В Казахстане продлили запрет на вывоз бензина, дизельного топлива, а также отдельных видов нефтепродуктов. Корреспондент Orda.kz поговорила с экспертом в области нефтегазового сектора Сергеем Смирновым о причинах дефицита и эффективности запрета на экспорт.

Дефицит и его причины

С начала осени в Казахстане разразился топливный кризис. Во многих регионах Казахстана образовался дефицит дизтоплива, а на АЗС по всей стране взлетели цены.

В министерстве энергетики назвали причины топливного кризиса: розничные цены в Казахстане значительно ниже соседних стран, что способствует росту потребления дизельного топлива транзитным транспортом. 

«Моё личное мнение по дизельному топливу – они перестарались с экспортом. Слишком много вывезли, причём не только легально, но и нелегально, я думаю. Под маркой речного топлива и так далее»

Эксперт отмечает, что основные месторождения – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак  – работают по договору, они не обязаны поставлять продукцию на внутренний рынок, всё идёт на экспорт. Также он утверждает, что в стране есть проблемы с сырьём для ГСМ.

«Основные месторождения обеспечивают до 60% добываемой в Казахстане нефти. Остальные работают на старых месторождениях, у них большая обводнённость. Георазведка у нас практически разрушена. Частные компании не вкладывают много денег в эти рискованные мероприятия, да и не будут, хотя наши власти на это надеются», – отмечает эксперт.

Он объясняет, что та добыча сырья, которая сейчас идёт, обеспечивается доразведкой старых месторождений. В стране также есть дефицит кадров для доразведки. По Словам Смирнова, в советское время в Казахстане было «где-то 85 тысяч специалистов-геологов, а сейчас и 12 тысяч не наберётся».

Эксперт говорит, что георазведкой новых месторождений должно заниматься государство, но оно «понадеялось на частников», которым это не нужно из-за рискованности мероприятия.

«Можно вложить кучу денег, а месторождение окажется пустым. Инвесторы много вкладывать в георазведку не торопятся. Власти понадеялись на «невидимую руку рынка», что частники набегут и будут вкладывать деньги, но этого не происходит. Поэтому надо, пока не поздно, воссоздавать государственную георазведку.», – заявляет эксперт.

Говоря о рисках, он поясняет, что георазведка – это очень дорогое, а потому рискованное предприятие. Результат никто не гарантирует, уже были случаи, когда в стране находили признаки нефтяной области, но когда начали бурить, там оказалось пусто.

Эффективен ли запрет на экспорт

Сергей Смирнов вспоминает, что запрет на экспорт был установлен ещё в мае, но летом также наблюдался дефицит.

«Он дал результаты? Нет. Запрет на экспорт – косметическая мера. У нас много лет обсуждается строительство четвёртого нефтеперерабатывающего завода. Когда принимали решение по этому вопросу, решили модернизировать старые, а не строить новый. Тогда они обещали, что это будет в два раза дешевле, но по факту модернизация обошлась в два раза дороже. Причём модернизация осуществлялась на заёмные деньги, их надо отдавать», – вспоминает Смирнов.

По его словам, «транзитники вывозят фуры дизтоплива», несмотря на то, что в правилах запрета говорится: транзитники могут заполнять только стандартный установленный бензобак.  «Все дополнительные (баки) должны проверяться на границе. По факту, мы этого не видим», – рассказывает Смирнов.

За октябрь дизтопливо в Казахстане подорожало на 16,6%.

4 октября Air Astana официально заявила о дефиците дизтоплива.

12 октября вице-министр энергетики Асет Магауов заявил, что потребление сжиженного газа выросло вместе с количеством автомобилей, использующих его в качестве топлива.

14 октября стало известно, что с дефицитом сжиженного газа столкнулись жители столицы, который затем покрыли дополнительной поставкой Минэнерго.

По данным министерства энергетики, внутренний рынок страны потребляет 145 тысяч тонн газа ежемесячно, а производители поставляют 120 тонн. В итоге ежемесячная нехватка газа составляет около 25 тонн.

17 ноября стало известно, что 480 тонн бензина АИ-92 под видом растворителя пытались вывезти в железнодорожных цистернах из Павлодарской области в Россию, сообщило Агентство по финансовому мониторингу.

Общая сумма контракта на реализацию бензина составляет 2,8 млрд тенге.

Поделиться: