Почему тенге дешевеет? Ответы на взрослые вопросы от призёра школьной олимпиады по экономике в Гонконге

cover Жангир Ильжанов. Фото из семейного архива

12 августа — Международный день молодёжи. Самое время рассказать о каком-нибудь интересном представителе молодёжи казахстанской. Например, недавно наши школьники привезли призовые места с международной олимпиады по экономике IEO-2024 в Гонконге. В соревновании приняли участие более 250 старшеклассников из 53 стран мира. Сборная команда Казахстана завоевала пять медалей: две серебряные и три бронзовые, заняла девятое место в общекомандном зачёте и седьмое — по бизнес-кейсу. Журналистка Orda.kz поговорила с Жангиром Ильжановым, 10-классником из Алматинской области, показавшим самый высокий результат в команде. 

Мы узнали мнение представителя нового поколения о текущей обстановке в Казахстане, экономике нашей страны и её перспективах. Задавали Жангиру взрослые вопросы. Но сначала поговорили с его мамой Сауле Ильжановой, которая рассказала, как её сын готовился международной олимпиаде.

Удивительно, что ученик областной школы, не НИШ и не другого именитого учреждения показал такие высокие результаты. Как Жангир готовился к олимпиаде, как узнал о ней, кто ему помогал?

— Жангир с детства очень любил книги. Особенно научную фантастику. После окончания восьмого класса летом я ему предложила готовиться к поступлению в зарубежный университет. Он заинтересовался, спросил: что для этого нужно? Я сказала: прежде всего — английский язык. До этого он изучал по школьной программе и особо в него не углублялся.

Тогда мы решили найти хорошие языковые курсы. Подобрали онлайн-школу, которая не просто обучает английскому, а готовит к сдаче SAT (Scholastic Aptitude Test — стандартизированный тест для поступления в американские вузы). Этот тест состоит из математики и английского. С того времени он начал плотно к нему готовиться. Весь девятый класс он каждый день занимался, у него был только один выходной — воскресенье. На курсах он получал знания в том числе по истории и возникновении языка, много внимания уделяли словообразованию, методика была очень интересной. Тогда он начал читать в оригинале художественную литературу на английском языке. 

В десятом классе Жангир перешёл в другую школу по подготовке к поступлению в университет. Там ему сказали, что у него отличный SAT и предложили начать обучаться по системе AP-курсов (Advanced Placement — курсы повышенной сложности, которые берут американские старшеклассники для освоения программы первого курса университета). Вот там он как раз и начал изучать макро- и микроэкономику, экономическую теорию. Если он сдаст AP, у него будет больше шансов для поступления, так как они отражают его способность уже заниматься по университетской программе. 

Изначально Жангир не планировал участвовать в олимпиадах. Все усилия направлял для формирования сильного портфолио. Курс по макро- и микроэкономике преподавал студент третьего курса Казахстанско-британского университета. Но в основном это была самостоятельная работа. После нового года ему порекомендовали участвовать в олимпиадах. И Жангир начал пробовать себя в олимпиадах. Было волнительно. Но он проходил всё больше этапов. И на одном из этапов заявку должна была подавать общеобразовательная школа, в которой он учится.

Интересно, что Министерство образования сначала не принимало заявку от нашей школы, говорили, что у нас нет в программе заявленных предметов. «И вообще, кто вы такие — сельская школа, на что вы рассчитываете», — сказали в областном департаменте образования. Но куратор по олимпиадам в нашей школе (частная общеобразовательная школа «Дана») отстояла Жангира, попросила дать шанс. В итоге из Алматинской области прошёл отбор только он. И после первого этапа олимпиады департамент уже поддерживал нас. 

орда
Фото: gove.kz

И вот Жангир участвовал в олимпиаде и попал в топ-10 по Казахстану. И всех этих ребят «Дарын» пригласил в Астану на учебно-тренировочные сборы (УТС). Он был там два раза по 10 дней. На первых сбрах их готовили и оценивали их знания, из десятки выбрали пятёрку. Эту пятёрку пригласили ещё раз в июле, уже готовиться к олимпиаде в Гонконге. Там был очень хороший, сильный тренер — преподаватель Nazarbayev University. 

Жангир очень упорно готовился. Перед вылетом в аэропорт смотрю — он читает книгу. Я спрашиваю: что за книга, уже пора собираться. А он говорит: «Экономическая теория. Сказали обязательно прочитать. Вдруг именно эти вопросы попадутся». Нам выезжать нужно, а он читает. Он очень дисциплинированный и исполнительный. Если ему сказали, что нужно это знать, он будет сидеть и изучать. Для него очень важно не ударить в грязь лицом.

Все остальные вопросы мы адресовали Жангиру. Он рассказал про саму олимпиаду, о своих планах на будущее и о том, каким видит Казахстан через лет 20.

Расскажи, пожалуйста, про саму олимпиаду. Ты занял второе место в индивидуальном зачёте, в командном вы поднялись до девятого. Из каких стран были самые сильные команды?

— Это ежегодная олимпиада International Economics Competition (IEO). Она проводится в разных странах мира. Команда из пяти человек защищала один общий бизнес-кейс, это было командное задание. Его мы презентовали устно. Нам нужно было решить проблему нехватки жилья в Гонконге. 

Плюс ещё каждый участник сдавал индивидуальную письменную работу. В ней были вопросы по экономике: тестовые и open-response — ответы, на которые пишешь в развёрнутом виде. Открытых вопросов было пять, но надо было ответить на четыре. На каждый вопрос нужно было написать почти эссе. Например, был такой вопрос: как изменится consumer surplus (потребительский излишек), если правительство поставит ограничение на употребление воды автомойками, на примере одного города в Испании. 

orda
Команда казахстанских школьников на олимпиаде в Гонконге. Фото из архива Ильжановых

Тестовых вопросов было около 60, тематика их была очень разнообразная: и про нобелевских лауреатов, и про финансовый кризис 2008 года, и про различные концепты.

Команды были со всех континентов, все очень достойные. Но самые мощные — из Юго-Восточной Азии и Канады (у них вся команда состоит из эмигрантов). Познакомились с ребятами из Бразилии, Мексики, была представлена Восточная Европа, из СНГ сильная команда из России. Казахстан занял девятое командное место из более чем 50 стран, для нашей страны это рекорд. 

Государство оплатило нам участие, дорогу, а ещё были «командировочные» по 12 500 тенге в сутки на еду. Круто было, что мы провели там 10 дней, удалось немного посмотреть Гонконг. Один день был выделен полностью под отдых. Организаторы олимпиады проспонсировали участникам поездку на пароме на остров Тап Мун. Там мы искупались в море, погуляли, посетили храм, поели лобстера. Было здорово. 

Сложно ли было тебе выполнять задания?

— Конечно. Если бы было легко, я занял бы первое место. 

Как ты готовился к олимпиаде?

— Я готовился к олимпиаде с начала прошлого учебного года. Изначально это была подготовка к AP-курсам, которые распространены в Америке. Они также есть и в топ-школах Казахстана, таких как НИШ, РФМШ. Если ты успешно проходишь эти курсы и сдаёшь итоговое тестирование, то получаешь в университете College credits. Эти предметы будут зачтены как изученные самостоятельно, и можно будет брать другие доппредметы. Ну и, к тому же, это будет учтено приёмной комиссией как одно из достижений. По этим курсам есть очень много материалов для самостоятельного ознакомления в том же YouTube, на образовательных сайтах. Также мне очень хорошо помогал студент. Всю литературу по теме я читал на английском языке. Когда я уже прошёл отборочные туры, республиканский научно-практический центр «Дарын» два раза нас приглашал на учебно-тренировочные сборы в Астану. Там у нас был тоже мощный тренер, который обучал нас, как решать различные бизнес-кейсы. 

Фото из архива Ильжановых

Планируешь ли ещё участвовать в олимпиадах?

— Да, вот в сентябре собираюсь в Грецию. Тоже олимпиада по экономике. В целом такие олимпиады очень полезны ещё и тем, что популяризируют финансовую грамотность среди подростков. Единственное, очень жаль, что в нашей стране не предусмотрены призовые выплаты для победителей экономических олимпиад. По основным предметам, например, ребята получают до 1500 МРП — а это более 5,5 млн тенге за золото. За серебро 1000 МРП — 3 693 000 тенге, за бронзу 500 МРП — около двух млн тенге. Победителей международных олимпиад по математике, химии, биологии, лингвистике поощряют. А по экономике — нет. И это очень грустно.

Грубо говоря, от государства поздравил областной аким — подарил пластиковый сувенир, на котором написано что-то вроде «Молодец! Так держать!». Но, с другой стороны, я, конечно, шёл на олимпиаду не ради поощрения со стороны государства. Но тот момент, что других ребят за такие же достижения награждают, а тебя — нет, немного напрягает, словно бы это несправедливо.

Причём в начале года ведь закладывают бюджет с таким расчётом, если все участники олимпиад получили бы золото, им хватило бы денег всех наградить. По итогу результаты ведь не такие блестящие, значит, в резерве остаются средства. Но нас поощрять не хотят. Сейчас мы пишем письмо министру, чтобы рассмотрели такую возможность. И прошлом году ребята писали. Но это не даёт пока никакого эффекта.

Фото из архива Ильжановых

Любая материальная поддержка не была бы лишней. Эти деньги я потратил бы на те же подготовительные курсы и организационные сборы.

Ты готовишься к поступлению в американский вуз. Почему именно Америка? Выбрал ли уже специальность? 

— По моему мнению, образование в Америке лучше и даёт больше возможностей для хорошего карьерного старта. Дипломы американских вузов признают во всём мире. Я нацелен на Лигу плюща. Понимаю, что поступить туда очень сложно. Но я буду пытаться. Лучше попробовать и понять реально — получится или нет, чем просто предполагать, а потом думать, а вдруг я смог бы. Пока думаю поступать на специальность, связанную с экономикой. Но может и что-то поменяться. Кстати, ещё одна причина, почему я так хочу поступить именно в Америку: их система образования даёт возможность в течение первого курса ещё думать над тем, чтобы поменять главную специальность. 

Планируешь ли ты вернуться в Казахстан после окончания университета?

— Я пока не заглядывал так далеко вперёд. Было бы неплохо, наверное, после окончания вуза получить международный практический опыт. Поработать, пожить в другой стране. Это и для кругозора очень важно. А потом можно и вернуться на родину и все накопленные знания и навыки применять здесь. Вот вернусь, стану политиком и сделаю так, чтобы олимпиадникам-экономистам давали премии (смеётся).

Что ты думаешь об экономике Казахстана?

— Я пока не изучал экономику Казахстана или другой отдельно взятой страны. Курсы, которые я прошёл, — микро- и макроэкономика, основы экономической теории. С ходу могу сказать: у нас многое есть — выстроенная система образования, предоставления медицинских услуг и так далее. Но в то же время в нашей экономике очень много пространства для развития. Хочется, чтобы в Казахстане было больше перерабатывающей промышленности и высокотехнологичного производства, чтобы развивались сектора, не связанные с добывающей промышленностью. Хотелось бы, чтобы у нас производили как можно больше различных товаров и меньше было импорта. 

На государственном уровне должна быть искоренена коррупция. Возможно, за неё нужно строже наказывать. 

Ещё мне не нравится отношение к деньгам налогоплательщиков. Люди содержат госаппарат, который часто неэффективно тратит бюджетные деньги. Далеко ходить не нужно: например, дороги в нашем поселке Жана Куат отвратительные. В целом у нас в стране общество финансово, экономически не очень образованное, в повседневной жизни мало кто обращает внимание на такие вопросы. 
Очень важно, чтобы больше вкладывали в образование. Я вот помню, что в связи с возвратом государству незаконно приобретённых активов обещали построить только в Алматинской области 15 новых школ. Интересно, сколько же построили в итоге. И если меньше запланированного, то куда делись деньги?

Как ты думаешь, почему тенге дешевеет?

— Почему тенге дешевеет, не знаю, если честно. Меньше обеспеченных людей хотят держать деньги в национальной валюте, вот и дешевеет. А почему людям не нравится тенге — много может быть причин. Хотя дешёвая валюта — не всегда плохо. Другим странам дешевле импортить у нас, и они делают это чаще. А значит, мы можем больше производить, что, думаю, хорошо.

Как ты считаешь, почему в регионах людям живётся тяжело?

— Скажем так, не во всех регионах. Но в глубинках большей части населения приходится выживать. Люди, можно сказать, все деньги тратят на еду. Наверное, потому что все стремятся уехать в город, особенно молодёжь. Остаются низкоквалифицированные кадры. Никто не хочет жить там, где уровень зарплаты, уровень жизни низкий, где плохая инфраструктура. Поэтому получается, что остаются люди не очень образованные. Они не могут обеспечить себе высокую зарплату. 

Знаешь ли ты о понятиях «старый» и «новый» Казахстан? Отличается ли, по твоему мнению, новый от старого?

— Изначально «Новый Казахстан» звучало как что-то крутое. Задумывалось как государство без коррупции, в котором всё здорово работает, как надо. А в итоге мы всё там же, где были и при «Старом Казахстане». Мне кажется, без радикальных мер не получится туда (в «Новый Казахстан») дойти. По крайней мере, в скором времени. Очень сложно поменять систему. Может, постепенно будет появляться всё больше молодых светлых голов, которые будут пытаться быть лучше, чем все остальные, которые будут настоящими патриотами. Но им будет тяжело, и некоторых система прогнёт под себя, так сказать. А вот если начать радикально менять что-либо, то перемен можно достичь быстрее. Но это связано с жёсткими методами.

Каким ты видишь Казахстан через лет 20?

— Через 20 лет я ожидаю технического прогресса. Но это не только у нас, а по всему миру. ИИ, космос и так далее. Технологии развиваются достаточно быстро и будут развиваться все быстрее. И мне это очень нравится. Хочется верить, что качество жизни улучшится. А если говорить конкретно про Казахстан, наверное, плюс-минус всё будет таким же. Может, чуть больше технологий... возможно, интернет станет получше.

Читайте также:

Лента новостей

все новости