"Перестарались с экспортом" – эксперт о дефиците дизтоплива и эффективности запрета на его вывоз

В Казахстане продлили запрет на вывоз бензина, дизельного топлива, а также отдельных видов нефтепродуктов. Корреспондент Orda.kz поговорила с экспертом в области нефтегазового сектора Сергеем Смирновым о причинах дефицита и эффективности запрета на экспорт.
Дефицит и его причины
С начала осени в Казахстане разразился топливный кризис. Во многих регионах Казахстана образовался дефицит дизтоплива, а на АЗС по всей стране взлетели цены.
В министерстве энергетики назвали причины топливного кризиса: розничные цены в Казахстане значительно ниже соседних стран, что способствует росту потребления дизельного топлива транзитным транспортом.
"Моё личное мнение по дизельному топливу – они перестарались с экспортом. Слишком много вывезли, причём не только легально, но и нелегально, я думаю. Под маркой речного топлива и так далее"
Эксперт отмечает, что основные месторождения – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак – работают по договору, они не обязаны поставлять продукцию на внутренний рынок, всё идёт на экспорт. Также он утверждает, что в стране есть проблемы с сырьём для ГСМ.
"Основные месторождения обеспечивают до 60% добываемой в Казахстане нефти. Остальные работают на старых месторождениях, у них большая обводнённость. Георазведка у нас практически разрушена. Частные компании не вкладывают много денег в эти рискованные мероприятия, да и не будут, хотя наши власти на это надеются", – отмечает эксперт.
Он объясняет, что та добыча сырья, которая сейчас идёт, обеспечивается доразведкой старых месторождений. В стране также есть дефицит кадров для доразведки. По Словам Смирнова, в советское время в Казахстане было "где-то 85 тысяч специалистов-геологов, а сейчас и 12 тысяч не наберётся".
Эксперт говорит, что георазведкой новых месторождений должно заниматься государство, но оно "понадеялось на частников", которым это не нужно из-за рискованности мероприятия.
"Можно вложить кучу денег, а месторождение окажется пустым. Инвесторы много вкладывать в георазведку не торопятся. Власти понадеялись на "невидимую руку рынка", что частники набегут и будут вкладывать деньги, но этого не происходит. Поэтому надо, пока не поздно, воссоздавать государственную георазведку.", – заявляет эксперт.
Говоря о рисках, он поясняет, что георазведка – это очень дорогое, а потому рискованное предприятие. Результат никто не гарантирует, уже были случаи, когда в стране находили признаки нефтяной области, но когда начали бурить, там оказалось пусто.
Эффективен ли запрет на экспорт
Сергей Смирнов вспоминает, что запрет на экспорт был установлен ещё в мае, но летом также наблюдался дефицит.
"Он дал результаты? Нет. Запрет на экспорт – косметическая мера. У нас много лет обсуждается строительство четвёртого нефтеперерабатывающего завода. Когда принимали решение по этому вопросу, решили модернизировать старые, а не строить новый. Тогда они обещали, что это будет в два раза дешевле, но по факту модернизация обошлась в два раза дороже. Причём модернизация осуществлялась на заёмные деньги, их надо отдавать", – вспоминает Смирнов.
По его словам, "транзитники вывозят фуры дизтоплива", несмотря на то, что в правилах запрета говорится: транзитники могут заполнять только стандартный установленный бензобак. "Все дополнительные (баки) должны проверяться на границе. По факту, мы этого не видим", – рассказывает Смирнов.
За октябрь дизтопливо в Казахстане подорожало на 16,6%.
4 октября Air Astana официально заявила о дефиците дизтоплива.
12 октября вице-министр энергетики Асет Магауов заявил, что потребление сжиженного газа выросло вместе с количеством автомобилей, использующих его в качестве топлива.
14 октября стало известно, что с дефицитом сжиженного газа столкнулись жители столицы, который затем покрыли дополнительной поставкой Минэнерго.
По данным министерства энергетики, внутренний рынок страны потребляет 145 тысяч тонн газа ежемесячно, а производители поставляют 120 тонн. В итоге ежемесячная нехватка газа составляет около 25 тонн.
17 ноября стало известно, что 480 тонн бензина АИ-92 под видом растворителя пытались вывезти в железнодорожных цистернах из Павлодарской области в Россию, сообщило Агентство по финансовому мониторингу.
Общая сумма контракта на реализацию бензина составляет 2,8 млрд тенге.
Лента новостей
- Непростые отношения: в Баку арестовали россиян, в Екатеринбурге задержан глава азербайджанской диаспоры
- Убил собак, чтобы спасти ребёнка: привлекут ли мужчину к ответственности?
- Впервые за три года: Путин созвонился с Макроном
- Около 40 человек погибли при взрыве на химическом заводе в Индии
- Толкала и раздавала подзатыльники — родители 10 детей написали заявление на воспитателя в Павлодаре
- Уголовное дело возбудили после нападения бойцовых собак на мальчика в Алматинской области
- Сельхозтехника, медицина и строительство: Западный Казахстан расширяет сотрудничество с КНР
- Фуры и автобусы встали на границе с Россией — погранпереходы не справляются с потоком
- 20 казахстанцев исключили из вуза в Кыргызстане после проверки спецслужб
- Смертельная драка в Актобе: 10 человек получили сроки за убийство и вымогательство
- «Перегрызу горло»: в Экибастузе женщина избила ребёнка на детской площадке
- «Мстительдер»: как соединить супергероев, кавээнщиков и алматинский смог?
- Казахстанский спецназ учится использовать БПЛА в Турции
- Из какого региона Казахстана уезжает больше всего людей
- В КТЖ объяснили высокое назначение зятя Ахметова
- Цены идут вверх: инфляция в Казахстане выросла до 11,8 %
- «Он не успел убежать»: бойцовые собаки растерзали младшеклассника в Алматинской области
- Несмотря на возражения Минздрава аудит ВАП остаётся в силе
- 700 млн долларов продадут из Нацфонда в июле для покрытия бюджетного дефицита
- Семь человек задержала полиция по делу «Sputnik Азербайджан»