"Перестарались с экспортом" – эксперт о дефиците дизтоплива и эффективности запрета на его вывоз

В Казахстане продлили запрет на вывоз бензина, дизельного топлива, а также отдельных видов нефтепродуктов. Корреспондент Orda.kz поговорила с экспертом в области нефтегазового сектора Сергеем Смирновым о причинах дефицита и эффективности запрета на экспорт.
Дефицит и его причины
С начала осени в Казахстане разразился топливный кризис. Во многих регионах Казахстана образовался дефицит дизтоплива, а на АЗС по всей стране взлетели цены.
В министерстве энергетики назвали причины топливного кризиса: розничные цены в Казахстане значительно ниже соседних стран, что способствует росту потребления дизельного топлива транзитным транспортом.
"Моё личное мнение по дизельному топливу – они перестарались с экспортом. Слишком много вывезли, причём не только легально, но и нелегально, я думаю. Под маркой речного топлива и так далее"
Эксперт отмечает, что основные месторождения – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак – работают по договору, они не обязаны поставлять продукцию на внутренний рынок, всё идёт на экспорт. Также он утверждает, что в стране есть проблемы с сырьём для ГСМ.
"Основные месторождения обеспечивают до 60% добываемой в Казахстане нефти. Остальные работают на старых месторождениях, у них большая обводнённость. Георазведка у нас практически разрушена. Частные компании не вкладывают много денег в эти рискованные мероприятия, да и не будут, хотя наши власти на это надеются", – отмечает эксперт.
Он объясняет, что та добыча сырья, которая сейчас идёт, обеспечивается доразведкой старых месторождений. В стране также есть дефицит кадров для доразведки. По Словам Смирнова, в советское время в Казахстане было "где-то 85 тысяч специалистов-геологов, а сейчас и 12 тысяч не наберётся".
Эксперт говорит, что георазведкой новых месторождений должно заниматься государство, но оно "понадеялось на частников", которым это не нужно из-за рискованности мероприятия.
"Можно вложить кучу денег, а месторождение окажется пустым. Инвесторы много вкладывать в георазведку не торопятся. Власти понадеялись на "невидимую руку рынка", что частники набегут и будут вкладывать деньги, но этого не происходит. Поэтому надо, пока не поздно, воссоздавать государственную георазведку.", – заявляет эксперт.
Говоря о рисках, он поясняет, что георазведка – это очень дорогое, а потому рискованное предприятие. Результат никто не гарантирует, уже были случаи, когда в стране находили признаки нефтяной области, но когда начали бурить, там оказалось пусто.
Эффективен ли запрет на экспорт
Сергей Смирнов вспоминает, что запрет на экспорт был установлен ещё в мае, но летом также наблюдался дефицит.
"Он дал результаты? Нет. Запрет на экспорт – косметическая мера. У нас много лет обсуждается строительство четвёртого нефтеперерабатывающего завода. Когда принимали решение по этому вопросу, решили модернизировать старые, а не строить новый. Тогда они обещали, что это будет в два раза дешевле, но по факту модернизация обошлась в два раза дороже. Причём модернизация осуществлялась на заёмные деньги, их надо отдавать", – вспоминает Смирнов.
По его словам, "транзитники вывозят фуры дизтоплива", несмотря на то, что в правилах запрета говорится: транзитники могут заполнять только стандартный установленный бензобак. "Все дополнительные (баки) должны проверяться на границе. По факту, мы этого не видим", – рассказывает Смирнов.
За октябрь дизтопливо в Казахстане подорожало на 16,6%.
4 октября Air Astana официально заявила о дефиците дизтоплива.
12 октября вице-министр энергетики Асет Магауов заявил, что потребление сжиженного газа выросло вместе с количеством автомобилей, использующих его в качестве топлива.
14 октября стало известно, что с дефицитом сжиженного газа столкнулись жители столицы, который затем покрыли дополнительной поставкой Минэнерго.
По данным министерства энергетики, внутренний рынок страны потребляет 145 тысяч тонн газа ежемесячно, а производители поставляют 120 тонн. В итоге ежемесячная нехватка газа составляет около 25 тонн.
17 ноября стало известно, что 480 тонн бензина АИ-92 под видом растворителя пытались вывезти в железнодорожных цистернах из Павлодарской области в Россию, сообщило Агентство по финансовому мониторингу.
Общая сумма контракта на реализацию бензина составляет 2,8 млрд тенге.
Лента новостей
- В ЗКО начали пропускать паводковую воду через старое русло
- Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Саудовской Аравии может пройти в конце февраля
- «Капибара» под прикрытием: в Перу провели необычную спецоперацию
- 17 февраля в Семее рассмотрят кандидатуру на пост акима Абайской области
- Каракалпакского активиста Акылбека Муратбая освободили из СИЗО Алматы
- Рабочий погиб при демонтаже новогодней горки в Костанайской области
- Зеленский в Мюнхене предложил провести 24 февраля саммит в Киеве
- Мартовское ЕНТ в Казахстане: сколько стоит и когда начнётся тестирование
- ХАМАС освободил троих заложников после 498 дней в плену
- Трамп выбирает Путина, наше место рядом с Китаем и РФ, «иноагенты» в Казахстане: обзор недели Orda News
- Сова умерла, коммуналка подорожала, казахстанцы танцуют по утрам. Что ещё обсуждали в соцсетях на этой неделе
- Новым акимом области Абай может стать советник президента Казахстана
- О чём рассказал таинственный «сотый свидетель» на суде по делу ОПГ из психушки на Каблукова
- Прокуратура опротестовала оправдательный приговор присяжных по делу о пытках в колонии Атбасара
- Как выбрать надёжную турфирму для хаджа: советы казахстанским паломникам
- США и Европа обменялись колкостями, Мюнхен шокирован, чего ждёт Зеленский: главное с первого дня конференции
- С республиканских дорог воруют дорожные знаки и мусорные контейнеры
- Землетрясение силой в три балла случилось в ВКО
- В Атырауской области школьники до сих пор ходят в уличный туалет
- Становится теплее: прогноз погоды на 15 февраля