять, а не создавать новое.

“Сейчас якобы из гуманных побуждений, чтобы человека не убили, действует норма: если женщину возвращают – статья снимается. И ноль каких-либо осуждений или наказания в адрес обидчика. Нужно просто убрать все нормы". 

Тансари рассказывает, что в 2018 году был случай, когда воровали “невесту” на глазах других людей. Затолкали в машину и увезли. Об этом сразу же сообщил волонтер фонда. Заявили в полицию, написали пост и по номеру машины вычислили куда везут девушку. 

“Вряд ли этот товарищ с друзьями своровал ее для женитьбы. Девушке было 29 лет, она работала, причем не где-то, а в военной организации. И вдруг её посреди дороги воруют. Скорее всего воровали, чтоб изнасиловать. Но по итогу выставили, что якобы для замужества. Приехали, отдали добровольно, и с них сняли все обвинения. Девушка в машине слышала, как похитителю звонил брат. Он говорил: “Ты что творишь?!”. Оказывается, тот совершил похищение на машине брата".

Наказания мужчины не понесли. Тансари отмечает, что это был, как минимум, моральный ущерб – стресс и страх, который теперь будет для девушки пожизненной фобией. НеМолчи.kz занимались этим уголовным делом долго. Но дело закрыли.

“Это серьёзное преступление. Невеста прежде всего человек. И отвечать такие люди должны по закону о краже человека. Украсть могут и ради трудового рабства, и на органы. А потом вернут, скажут, что не знали. Да, надо обязательно оставлять наказание похитителям. И тюремное заключение, и возмещение морального ущерба за весь этот ужас. А то у нас каждый раз пытаются гуманизировать преступления против личности и превращают его в истории типа "по любви, по ревности". Это не оправдывает абьюзера. Это преступление против девушки. Но зачем выделять? Это дискриминация на законодательном уровне. Почему у нас нет статьи за похищение и эксплуатацию мужчин?".
фото Pixabay.com

Тансари отмечает, что, обычно воруют женщин люди, склонные к абьюзу. Даже если это имитация кражи невесты, это всё равно нарушение её прав.

“Народ идет на поводу у патриархальных традиций. Воруют именно женщин, не мужчин. Нормирование таких традиций вводит в заблуждение самих женщин. Грубо говоря, если невеста согласна, она не будет понимать, что это нарушение её прав. У нас даже в законе прописано “кража невесты”. То есть, если она была согласна, то это не кража. Это же абсурд". 

В фонд НеМолчи.kz не часто обращаются с такими случаями. Но, как отмечает Тансари, абьюз в отношении украденных женщин на очень высоком уровне.

Женщина, которую можно украсть силой, или по договоренности, это женщина, права которой можно нарушать априори. 
“Получается, семьи похитителя и невесты демонстрируют, что с ней можно так поступать. Если к ней относятся, как к вещи, с самого начала – это разрешение для подобных действий в будущем".

Дина рассказывает, что с 1 сентября будет работать колл-центр НеМолчи.kz. Все, кто обратится на линию, пройдёт небольшой тест из важных вопросов. Это нужно для того, чтоб создать психологический портрет женщины и понять, как с ней дальше работать.

“Нужно знать подвергалась ли женщина насилию ранее, подвергались ли ему её родители, в какой семье она выросла. В том числе мы будем задавать вопрос о том, добровольно ли она вступила в отношения. Нам нужна понятная картина, почему человек находится в абьюзивных отношениях и как можно его из них вывести. Я надеюсь, мы к концу года дадим объективную статистику по таким случаям”.

К сожалению, само государство никак не помогает жертвам подобных краж. Тансари говорит, что многие из таких женщин остаются в отношениях и продолжают жить в чужих семьях. Особенно она отмечает регионы страны, где устойчивы патриархальные традиции.

“До сих пор ценность женщины рассматривают с точки зрения сохранения её девственной плевы. Это унизительно. В 21-м веке мы до сих пор переживаем такие чудовищные формы патриархата. Молодые люди, прежде чем создать семью, должны пожить вместе. Пусть они даже не вступают в сексуальные отношения, но они должны понять, кто они. Подходят ли они друг другу, не разные ли у них цели и ценности. Смогут ли они создать качественную семью. Ведь потом родятся дети. Смогут ли они встать на ноги сами и поднять их. Кто их родители. Сейчас мы вторые в мире по разводам, а завтра можем стать первыми".

Основательница фонда говорит, что так было у казахов раньше. Прежде, чем жениться, ехали в аулы, знакомились. Долго присматривались, хорошая семья или нет. Был высокий уровень института репутации в степи. Если кто-то совершал противоправные действия в отношении женщины, этого человека порицал весь аул. От него отказывались родственники, и это было клеймо на весь род. 

“А сейчас вся семья насильника и агрессора встает на его сторону, подменяя понятия и поощряя таким образом преступления. Подрываются человеческие ценности. Никогда в ауле не поощряли кражи невест. Если и были такие случаи, то они были связаны с экономической частью. Но, прежде чем этот ритуал происходил, всё решалось на совете стариков, и только с одобрения взрослых молодые могли инсценировать эту “кражу”. За кражу женщины было очень суровое наказание в степи, так же как за изнасилование и побои. Сейчас идёт подмена понятий, потому такой страшный рост преступности. В 21 веке обо всем можно договориться с родителями и родственниками, если люди хотят пожениться".

Тансари считает, что полностью решить проблему можно только, если работать с обществом, с возрождением социальных институтов. Если сначала женщину никто не спрашивает, хочет ли она замуж, потом муж её бьёт и издевается, родные отказываются принимать обратно. И часто она при этом уже беременна, и не первым ребенком – получается, женщина заведомо беспомощна.

“Наших женщин воспитывают в обществе, где за них не заступятся ни родственники, ни полиция. Даже дети порой не заступаются. Их заранее готовят к абьюзу. Так быть не должно". 

Нормализация насилия

В рекламном ролике, который недавно вызвал возмущение в сети, персонажи известного ситкома рекламируют строительную фирму.

По сюжету главный герой силой крадёт девушку, сажает её в машину и привозит в свою семью. Мужчине помогают друзья. Мать похитителя надевает на девушку платок, но та срывает его. И тогда "супруг" бьет её по лицу так, что она падает. Однако, увидев в каком большом и дорогом доме оказалась, невеста вдруг резко передумывает и разрешает надеть на себя платок.

Абсолютное большинство комментаторов под роликом согласно с происходящим на экране. Все ухудшается тем, что действующие лица – знакомые и любимые казахстанским зрителем герои. Пример, подаваемый ими, по мнению Тансари, выглядит ужасно. 

“Я видела эту рекламу. Я была очень возмущена. Это показатель того, что мы живём в патриархальном обществе, в котором можно нарушать права других людей. В этой рекламе, и не только в ней, выстраивается определённый образ женщины. Это используется в сериалах, в постановках, в шоу. Женщина выставляется, как меркантильное недалёкое существо, которую не интересует ничего, кроме денег. И она готова стерпеть все, что угодно, ради жизни в условно хорошем большом доме. Согласна и на побои, на неволю. Этот образ культивируется уже давно и становится обыденным в некоторых слоях населения. Мол, у женщины такая роль. Он должна кормить, поить, рожать и убирать весь дом. Люди привыкают, что это норма". 

По словам Тансари, большинство женщин выходят замуж не ради богатства, они ищут человека, с которым будет безопасно. Семью, где их не обидят и не унизят. Где их дети не будут подвергаться насилию. Сейчас в мире и в стране насилия очень много, они это прекрасно понимают.

"Мужское сообщество формирует для себя удобный мужской мир. Но даже если брать Ислам, в Коране не поддерживается насилие над женщинами. И есть отдельные люди, которые постоянно пишут об этом. В том числе мужчины. Но их намного меньше, чем тех мужчин, которые поддерживают, чтоб женщины терпели агрессию".

