Почему аэропорты не хотят отдавать топливный бизнес нефтяникам

cover Иллюстрация: DALL-E

Эксперты требуют вернуть продажу керосина нефтяникам, сообщает Orda.kz.

Несколько депутатов предлагают сохранить за аэропортами контроль над продажей авиатоплива. На недавнем заседании рабочей группы они настаивали, что именно аэропорты должны и дальше продавать топливо, которое им не принадлежит. Эксперт Куат Асамбеков считает, что это попытка удержать старую рентную модель. Он считает, что аэропорты должны зарабатывать на основной деятельности, а не на перепродаже чужих ресурсов.

«Во всём мире топливо в крыло заливают нефтяные компании, например, Shell Aviation или „Газпромнефть Аэро“. Обслуживание иностранных бортов по сути является косвенным экспортом нефтепродуктов. Нефтяники сегодня не могут напрямую отправлять топливо за границу, поэтому логично закрепить эту работу за ресурсодержателями»,рассуждает Асамбеков у себя в телеграм-канале.

Нефтяные компании поставляют сырьё на внутренний рынок по сниженной цене, несут социальную нагрузку в регионах и платят крупные налоги. А аэропорты таких расходов не имеют.

Эксперт заявил, что многие месторождения стареют, и нефтяникам нужны инвестиции в новые проекты. По его мнению, попытка аэропортов сохранить монополию можно назвать лишь желанием «доить нефтяной сектор», не повышая собственную эффективность. Депутаты Алиев, Саиров и другие, которые поддержали отмену нормы о продаже топлива ресурсодержателями, могут не видеть полной картины. Поэтому Асамбеков предложил подключить к обсуждению депутатов от нефтедобывающих регионов.

«Аэропорты и автогазовые заправки хотят жить только на „перекачке“ топлива, не развивая сопутствующие направления. В случае АГЗС это магазины и сервисы, а у аэропортов — терминалы, услуги обработки и привлечение бортов»,сравнил эксперт логику обеих структур.

Аналитик Нурлан Жумагулов тоже поддержал идею убрать посредников. Казахстан уже третий год обсуждает переход на Jet A-1. Этот вид топлива стоит на портах Роттердама 750 долларов за тонну. НПЗ внутри страны отпускают керосин по 700 долларов, но самолёты заправляются по 1 150 долларов.

«Почему нельзя убрать нахлебников посредников? Дали бы ресурсодержателям самим заправлять. Построили бы резервуары под Jet A-1, цена бы стала конкурентоспособной. На мой взгляд, саботаж идёт как на уровне аэропортов, так и в Мажилисе»,пишет он в телеграме.

Напомним, ранее мы писали, что президент Касым-Жомарт Токаев провёл совещание по развитию грузовой авиации. Казахстан рискует потерять транзит, если не создаст современную инфраструктуру. Токаев отметил низкую добавленную стоимость текущего транзита, изношенные терминалы, сложные бюрократические процедуры и дорогой керосин. И поручил ускорить решения по тарифам, топливу, модернизации и подготовке кадров.

Читайте также:

Лента новостей

все новости