Продолжающийся распад Союза, отсутствие оппозиции и уровня свободы: каково будущее гражданского общества Центральной Азии?

cover Коллаж Orda.kz

В Алматы прошла двухдневная международная конференция по правам человека при содействии МИД Германии. Поводом для её проведения стало 30-летие Казахстанского международного бюро по правам человека (КМБПЧ). О чём говорили местные и международные эксперты на конференции – в материале Orda.kz

Тема конференции – “Поворотные моменты в Евразии: геополитика, экономика и гражданское общество в Центральной Азии – текущая ситуация и перспективы на будущее”. На встречу прибыли более 200 экспертов. Они затронули три основных вопроса: влияние войны России против Украины на Центральную Азию, тенденции политического развития и эволюции прав человека в регионе.

Уровень свободы в Казахстане – 23 из 100

Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека (КМБПЧ), выступившего организатором международной встречи экспертов, полагает, что ситуация с правами человека и в Казахстане, и в целом в Центральной Азии, зависит от внутриполитического и геополитического контекстов.

“Уже многие годы мы как жили, так и живём в несвободных странах с консолидированными авторитарными режимами. Единственная страна региона, Кыргызстан, которая какое-то время считалась свободной и островком демократии, теперь характеризуется как несвободная. Центральноазиатский регион находится в очень сложном окружении: две крупные автократии - Россия и Китай”.
Евгений Жовтис / Скрин онлайн трансляции конференции
Евгений Жовтис / Скрин онлайн трансляции конференции

Евгений Жовтис добавил, что, по оценкам Freedom House, уровень свободы в Казахстане составляет 23% из 100, что характеризует страну как несвободную. Из всех стран Центральной Азии лишь Кыргызская республика обогнала Казахстан. Уровень свободы в Кыргызстане составил 27%.

По мнению Жовтиса, статистика отражает действительность. 

“Политическая оппозиция, независимые профсоюзы, независимые СМИ, журналисты и блогеры, правозащитные организации и гражданские активисты рассматриваются властями стран региона либо вообще как враги, либо как потенциально подозрительные элементы, требующие специального контроля со стороны органов безопасности. Почти всё законодательство, регулирующее эти сферы общественной жизни в странах региона, репрессивны и не основаны на презумпции в пользу права”.

Эксперт добавил, что пока в странах региона сохраняется существующий постсоветский политический режим, права и свободы человека будут всегда заложниками внутриполитического контекста.  

Власти препятствуют развитию гражданского общества

В докладах политологов речь шла о необходимости усиления гражданского общества в регионе для его либерализации. Себастьян Пейруз, доктор философии и исследователь центральноазиатского региона, заявил, что власти всех пяти стран Центральной Азии держат гражданское общество под полным контролем.

“Лидеры региона давали обещание развивать гражданское общество. Но с 1990-х годов мало что изменилось. Несмотря на то, что страны Центральной Азии разные, как и их правовые системы, все пять стран объединяет полный контроль над гражданским обществом. Власти ограничивают свободу слова, усиливают контроль над соцсетями, ограничивают права граждан на объединение и преследуют активистов, поднимающих вопросы с политической подоплёкой. Это вызывает обеспокоенность”, – говорит эксперт. 
Себастьян Пейруз / Скрин онлайн трансляции конференции
Себастьян Пейруз / Скрин онлайн трансляции конференции

Казахстанский политолог Димаш Альжанов считает, что власти региона уничтожили оппонентов, тем самым создав цикл нестабильности в странах.

“Политика, если она преследует поддержку гражданских организаций, в первую очередь, не должна уничтожать политическую оппозицию. Ведь её уничтожение создаёт цикл нестабильности. Такой подход нежизнеспособен в долгосрочной перспективе. Поддержка гражданского общества должна напрямую идти с защитой политического пространства. Если этого не будет, то дискурс будет на уровне болота: одни делают вид, что поддерживают гражданское общество, а другие – что оно как-то развивается”.
Димаш Альжанов / Скрин онлайн трансляции конференции
Димаш Альжанов / Скрин онлайн трансляции конференции

По мнению Альжанова, уровень развития гражданских организаций не позволяет обществу адаптироваться к серьёзным политическим кризисам, как Кровавый Январь в Казахстане и государственные перевороты в Кыргызстане.

“То что было в прошлом году – это неизбежность, с которой сталкиваются постсоветские авторитарные режимы. В момент, когда такой кризис происходит, у общества нет ни партий, ни гражданских организаций, чтобы направить любое политическое изменение в позитивное русло. Если такая тенденция продолжится, то неизбежно будет кровопролитие и смена власти – то, что мы замечаем в Казахстане и Кыргызстане”.

Распад СССР всё ещё продолжается

Член бундестага Германии и координатор Министерства иностранных дел с Центральной Азией Робин Вагенер в своей речи обратил внимание на то, что в регионе всё ещё существует влияние России, хотя многие считали, что война станет для стран переломным моментом. 

“Агрессивная война России против Украины создаёт опасный прецедент особенно для ближайших соседей России. Москва по-прежнему проявляет свою власть. Это ярко наблюдалось 9 мая, когда лидеры всех пяти стран региона прибыли на парад на Красной площади по просьбе Путина. Несмотря диверсификацию международных отношений, война в Украине не стала переломным моментом в отношениях Центральной Азии и России, как многие надеялись”, – заявил  Вагенер.
Робин Вагенер / Скрин онлайн трансляции конференции
Робин Вагенер / Скрин онлайн трансляции конференции

С мнением немецкого депутата не согласен политолог Аркадий Дубнов. По его мнению, война в Украине ускорила формирование Центральной Азии как отдельного субъекта мировой политики и заставила страны отстранится от России.

“Распад советского союза всё ещё продолжается. Очередной этап распада начался 24 февраля 2022 года с началом российского вторжения в Украину. Сейчас мы становимся свидетелями политической трансформации правящих режимов в странах центральноазиатского региона, что делает их независимыми политическими факторами. Следствием этого становится отстранённость стран региона от ориентации на бывшую советскую метрополию, Москву, и к уменьшению российского влияния. Этот фактор накладывается на глубокое разочарование столиц Центральной Азии по отношению к России и нежелание ассоциировать свои страны с ней, поскольку это лишает Центральную Азию свободы выбора во внешней политике, со всеми вытекающими последствиями: лишением доступа к зарубежным инвестиция, современным технологиям и так далее”, – заявил эксперт.
Аркадий Дубнов / Скрин онлайн трансляции конференции
Аркадий Дубнов / Скрин онлайн трансляции конференции

Ардакий Дубнов также назвал геополитическую картину Центральной Азии “жидкой и неопределённой”. Добавив, что её будущее будет зависеть от того, на каких условиях завершится война в Украине. 

“Ослабление традиционного влияния России в ЦА закономерно приводит к замещению этого влияния решительным наращиванием китайского присутствия и усилением идеологического влияния Турции, а также ростом интереса к региону со стороны монархии персидского залива. В краткосрочной перспективе такая политика оправдана, пока в нынешнем режиме России преобладают имперские тренды. Однако в долгосрочном плане это чревато эффектом бумеранга и может способствовать антизападным настроениям в регионе. Россия в будущем не должна выглядеть враждебной страной для Центральной Азии. Геополитическая картина Центральной Азии представляется жидкой и неопределённой”, – резюмировал эксперт.

Он также добавил, что странам региона нужно тщательно изучать печальный опыт развития России, который заводит её в исторический тупик.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости