Сайгаки сдохнут с голоду? Почему поголовье степных антилоп нужно регулировать — мнение учёного

cover Фото: Минэкологии

В 2020-х годах в Казахстане сложилась традициях — примерно раз в два года бурно дискутировать о сайгаках. В 2025 повторяется история из 2023-го — фермеры призывают отстреливать степных антилоп. В этот раз к сельхозработникам присоединились ещё и некоторые из депутатов. Экоактивисты отвечают, что не для того сайгаков сохраняли и восстанавливали, чтобы их снова убивать. В этом споре как-то не часто слышны голоса учёных, которые изучают сайгу. И Orda.kz этот недочёт решила устранить. 

Искать эксперта по теме сайгаков журналист Orda.kz отправился в Национальную академию наук, где 5 июня проходил форум «Проблемы и перспективы сохранения биоразнообразия Центральной Азии». Просто потому что спасение популяции сайги в Казахстане — это как раз пример сохранения того самого биоразнообразия.

Нашим собеседником стал Алексей Грачёв — заведующий лабораторией териологии Института зоологии РК. Эта лаборатория занимается изучением млекопитающих, в том числе и сайги.

Алексей, спор о том, стоит ли регулировать поголовье сайгаков, пожалуй, один из самых горячих в эти дни. Ваше мнение как учёного — стоит или нет

— Знаете, в Австралии кенгуру — это символ страны. Но их численность стала такой большой, что это привело к экологической катастрофе. И их там отстреливают. В Британии регулируют численность оленей. В Северной Америке тоже регулируют численность различных видов. Это вполне в порядке вещей. Особенно если этот вид может приносить доход, тем более местному населения. Ведь почему численность сайгаков в своё время сократилась — потому что людям надо было выживать, особенно в тех регионах, где нет нефти и газа. Кто-то, если мог, уезжал в город. А кто не мог, начинал заниматься браконьерством. Поэтому ничего страшного в регулировании нет. 

Вообще сайгак — это один из основных и экономически важных промысловых зверей в Казахстане. Его в этом качестве использовали более 40 лет — до начала 1990-х, когда из-за социально-экономических причин у нас в стране была ослаблена охрана. И тогда был резкий всплеск браконьерства. Потому что спрос на сайгаков, а именно на рога, оставался высоким, но не было контроля, не было охраны. Сайгаки оказались на грани исчезновения. В начале 2000 годов государство обратило на эту проблему внимание и стало усиленно их охранять. Сейчас их численность уже многократно превышает ту, что была во время активного использования вида.

Но регулировать — это же не значит отстреливать всех подряд, бесконтрольно?

— В своё время Институт зоологии разработал экологические основы рационального использования сайгаков. За это группа учёных даже получила государственную премию. У сайгаков за ту историю, которую мы можем анализировать, было несколько периодов, когда они были на грани исчезновения. И в предпоследний раз это было в середине ХХ века. Но тогда же бурно развивалась наука. И Аркадий Слуцкий — основатель лаборатории, которую я сейчас возглавляю, изучил особенности размножения, поведения, распространения, миграции сайгаков. Он разработал модель их использования: сколько и где их нужно изымать, как их нормировать по полу и возрасту. И оказалось, что прирост их популяции может быть от 20 до 80 %, а в среднем около 40 %. То есть если изымать на уровне 20 % от популяции, то у неё всё равно будет устойчивый рост. Если 20 % забирают, она на 20 % всё равно увеличивается. Конечно, с учётом благоприятных периодов. Если изымать 10 %, то популяция будет расти на 30 %. При должной охране сайгак восстанавливает численность довольно быстро. 

Если вспомнить, то относительно недавно, в 2015 году, почти вся бетпакдалинская популяция погибла от болезни. Оставалось 20–30 тысяч особей из 250 тысяч. То есть 90 % популяции погибло. Но сейчас бетпакдалинская популяция сайгаков насчитывает более миллиона особей. 

Алексей Грачёв. Фото: Институт зоологии РК

А сколько вообще сейчас сайгаков в Казахстане? Два года назад называлась цифра в два миллиона. За это время их стало больше?

– Официальные данные пока не обнародованы. Но мы участвовали в государственных учётах и прогнозировали, что их численность увеличится до четырёх миллионов. Если не будет эксцессов, то есть массовой смертности. Хотя я переживал, что такое произойдёт в этом году. Весной в Карагандинской области и в Улытау был небольшой падёж — около 20 тысяч особей. Мы отправили туда группу исследователей, и, как показало вскрытие, в желудке у сайгаков обнаружили песок, глину и землю. То есть им нечего было есть. Численность достигла такого уровня, что им просто не хватило еды. Учитывая, что у сайгаков гарантирован стабильный 40-процентный прирост молодняка, и это количество опять пойдёт в зиму, то они могут просто не перезимовать. 

То есть следующе весной мы можем увидеть ещё больше трупов сайгаков?

– Да, потому что будет больше ртов, и при благоприятных условиях — мягкая зима и т. д. – всей популяции не хватит корма. Они просто погибнут от недостатка пищи. 

В Сети я встретил мнение, что сайгаки расплодились ещё и из-за отсутствия естественных врагов в виде волков, которых тоже активно отстреливают. Могут ли волки отрегулировать численность сайгаков? 

– Да, в равнинной части Казахстана волков сильно истребили. А они питаются сайгаками и какую-то часть действительно могут регулировать. Но это не такое большое количество. Они избирательно изымают тех животных, которые могут быть подвержены болезням — ослабленные, раненые. Но когда это миллионное поголовье, то они не могут по 20 % изымать. Потому что столько волков просто не может быть. Это же хищники, и численность их невысокая. Но из-за отсутствия волков проблема действительно усугубляется. Потому что они охотятся на больных сайгаков, в том числе с инфекционными болезнями. А при высокой плотности популяции и высоком контакте с другими особями это может привести к массовой гибели. Говорят же «волки — санитары леса», в данном случае они санитары степи. 

Отстреливать сайгаков в Казахстане ещё не начали, но российские СМИ пишут, что именно из-за отстрела сотни тысяч антилоп ушли из РК в РФ. Может ли реально случиться такое, что из-за отстрела они уйдут в Россию, если их там трогать не будут? 

– В том, что сайгаки ушли в Россию, нет ничего необычного. Это так называемая уральская популяция. Она находится между Волгой и Уралом. Её поэтому ещё называют волго-уральской. Если мы посмотрим на карту Казахстана, то наши границы почти вплотную подходят к Волге. То есть там не такая уж большая территория, а для сайгаков это естественный ареал. Летом сайга всегда движется на север. Когда её было меньше, ходила меньше, сейчас больше, соответственно, и в Россию её уходит больше. Придёт зима, выпадет снег, и он будет «толкать» сайгаков на юг. Они могут задержаться, если только там снега не будет. 

Но там тоже есть проблемы, связанные с сельским хозяйством. Уровень охраны сайгаков в России нам не известен. Но таких служб охраны, как наш «Охотзоопром», можно в мире по пальцам пересчитать. То есть специализированных служб по охране конкретного вида. Я не думаю, что в России так же. И я предполагаю, что те сайгаки, которых мы считаем нашими, наверное, вернутся не все. Тем более уже поступали сообщения, что при форсировании реки Малый Узень утонули сотни животных. Хотя сайгаки хорошо плавают. Так что, может быть, за ними гнались. Интересно было бы узнать квалифицированное мнение учёных с той стороны о том, какая там ситуация. Потому что мы считаем, что уральская популяция — это наши сайгаки.

Читайте также:

Лента новостей

все новости