Штрафстоянки в Алматы: рай для краж и произвола полиции, или Безумная история одной изъятой Toyota

cover Коллаж: Orda.kz

Как, будучи полицейским, можно спокойно забрать чужой автомобиль со штрафстоянки, безнаказанно превышать скорость и уехать в другой регион? Почему государство не может сохранить казенное имущество, а в правоохранительных органах не реагируют должным образом, выяснял корреспондент Orda.kz.

У каждой истории есть начало. Эта история началась в 2021 году. Тогда более 400 казахстанцев в одночасье потеряли свои деньги, выгодно продавая или покупая автомобили через компанию Nur Auto.kz. Объясняли выгодную стоимость тем, что якобы скупались арестованные у должников машины с аукциона. Казалось, довольных покупателей достаточно, но неожиданно фирма закрылась, оставив вкладчиков ни с чем. Среди основных потерпевших оказался и сотрудник полиции из Восточно-Казахстанской области Аслан Абраев. К нему вернемся позже.

На деле же оказалось, что участники финпирамиды вкладывали деньги и авто, чтобы получить бешеные проценты. Затем другие ни о чем не подозревающие граждане покупали машины у мошенников по низкой цене. Материальный ущерб клиентов по приговору суда составил свыше семи миллиардов тенге.

Ссылка на скачивание файла - Скачать.  

Toyota на неделю

Теперь о герое истории: предприниматель Глеб Ким хоть и не числился жертвой мошенников, но все-таки потерял купленный за 10,5 млн тенге у Азамата Бердалиева Toyota Land Cruiser Prado 2012 года выпуска. Как это произошло, мужчина подробно рассказал журналисту Orda.kz.

«15 августа 2021 года увидел в объявлении автомобиль, заинтересовавший меня. Спустя три дня прилетел в Шымкент из Алматы, чтобы осмотреть авто, стоявшее тогда на станции технического обслуживания. Помимо прочего, убедился, что на машине нет каких-либо ограничений. Договорились, и затем в АвтоЦОНе зарегистрировали право собственности за мной»,  начал Глеб Ким.

 

скриншот объявления

Вернувшись в Алматы, мужчина изрядно потратился на ремонт. По его словам, 2,5 млн тенге ушло на то, чтобы полностью заменить двигатель, турбины, ходовую часть и прочие элементы конструкции. Но получить удовольствие от транспорта не вышло — уже 7 октября сотрудники управления полиции Бостандыкского района поджидали Кима на парковке около дома, чтобы конфисковать автомобиль.  

«Не сопротивлялся, но удивился, почему сам замначальника приехал? Мне сразу сказали, что машина проходит по делу о финансовой пирамиде, и ее должны изъять. В управлении меня допросил следователь Тасбаев Ш. Б. Сдал ему ключи и техпаспорт. Они сами толком не знали, по какому делу, показали лишь заявление некого Аслана Абраева и выдали акт приема-сдачи. На следующий день лично опечатал машину, так как бытует мнение, что в таких местах могут своровать детали. Но тогда и подумать не мог, что пропадет целый автомобиль…»,  сказал предприниматель.
Акт выемки. Фото предоставил Глеб Ким

Его Toyota осталась на специализированной стоянке Департамента полиции Алматы в Алатауском районе по улице Жалайыр, 7/2. Судьбу же вещественных доказательств должны были определить в предстоящем суде.

«Нанимаю адвоката и пытаюсь получить материалы уголовного дела. Ушел год и десятки исписанных страниц с жалобами в прокуратуру и следственные отделы, пока мы получили хоть какие-то документы. После этого узнал об обстоятельствах расследования»,  добавил Ким.

Подробности дела и кража со штрафстоянки

Выяснилось, что изначально автомобиль в финпирамиду Nur Auto.kz сдал Абраев. После него владельцем стал Бердалиев, а затем Ким.

Между тем, последнего руководителя Nur Auto.kz, скрывавшегося от следствия, задержали в конце января 2022 года. Главное судебное разбирательство по делу начали в октябре того же года. В конце декабря районный суд № 2 Сарыаркинского района Астаны признал Данияра Сайрана, Жасулана Тасполатова, Берика Нурманова, Павла Прахова и Асель Кужабаеву виновными по различным уголовным правонарушениям — мошенничество, создание и руководство финансовой пирамидой и другое.

Судья также постановил, что судьбу изъятых вещественных доказательств можно решить в гражданском порядке. Приговор вступил в законную силу в марте 2023 года. Затем последовала череда отказов или согласий в освобождении имущества от ареста. 

Скриншот office.sud.kz
«В гражданском суде Абраев, Бердалиев и я должны были выяснить, кому же достанется авто. Абраев подал в суд на признание сделки с Бердалиевым недействительной. Вторым своим требованием он просил суд также признать все последующие сделки незаконными. Однако судья согласилась лишь с первым и пояснила, что ее решение не дает право переоформлять или забирать авто у Кима. Чтобы это сделать, Абраеву нужно победить в суде против меня и Бердалиева»,  продолжил Ким.

Ссылка на скачивание файла - Скачать.  

Время шло, но заявление Абраев так и не подал. Адвокат Кима вновь указывал, что автомобиль по приговору уголовного суда не подлежит конфискации. Кроме того, сделку по его покупке между Бералиевым и Кимом никто не оспорил, и фактически авто — не спорное имущество, поскольку клиент его приобрел добросовестно и на законных основаниях.

Между тем 12 октября Киму приходит уведомление об административном штрафе.
«Пришло предписание Департамента полиции Алматинской области № 231900030191579 о необходимости оплаты 17 250 тенге за превышение скорости на трассе Конаев — Талдыкорган. Оказалось, в 09:50 этого дня неизвестное лицо на моем автомобиле, который должен стоять на штрафстоянке в Алматы, превысил установленную скорость движения», сказал собеседник.

Ссылка на скачивание файла - Скачать.  

Фото, зафиксированное сертификационным техническим средством

Как только Ким приехал на штрафстоянку, где должен был находиться его автомобиль, вызвал «102». Лишь совместно с участковым инспектором и оперативной группой они выяснили, что его машину отдали Абраеву.

«Авто отдал заведующий стоянкой якобы на основании решения суда, в котором нет записи о передаче моего имущества, о чем свидетельствует пометка в журнале регистрации. Написал заявление в РУВД Алатауского района и получил номер талона 2375120350002815 в КУИ. Однако 18 октября 2023 получил SMS о том, что заявление оставили без рассмотрения»,  сетует Ким.
По правилам, если автомобиль водворили на штрафстоянку сотрудники полиции, то и забрать его оттуда могут лишь они. Кроме того, должно быть соответствующее постановление следователя.
«Выходит, вопреки решению суда Аслан Абраев под своим служебным удостоверением прошел на стоянку, забрал чужое авто и уехал в родной регион. Попутно решительный мужчина словил штраф, оплачивать который пришлось мне — документальному владельцу. Сотрудник штрафстоянки начал теряться в показаниях. Здесь налицо самоуправство еще и людьми в погонах. Теперь же никто не отвечает на мои вопросы, в полиции правды не добьешься. Говорят, приняли такое решение, смиритесь».

У Кима осталась масса вопросов, основной из них — кто помог Абраеву забрать авто? Следователь, у которого были ключи и техпаспорт, по данным собеседника, не идет на контакт.

«И другие стражи порядка не хотят со мной разговаривать… У нас в целом это большая проблема — воровство на штрафстоянках. Суд еще не закончился, но машину уже забрали... Он же может сейчас продать ее по запчастям или уничтожить. Но если бы я проиграл, то отдал бы. Сейчас просто хочу, чтобы у нас действительно оберегали имущество. Это явно не первый и далеко не последний инцидент. Может, мой случай станет толчком для реформ».

Ким также добавил, что до решения гражданского суда транспорт должен находиться на штрафстоянке.

«Тех, кто позволил украсть авто, должны наказать тоже. Я хочу жить в справедливом государстве, поэтому написал руководителям департамента полиции, собственной безопасности МВД, прокурору Алматы заявление по факту незаконной передачи имущества, подвергнутого аресту. Пока вразумительных ответов не получил», заключил предприниматель. 

Кто должен отвечать за сохранность автомобилей?

Министерство внутренних дел, акимат, судоисполнители или сами сотрудники штрафстоянки? Специализированные коммунальные стоянки находятся на балансе местных акиматов. Иногда штрафстоянки курирует подрядная организация. Однако если пропала машина или запчасти, в управлении городской мобильности советуют обращаться в Департамент полиции. Лишь у них есть полномочия для расследования происшествий.

А вот что о проблеме думают казахстанцы:

Председатель независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков рассказал, что беспорядок на штрафстоянках и отсутствие контроля над автомобилями наблюдаются в Казахстане не первый год.

«Территория специализированной стоянки Департамента полиции в Алатауском районе должна быть под тщательной охраной. Но здесь произошел случай, заставивший задуматься. На штрафстоянках с авто действительно снимают колеса, крадут запчасти и другие детали — это не редкость. Владельцы пытаются потом найти комплектующие, но безуспешно. Вероятность того, что машина простоит на штрафстоянке долго и без ущерба, мала», подтвердил опасения эксперт.

Эдуард Эдоков считает, что государство обязано обеспечивать сохранность авто на штрафстоянке.

Orda.kz следит за развитием событий. Кроме того, мы собираемся посетить штрафстоянки в Алматы и воочию убедиться в правдивости опасений горожан.

Лента новостей

все новости