Одним – всё, другим – ничего: как казахстанские сироты стоят по 10-12 лет в очереди на жильё

cover Фото: chehov.bezformata.com

Проблема нехватки недвижимости в Казахстане стоит очень остро. Но особые трудности решение этого вопроса вызывает  у граждан из уязвимых слоёв населения. Так, в редакцию Orda.kz обратились сироты, которые ждут своей очереди на жильё буквально десятилетиями. Они рассказали о всех сложностях, с которыми сталкиваются при получении льготного жилья в Казахстане.

Мы уже писали о том, что житель Петропавловска на протяжении длительного времени незаконно сдавал в аренду квартиру ребёнка-сироты. При этом наживался он на несовершеннолетнем даже после того, как вернул его в детский дом и опекунство было прекращено.

«По выявленным нарушениям надзорным органом внесено представление об устранении нарушений законности с постановкой вопроса о принятии соответствующих мер и привлечении виновных должностных лиц к ответственности. Кроме того, по материалам прокуратуры органами полиции города Петропавловска начато досудебное расследование по статье 142 Уголовного кодекса РК «Злоупотребление правами опекуна или попечителя», – информировали тогда в надзорном органе.

Но почему одним гражданам льготное жильё достается легко, а другие вынуждены десятками лет ждать своей очереди? Корреспондент Orda.kz ознакомился с историями казахстанских сирот-очередников, которые столкнулись с этой проблемой.

Мария Сыскутова – 12 лет в очереди

Марии сейчас 35 лет, она проживает в Костанае. Женщина родилась в России, в селе Новороссия Шкотовского района Приморского края. Отец привез её в Казахстан ещё в маленьком возрасте. Спустя некоторое время он скончался. Жили они на тот момент без матери девочки. 

Мария Сыскутова со своими детьми. Фото из личного архива

Таким образом в 2002 году в возрасте 14 лет Мария попала в "Рудненскую областную школу-интернат №1 для социально-педагогической адаптации детей", где училась и жила до 2005 года. В 2006 году по решению городского суда она была признана сиротой, оставшейся без попечения родителей. Как рассказывает женщина, во время проживания в интернате никто из воспитателей не озаботился оформлением своей подопечной в очередь на жильё или собрать документы для суда, чтобы определить её статус. 

  

«Так как я была тогда несовершеннолетней, этим должны были заниматься в руководстве интерната. Статус сироты мне помогли оформить в Костанайском доме юношества. В 2010 году я обратилась в ЖКХ, чтобы встать в очередь на жильё, а затем пошла на приём к акиму. Везде отказывали. После выхода закона о том, что дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, могут встать в очередь на жильё, я сама собрала документы и меня, наконец, в неё поставили».

Но, по словам Марии, её очередь двигается медленно, либо вообще стоит на месте, поэтому каждый год ей приходится обращаться то в прокуратуру, то в бюро по правам человека, и лишь тогда происходят незначительные продвижения.

 

На сегодняшний день Мария 371 в очереди, хотя была 369. По её мнению, место в очереди опускается за счёт того, что сирот начали переставлять местами по решению суда. 

При этом у женщины трое детей, один из которых имеет инвалидность.

Младший сын Марии из-за инвалидности обучается на дому. Фото из личного архива
«За год не продвинулась (в очереди) ни капельки. У меня на руках трое несовершеннолетних детей, младший инвалид пожизненно. Я проживаю на съёмном жилье, оплачиваю 65 тысяч тенге в месяц. Квартиру я должна была получить ещё давным-давно, но уже 12 лет как стою в очереди».

Николай Калитко – 10 лет в очереди 

Николаю сейчас 22 года, он проживает в Костанае. На сегодняшний день он работает на стройке и зарабатывает около 170 тысяч тенге в месяц. В 2017 году в возрасте 16-ти лет он выпустился из «Костанайского областного детского дома №3».

«В детский дом я попал по причине того, что отец меня воспитывал один, без матери. Мать была, но я её не видел. В детский дом меня забрали потому, что отец злоупотреблял алкоголем. Затем спустя год после того, как я оказался там, отца сбила машина. Ещё через год нашлась моя мать и забрала к себе домой. Но также через год во время семейной ссоры её зарезал отчим».
Николай с семьёй. Фото из личного архива

На данный момент у Николая уже своя семья. При этом его жена имеет инвалидность III группы с рождения. 

«Дочка скоро тоже получит инвалидность. Сейчас мы вынуждены ездить в Астану каждый месяц. У дочки и жены катаракта обоих глаз. Живем мы сейчас у родителей жены, так как у меня нет никого».

Николай стоит в очереди на квартиру ещё с 2013 года. Вот уже 10 лет он не может получить заветное жильё. По его словам, в соответствующие органы он обращался лишь раз. Но тогда, как он рассказывает, только лишний раз убедился в том, что никто в Казахстане не уделяет особого внимания сиротам и на все их вопросы им "лишь кивают головой и обещают разобраться с их проблемой".

Кристина Белых – 12 лет в очереди

Кристина живет в посёлке Боровое. Когда ей был всего только год, скончался её отец. А когда Кристине исполнилось 15, скончалась и её мать. Тогда она и попала в городской интернат №3 для детей-сирот Петропавловска, а затем в "Школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" СКО. Как рассказывает женщина, она закончила обучение экстерном в восьмом классе. 

Кристина со своими детьми. Фото из личного архива
"Я круглая сирота, в детском доме меня не поставили в очередь на жильё. Я даже не знала об этом. Только в 21 год я сама встала в эту очередь. Я писала в партию "Нур-Отан", в прокуратуру, где я только не была. И толку вообще никакого. Сейчас мне помогает депутат из партии Акжол в Петропавловске, но что-то толку тоже никакого".

В 2022 году Кристина подавала в суд на детдом за то, что её своевременно не поставили в очередь на жильё. Тогда она суд проиграла. По её словам, связано это с тем, что за истечением срока давности это невозможно доказать. Сейчас женщина планирует вновь судиться с учебным заведением.

"Сейчас я 304-я в очереди. Подавала в суд на детский дом. Тогда судебные представители ещё на этапе медиации мне открыто сказали, мол, "Ничего ты не получишь по истечению срока давности. Сейчас крайних не найдешь, ничего уже не докажешь и ничего не получишь".

При этом у Кристины Белых трое детей, вчетвером им приходится жить в стареньком доме, который женщина арендует за 70 тысяч тенге в месяц. Старшей дочери 13 лет, средней 6 лет и самой младшей три года. Причём женщине, чтобы их содержать, приходится неофициально работать на всевозможных подработках.

"Где-то продавцом могу подработать, где-то на стройках могу помочь покрасить и так далее. Ну а как жить? Хочешь жить – умей вертеться. Другого выбора-то нету. Поэтому я зарабатываю по-разному, когда как, когда пусто – когда густо. Продавцом получается 90 тысяч за 15 дней, если с восьми утра до десяти вечера работать. На стройке совершенно по-разному в зависимости от объёма работы".

Что делать?

Вопросами выдачи жилья для сирот-очередников занимаются непосредственно акиматы городов. Поэтому  корреспондент Orda.kz обратился за комментариями по проблеме очередников в акиматы городов, в которых проживают обратившиеся в редакцию граждане. 

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Так, в отделе жилищных отношений акимата Костаная на вопросы о том, почему некоторым гражданам-сиротам приходится ждать своей очереди на жильё по 10-12 лет с момента выпуска из детского дома, в ведомстве не ответили. Но ответили, каким образом определяется порядок постановки в очередь:

"Законные представители детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх месяцев со дня поступления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в организацию образования, медицинскую или другую организацию или со дня определения таких детей под опеку или попечительство либо со дня заключения договора с патронатным воспитателем поставить ребёнка на учёт для получения жилища в местный исполнительный орган", – сообщили в отделе жилищных отношений акимата Костаная.

И тем не менее, в ведомстве отметили, что совместно с АО «Отбасы банк» местными акиматами осуществляется компенсация за аренду жилья. То есть, для наших героев, которые вынуждены жить в съемном жилье, ещё есть шанс получить хоть какую-то поддержку от государства. 

"Претендовать на это могут казахстанцы, которые стоят в очереди на жильё, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для оформления субсидирования по аренде жилища необходимо соблюдение следующих требований: гражданство Республики Казахстан; наличие среднемесячного дохода семьи за последние шесть месяцев на каждого члена семьи не более 1-кратной величины прожиточного минимума включительно; подтверждение постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилище и статуса, нуждающегося в жилище в соответствии с Законом   Республики Казахстан «О жилищных отношениях» по категориям".

А в отделе жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Петропавловска пояснили, что жильё из государственного жилищного фонда или арендованное акиматом в частном жилищном фонде предоставляется гражданам, состоящим на учёте нуждающихся, в порядке очереди, установленной списками. Также в ЖКХ города ответили на пресловутую проблему граждан, очередь которых то и дело то поднимается, то опускается. На этот вопрос в ЖКХ города отреагировали так:

"Права граждан, включенных в данные списки, признаются равными. Очерёдность продвигается по мере строительства и сдачи домов, а также по мере строительства и сдачи арендно-коммунальных домов. По вопросу изменения номера  очередности на получение жилья из государственного жилищного фонда, идет восстановление очередников в ИС «kezekte.kz» (электронная база очередников) по вступившим в законную силу решениям судов в отношении очередников. ЖКХ Петропавловска ведется работа в этом направлении".

Ранее Orda.kz писала, что в очереди на жильё в Казахстане стоят 15 тысяч умерших граждан. Как сообщил заместитель председателя комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК Бауыржан Кабдол, от граждан продолжают поступать многочисленные жалобы по поводу того, что в очереди состоят люди, имеющие собственное жильё. В ведомстве провели анализ действующих списков очередников и выяснили: 96,1 тысячи очередников имели собственное жильё в последние пять лет, 533 человека не имеют гражданства РК, у 91,4 тысячи очередников место регистрации не совпадает с регионом, где они состоят в очереди, 29 тысяч не имеют регистрации, а 15,6 тысячи числятся умершими. Таким образом, около 232 тысяч очередников потенциально не соответствуют требованиям законодательства и, по предварительным данным, подлежат снятию с очереди.

Читайте также:

Лента новостей

все новости