«Преследуют, избивают, шантажируют»: кто финансирует анти-ЛГБТ-движения в Казахстане?

cover Коллаж Orda.kz.

Парламент Таиланда одобрил законопроект о легализации однополых браков. Теперь документ должен принять Сенат и подписать король. Если это произойдёт, Таиланд станет первой страной Юго-Восточной Азии, признающей однополые браки. В Казахстане, напротив, ситуация накаляется. Как чувствуют себя представители меньшинств, и что думают об этом эксперты, выяснял корреспондент Orda.kz.

Повестка анти-ЛГБТ-движений обострилась с начала 2024 года: митинг желтоксановцев, одиночные пикеты, запрет первого ЛГБТ-сайта, запрет наставничества над сиротами. И вот новое предложение депутатов мажилиса от фракции партии AMANAT — запретить СМИ писать об ЛГБТ

Лучше поберечь себя

«В Литве и других странах я не придавала значения тому, насколько свободной и обычной я себя чувствовала, потому что незнакомцы никогда не заостряли внимание на тебе, на том, как ты выглядишь или кого ты держишь за руку. Я настолько привыкла видеть гомосексуальные пары в людных местах, что сейчас их отсутствие заставляет меня чувствовать себя какой-то чужой, какой-то не такой или "неправильной" даже», — рассказала Дарья.
Фото из личного архива Дарьи

Дарья прожила в Литве пять лет, а сейчас она переехала в Алматы. И несмотря на то, что ЛГБТ-культура не так явно выражена в нашем обществе, девушка не считает, что в Казахстане мало гомосексуальных людей. По её мнению, у них просто нет свободы самовыражения.

«Знакомые здесь сказали, что если увидят, что ты не гетеро, к насилию вряд ли кто-то прибегнет, только косо посмотрят, но ради безопасности я всё равно анализирую каждое своё движение. Это напоминает какую-то паранойю по типу "Большого брата". Никогда точно не можешь знать, какой будет реакция прохожих, поэтому лучше поберечь себя», — говорит Дарья.

Российское влияние на казахстанское ЛГБТ-сообщество

В Казахстане продолжается стигматизация и ущемление прав ЛГБТ-людей, и не только со стороны общества. За комментарием о происходящем мы обратились к Арсену Аубакирову, директору Human Rights Consulting Group.

«Много вопросов, кто и каким образом это действительно инициирует и поддерживает. В вещах и движениях, которые сейчас происходят, видна большая взаимосвязь с российскими нарративами. То есть используется их документация. Даже язык того, каким образом составлен материал и визуально оформлен», — объясняет Аубакиров.
Коллеги Арсена из других организаций предполагают, что некоторые связи и, возможно, финансирование исходят со стороны России. «Подобные вещи есть, и это раскрывалось в некоторых странах, например, Европы», — говорят они.

По словам эксперта, лоббистская работа наблюдается не только в Казахстане, но и в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане. И не всегда она касается только сообщества ЛГБТиК+. Сюда относятся ситуации с иноагентами, иностранным финансированием и контролем интернета.

Как Казахстан поддаётся лоббированию

Реакция наших властей пока непонятна, но видно, что на них сильно влияет лоббистская работа, считает Арсен. По его мнению, об этом говорит последний кейс с блокировкой сайта Selftanu.kz.

«Эти петиции и жалобы инициировали организации, которые сейчас занимают консервативные позиции, выступают против вакцинации, ЛГБТиК+ и много чего ещё. Они активизировались, стали организованными за последние годы: ведут адвокацию, участвуют в рабочих группах парламента и приходят на их встречи», — поясняет Аубакиров.

Сайт Selftanu.kz сразу после своего появления вызвал негативную реакцию общественности. В итоге запустили петицию с призывом заблокировать ресурс. И хотя, по словам Арсена Аубакирова, петиция не соответствовала требованиям, Министерство культуры и информации всё же приняло решение о блокировке — якобы сайт содержит информацию, «причиняющую вред здоровью и развитию детей». 