Совсем недавно ещё одни любители хайпа и черного пиара сняли подобную рекламу. В ней парень ворует девушку с улицы, чтоб привезти в свое тайм-кафе поиграть в настольные игры. Узнав зачем её украли, девушка радостно соглашается.

Тансари выложила ролик на своей странице и высказалась по поводу происходящего.

Основательница фонда считает, что данная проблема не только законодательная. И если на это смотреть только так, как посмотрел Артур Ластаев, то ничего не получится. Изменив закон нельзя изменить систему.

"С обществом надо работать. У нас абсолютно отсутствует институт репутации в стране. Отсутствует понятие этического кодекса в организациях. В Минздраве куча случаев, когда врачи насилуют медсестер. Это не может решить один госорган, это нужно решать комплексно. Этические кодексы должны быть прописаны с детских садов. Дети должны понимать, что нарушая границы другого человека, ты нарушаешь права. Позволяя нарушать свои границы, ты позволяешь нарушать свои права. Это основа понимания и самозащиты. У нас об этой политике никто не говорит. Хотя сейчас в интернете уже появились молодые люди, мамы и папы, которые это транслируют, хотя бы на уровне блогов в соцсетях. И очень нужно, чтоб государство их поддерживало и помогало и дальше продвигать идеи мира без насилия". 

Хорошая и плохая истории

Надо отметить, что встречаются среди печальных и добрые сюжеты. Где участники верно понимают традицию, а в основе решения лежит согласие. 

Надия рассказала корреспонденту Orda.kz, что в свои девятнадцать познакомилась с будущим мужем на рынке в Караганде. Фархат приехал в командировку из Алматы на своей машине. Парень попросил её номер телефона, и она дала домашний. Шел 1996-й год, мобильных тогда просто не было.

“Фархат в тот же день позвонил мне и мы договорились встретиться завтра. Он приехал на своем автомобиле и мы поехали кататься по городу. Я показывала ему родные места, рассказывала, что и где находится. Так прошел первый день нашего общения. На второй день мы снова встретились и поехали кататься. Он тогда мне признался, что я ему очень нравлюсь и он хотел бы меня забрать к себе. Он мне тоже очень сильно понравился и я согласилась".

Надия рассказывает, что будущий супруг снимал в Караганде однокомнатную квартиру со своим родным дядей. Девушка приехала вместе с Фархатом и он представил её.

“Он сказал: "Знакомься, я украл эту девушку”. Родителям я ничего не говорила в тот день. Наверное боялась, что не отпустят. И дело было совсем не в калыме. Мы с Фархатом друг другу, правда, очень понравились. А любовь пришла позже. Когда мы узнали друг друга ближе. Наверное, мне захотелось уехать в другое место, в другой город. Поэтому я решилась на это".

Родители Надии развелись давно, и девушка в то время жила у отца. У мамы была своя семья. И когда на следующий день Надия позвонила домой и всё рассказала, родные восприняли новость нормально. 

“Они спросили только, обоюдно ли это было, не увезли ли меня против воли. И когда я сказала, что всё по согласию, они дали добро. Конечно, я продолжила с ними общаться. И потом мама мне не раз говорила: “Никого не слушай, если тебя вдруг обидят – приезжай.” Но семья супруга меня очень хорошо приняла. Мы ещё месяца два жили в Караганде с его дядей, снимали квартиру, а потом он меня увёз в Алматы".
фото Pixabay.com

Молодых встретили толпой и накрытым столом. Потом, по традиции, родственники мужа с подарками поехали в Караганду просить руки у родителей Надии, а сама она осталась в Алматы.

“Через месяца 3-4 нам сделали свадьбу. И с тех пор мы живем душа в душу. Даст бог, в этом году 27-я годовщина будет уже. У нас четверо прекрасных деток. Я очень счастлива и не жалею о своем шаге. Хоть я и едва знала Фархата. У меня муж очень хороший человек, умный, начитанный, у него золотые руки. Я очень счастлива, что встретила именно его". 

Однако, Надия хорошо знает, что бывает иначе. Ее двоюродной сестре повезло меньше. Девушку украли против воли, когда ей едва исполнилось 18.

“Ей сломали жизнь. Она только окончила 11 классов и только начала работать, жила в посёлке за Карагандой. Её украли прямо после работы. Она этого парня вообще не знала даже, не видела ни разу. Это он её где-то увидел и влюбился. Не знаю, как даже назвать такую любовь. Он её просто подкараулил и посадил в машину насильно. Его родители приехали к её родителям , чтоб поставить их перед фактом, мол, ваша дочь у нас и выходит замуж. И тогда спустя несколько дней моя сестра убежала".

Надия рассказывает, что сестра вернулась в родительский дом, но мать насильно отправила девушку обратно.

“Она сказала: “Вот тебя украли, ты должна выйти за него замуж. Ты не должна возвращаться, это будет позор, что же скажут соседи и родственники”. И сестра вернулась к этому мужчине. А потом оказалось, что до того как он её украл, он сидел несколько лет в тюрьме. И, естественно, сестра не захотела жить с этим мужчиной. Я то хоть два дня супруга знала, и у нас была взаимность, а она вообще не знала".

Девушка прожила с похитителем недолго, успела забеременеть и родить сына, а смириться и принять так и не смогла. Из семьи она ушла, но замуж она больше не вышла. Воспитывала сына одна.

“Она открыла свой бизнес. Занималась строительными материалами. Сама купила квартиру. Дала сыну образование. Он сейчас живёт хорошо. Встал на ноги. А её уже нет, умерла от болезни. Она была очень красивой и пробивной. Ей просто не повезло”. 

Корни традиции

Закиш Садвокасова, доктор исторических наук, профессор, рассказывает, что сама традиция кражи девушек с целью женитьбы – очень давнее явление. Известны истории похищения девушек основателем Рима Ромулом, известна кража невесты отцом Чингисхана Есугеем. У степных казахов, по её словам, были свои мотивы. 

“Иногда кража была способом выдать замуж засидевшуюся в невестах девушку, сестры которой уже выданы. Так как в казахской традиции было выдавать по старшинству. В наше время эта очерёдность уже не играет такой роли. Однако, в случае подобной проблемы юноша может “украсть” девушку с согласия и ведома её родителей".

Садвокасова отмечает, что подобный сценарий имеет место быть и в случае финансовых проблем в семье невесты, когда нет возможности устроить пышные проводы – “кыз-узату”. Также, по традиции, похитители должны заплатить выкуп родителям девушки, чтоб вымолить прощение. Иногда за “похитителем” устраивают погоню. Чтоб задобрить родственников невесты, сваты должны щедро отдариваться. 

Закиш Садвокасова говорит, что часто кражи и бегства случаются ещё и потому, что родители невесты настроены против жениха. Она рассказывает, что лично слышала такую историю из уст сбежавшей. Мать девушки спрятала её паспорт, уверенная что это остановит влюблённую дочь. Но девушка подменила его паспортом младшей сестры.

“Мать узнала об обмане, только когда девушка однажды не вернулась домой вовремя. Конечно, были и слёзы, и обиды, и переживания. А потом принесли приглашение на свадьбу. Сейчас беглянка сама мать пятерых детей и многократно бабушка". 

В ожидании ответов

Тем временем, взять комментарии у уполномоченного по правам человека Артура Ластаева оказалось непросто. Мы с трудом вышли на его помощника, который обещал передать все вопросы лично, но, спустя время, скинул ссылку на интервью другого издания. К сожалению, даже если бы мы могли ссылаться на этот материал, в нём были далеко не все ответы. Нам предложили написать пресс-секретарю Ластаева, которая ответила, что возобновит работу в понедельник. В понедельник нам сказали, что для ответов необходимо оформить официальный запрос. Что мы и сделали в итоге.

Среди вопросов, которые интересуют не только журналистов Orda.kz, но и Дину Тансари: существование общественного запроса на ужесточение статьи о краже невест. По её словам, сейчас это далеко не первоочередная проблема. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости