«Подпольные девочки»: спектакль о женской несвободе

cover Фото Дмитрия Поваляева

Гастрольный спектакль театра «Ильхом» собрал полный под завязку зал театра имени Лермонтова в Алматы. Постановка из Узбекистана в самый разгар обсуждений о правах женщин в Казахстане – почти манифест, не ограничивающийся одной страной.

В своей книге «Подпольные девочки Кабула» Дженни Нордберг пишет: горе той афганской семье, где родилась девочка. Её отца презрительно назовут «мада-пошт» – тот, чья жена приносит только девочек. Новорожденная дочь, если у неё только старшие сестры, будет вынуждена расти как мальчик. Носить мужскую одежду, помогать отцу по дому, играть с соседскими пацанами в футбол. До поры до времени, конечно. Потом случится неприятный сюрприз – и мальчик снова станет девочкой, а все вокруг сделают вид, что ничего не заметили. На неё наденут никаб, и на этом вся её свобода закончится.

В странах Центральной Азии дела обстоят лучше, хотя тоже далеки от идеала. 

То, что «Ильхом» привёз в Алматы именно «Подпольных девочек» – отнюдь не совпадение. Зато совпало, что на сцене театра имени Лермонтова спектакль показали именно в тот день, когда президент Казахстана подписал закон об ужесточении наказания за домашнее насилие.

Спектакль и так смотрится непросто, а с наслоением нашей повестки – душераздирающе. Когда по окончании в зале зажёгся свет, количество заплаканных женских лиц не удивило.

 Фото Дмитрия Поваляева

«Ильхом» в спектакле не называет страну, а страшную традицию «бача-пошт» (дочь вместо сына) представляет поначалу почти комично. Рассказчица – карикатурная учёная в искромётном исполнении Ольги Володиной – проводит зрителей через всю постановку. В первом акте она – главный персонаж, наставляющий женщин, что нужно делать, чтобы наверняка родить сына. Девушки на заднем плане корчатся от боли, падают, умирают, но что толку, если в итоге у них всё равно рождаются девочки.

А вот дальше начинается чехарда выразительных средств. Сначала ростовые куклы, разыгрывают историю, которая подпольным девочкам кажется недостижимым идеалом, – встречу Джека и Роуз из «Титаника». Нарратив плавно перетекает во второй акт, где градус смешного абсурда на сцене резко снижается.

 Фото Дмитрия Поваляева

Всё дальнейшее повествование – нелицеприятная история о женщинах, для которых наступил конец света. 

Их преследуют за то, что они имеют образование, работают, носят короткие платья, думают что хотят, в общем – за всё. Их забивают до смерти мужья, другие мужчины калечат за отказ носить традиционную одежду; они умирают при родах и публично сжигают себя, не в силах больше жить так.

Всё действие происходит в подобии надувной юрты. Воздух из неё то и дело выпускают, она оседает, но в критические моменты вновь надувают до предела – и она становится клеткой. Изначально облачённые в обтягивающие костюмы невесты постепенно пропадают под слоями одежды. «Я боюсь тебя и той страны, откуда ты пришла», – говорит одна другой, и звучит это сильно.

Единственное, что спектаклю не идёт на пользу: почерк… европейского режиссёра. За постановку отвечал поляк Якуб Скрживанек, придавший ей какую-то «стерильность». Конечно, и пронзительно красивый хор невест, поющих на узбекском языке, и традиционные халаты, и сам нарратив о восточных женщинах дают свой колорит. Но «Подпольные девочки» будто опреснены для европейского зрителя, не привыкшего к острым специям.

Однако алматинцы спектакль оценили: на поклон актрисы выходили больше пяти раз. И если хоть кому-то в зале «Ильхом» по-настоящему раскрыл глаза – это уже огромный вклад. Можно один раз показать ситуацию так, что зал сначала на несколько минут замолчит, а потом разразится бесконечными аплодисментами. Ведь это такое простое желание: «Чтобы твоя дочь плакала на свадьбе только от счастья».

Лента новостей

все новости