Кстати, похожую формулировку употребила и представитель Союза родителей Казахстана. Организация постоянно использует язык ненависти и страха по отношению к представителям нетрадиционной ориентации. Они пугают родителей тем, что сексуальное просвещение чревато конфискацией детей, верят в возможность захвата со стороны США и выступают лидерами движения антипрививочников.

Союз родителей предлагает включить в закон подпункт о «недопустимости пропаганды в общественных местах и средствах массовой информации любых сексуальных отношений между лицами, не имеющими права состоять в браке (супружестве)». На вопрос, не нарушает ли это права людей, нам ответили следующее:

«Поскольку мы не юристы, мы не можем давать правовую оценку, но как родители мы имеем право требовать защитить наших детей от распространения вредной информации, которая может негативно повлиять на их психику и здоровье. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Однако посредством обязательного компонента родители могут быть отстранены от воспитания, и детям будут навязывать в школе антисемейные, нетрадиционные ценности. Тем самым будут уже ограничиваться права родителей», — говорит Анастасия, представитель Союза родителей Казахстана.

Угрожали, что «сошьют» статью и посадят

На первый взгляд, Казахстан идёт по пути цивилизованных стран — однополые отношения декриминализированы, и перед законом якобы все равны, но на деле всё далеко не так.

«К сожалению, у нас есть случаи, когда семьи начинали преследовать и отправляли на лечение, что-то вроде лагерей перевоспитания, лечение с религиозными направлениями. Есть случаи, когда их преследуют, избивают, шантажируют», — делится Арсен Аубакиров.

Большинство пострадавших не хочет обращаться в полицию, потому что зачастую там отказываются принимать заявления и начинают унижать, оскорблять, избивать таких людей, говорит правозащитник. 

«У нас были кейсы, когда полиция и была инициатором подобного, когда угрожали, что на пустом месте "сошьют" статью о хулиганстве, посадят, и, разумеется, они старались требовать деньги».

Как себя позиционирует Казахстан

На международных площадках государство занимает толерантную позицию — якобы ЛГБТ никак не ущемляется. Есть проблемы, но их решают. 

«Мнение международного сообщества их интересует, особенно когда мы об этом говорим на международных площадках, которые организовывают ООН или ОБСЕ. Там они, конечно, занимают такую позицию, чтобы сохранить репутацию. Но что мы видим внутри страны: стигматизация, ограничение прав и свобод ЛГБТиК+. Мы сейчас опасаемся, что ситуация ухудшится», — говорит Арсен Аубакиров.

Что же ждёт казахстанцев 

В связи с таким количеством анти-ЛГБТ-повесток возникает вопрос: пойдёт ли наша страна по стопам России, признав представителей ЛГБТ-сообщества экстремистами? За комментарием мы обратились к политологу Димашу Альжанову.

«Не думаю, что до этого дойдёт в ближайшее время. Достаточно дискредитировать часть гражданского общества и показать консервативной части, что режим стоит на защите традиционных ценностей», — уверен эксперт.

При этом политолог считает, что истерия с ЛГБТ создана на ровном месте и стала частью информационной пропаганды, идущей со стороны России. 

«К сожалению, этот подход частично используется властями Казахстана и вносит раскол в общество. Иными словами, ЛГБТ используется для дискредитации молодёжных движений за равные права».

Добавим, что во время своего выступления в Атырау на заседании III Национального курултая Касым-Жомарт Токаев, косвенно или напрямую (скорее, второе), но выразил свою позицию:

«Мы не можем и не будем идти на поводу тех, кто под влиянием западных и иных веяний продвигает чуждые для нашей культуры ценности, к тому же идущие вразрез с дуалистической основой мира. В эту деструктивную пропаганду вовлекаются наши дети. На нашу позицию в данном вопросе не повлияют ни политическая конъюнктура, ни новомодные мировые веяния. Мы должны твёрдо и последовательно культивировать традиционные семейные ценности».

Читайте также:

Лента новостей

все новости