Кыргызстан шантажирует Казахстан водой, чтобы помочь России обходить санкции

cover Коллаж Orda.kz

В засушливой Центральной Азии водные ресурсы используются как политическое оружие

В Центральной Азии возникает новый конфликт на фоне давления Кыргызстана – стратегического партнёра России с 1992 года, на Казахстан. Об этом для международного издания Asiatimes написал научный сотрудник Канадского института международных отношений Роберт М. Катлер. 

С тех пор, как Россия начала войну против Украины в феврале 2022 года, партнёрство РФ и КР ещё более укрепилось вокруг попыток обойти наложенные на Москву санкции. В результате, как стало недавно известно, США планируют объявить о новом пакете санкций в отношении Кыргызстана и в отношении Казахстана, стремясь остановить торговлю технологиями двойного назначения в Россию.

В данной ситуации Бишкек фактически использует водную зависимость Казахстана от Кыргызстана, заставляя участвовать в обходных для России схемах. Такая динамика взаимоотношений может повлиять на формирование нового баланса сил в регионе. 

Инициаторы обходных схем в Кыргызстане покупают товары двойного назначения в Китае, Европе и других странах, и направляют контрабандой в Россию с целью заработка и обогащения. Был создан закрытый коридор для такой контрабанды через Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Каспийское море в Россию.

Существование такой обходной схемы незаконной торговли свидетельствует о полной готовности указанных игроков способствовать попыткам России обойти санкции.

Конечно, через Казахстан проходит более удобный и, казалось бы, очевидный маршрут. Но казахстанские власти продолжают сопротивляться его созданию на своей территории.

Официальная Астана не хочет, чтобы экономика страны пострадала от введения вторичных санкций, особенно на нынешнем решающем этапе реализации президентом Касым-Жомартом Токаевым всеобъемлющих реформ в стране. При этом Казахстан не всегда справляется с задачей противодействия усилиям контрабандистов, которые действуют в тени, настойчиво пытаясь сделать этот удобный через Казахстан маршрут функциональным.

Водная политика

В настоящее время поступают сигналы об усилении давления Кыргызстана на Казахстан. Казалось бы, какими рычагами воздействия может обладать маленький Кыргызстана в отношении большого Казахстана. Но Казахстан зависит от воды в реках Шу и Талас. И обе эти водные артерии берут начало в Кыргызстане.

Более того, эксплуатация и техническое обслуживание плотин и водохранилищ, регулирующих сток этих рек, также находятся под контролем Кыргызстана. Такая инфраструктура даёт Кыргызстану рычаги прямого воздействия на Казахстан.

Кыргызстан никогда и не скрывал возможность использования этих рычагов в прошлом. Так, в 2005 году Кыргызстан отключил воду Казахстану, что в последствии привело к политическому кризису и протестам со стороны Казахстана. В конечном итоге правительство Кыргызстана было вынуждено восстановить подачу воды.

Совсем недавно, в 2018 году, Кыргызстан пригрозил перекрыть воду Казахстану, если стороны не смогут договориться об управлении рекой Шу. Буквально в прошлом году Бишкек в очередной раз пригрозил отключить воду Казахстану, на этот раз сославшись на нехватку воды в Кыргызстане. Такие угрозы вызвали серьёзную озабоченность в Казахстане, инициировали переговоры между сторонами – приводили к попыткам решить эту проблему.

С 1991 года региональное сотрудничество по водным ресурсам в Центральной Азии оставалось мозаикой временных договоренностей, направленных на предотвращение краткосрочных потерь. Периодически вспыхивали различные конфликты, которые затем подавлялись и замалчивались.

Так, давний конфликт между Кыргызстаном и Узбекистаном из-за водных ресурсов смягчился после смерти бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова – на фоне улучшения отношений между двумя странами в целом. Источником данного конфликта была хроническая неуплата Кыргызстаном поставок газа из Узбекистана. 

Основной газопровод Узбекистана для экспорта природного газа в другие страны Центральной Азии выходит из Ташкента и проходит через Бишкек в Алматы через северный Кыргызстан и южный Казахстан.

У Кыргызстана были контракты на использование некоторых объемов этого газа по пути следования. Однако неспособность оплатить за изымаемый газ часто приводила к тому, что Узбекистан приостанавливал этот экспорт, особенно в холодные зимние месяцы. В ответ Кыргызстан периодически отказывал Узбекистану в воде и гидроэлектроэнергии, особенно в летний вегетационный период.

Полтора десятилетия назад, во время продолжающихся разногласий между Узбекистаном и Кыргызстаном, сообщалось о военных столкновениях между Узбекистаном и Туркменистаном из-за физического контроля над водной и водо-сберегающей инфраструктурой. Примерно в то же время разгорелся конфликт между Узбекистаном и Таджикистаном из-за решения последнего построить Рогунскую ГЭС. Экспертные оценки в то время выявили вероятность того, что этот проект приведет к снижению уровня и качества воды в Узбекистане и других странах нижнего течения.

Центральная Азия в целом представляет собой засушливый регион, а гидрографическая карта Казахстана значительно разрежена. Вода используется не только для непосредственного потребления человеком, но и для выращивания продовольственной рыбы. Развитый сектор выращивания продовольственной рыбы, созданный в советское время, был сосредоточен в Волго-Каспийском бассейне и находился под жёстким управлением Москвы.

Политический и административный шок от распада Советского Союза в 1991 году был катастрофическим для казахстанского промысла дикой рыбы и развития аквакультур. Несмотря на новые формы управления водными ресурсами, рыбное хозяйство Казахстана по-прежнему остаётся проблематичным.

В новой ситуации Кыргызстан использует рычаг контроля над водными ресурсами, чтобы попытаться заставить Казахстан участвовать в нарушении санкционных режимов против России. Территория Казахстана представляет собой облегчённый маршрут в сравнении с существующим, проходящим через южную часть Центральной Азии и Каспийское море. Казахстан в целом продолжает сопротивляться такому давлению.

В то же время вопрос водной политики и управления водными ресурсами остается уязвимым для реализации президентом Токаевым программы проводимых реформ. Казахстан зарекомендовал себя как стабильная и сильная «средняя сила» под руководством Токаева, и, скорее всего, справится с растущим давлением.

Однако нехватка воды осложняет жизнь как населению, так и руководству. Такая нехватка является хронической не только для Казахстана, но и для большей части Центральной Азии, и эта проблема до сих пор не поддается никакому долгосрочному решению.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости