Официально дизтоплива хватает. О дефиците говорят только потребители, о проблемах уже заявили в Эйр Астана, аграрии тоже поставили под сомнение завершение уборочной страды, возмущаются и водители-дальнобойщики.

Однако в Министерстве энергетики объясняют ситуацию сезонным ростом грузоперевозок и тем, что дизтопливо тоннами вывозят за границу. Как бы то ни было, всё идёт к тому, что солярку скоро будут отпускать по карточкам.

Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов на вопрос Orda.kz – что делать, ответил однозначно – рынок спасёт только повышение стоимости ГСМ.

Дефицитная солярка: спасёт ли рынок повышение цен на ГСМ
На фото ortcom.kz Нурлан Жумагулов

Государство с 2016 года не регулирует цены на бензин и дизельное топливо. Стоимость ГСМ определяют только спрос и предложение. Учитывая, что к 2025 году должен заработать Единый рынок нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС, стоимость ГСМ в регионе будет только расти.  Сейчас в соседних странах – России и Кыргызстане литр бензина и дизельного топлива стоят на 90 тенге дороже, чем в Казахстане.

Это и есть основная причина нехватки топлива, в особенности в приграничных областях.

В Казахстане запрещён экспорт светлых нефтепродуктов, мораторий незаконный теневой экспорт нефтепродуктов не остановил.

Дефицитная солярка: спасёт ли рынок повышение цен на ГСМ
Фото предоставил Н. Жумагулов

Уже не раз в Жамбылской области находили подземную магистраль, да ещё и из пластиковых труб, по которым перекачивали ГСМ. А между прочим, в этом году регион установил рекорд по потреблению дизельного топлива. Причина одна – область граничит с Кыргызстаном, где литр солярки в среднем стоит дороже на 60 тенге.

Дефицитная солярка: спасёт ли рынок повышение цен на ГСМ
На фото Жумагулова нелегальный нефтепровод

К тому же из-за сравнительно низких цен на ГСМ водители транзитного грузового транспорта тоже стараются заправлять свои баки именно Казахстане. 

И пока стоимость той же солярки в Казахстане будет оставаться на уровне более низком в отличие от приграничных соседних стран, наши нефтепродукты будут воровать. Не спасёт ситуацию и увеличение объёмов производства дизельного топлива на НПЗ.

Кстати, после модернизации трёх нефтеперерабатывающих заводов дизельного топлива стали производить больше на 25% – до 4,8 млн т. Этого должно было хватить, чтобы полностью покрыть внутренний рынок.

Повышение цен на ГСМ – неизбежность. Однако правительство РК должно предусмотреть некоторые меры по снижению финансовой нагрузки для населения. К примеру:

— включить транспортный налог в цену нефтепродуктов;

— осуществить возврат НДС, уплаченного при покупке нефтепродуктов на АЗС, по итогам календарного года. Возврат НДС условный, его можно использовать для снижения выплат по ИПН физическим и юридическим лицам.

То есть, нужно искать компромисс.

Редакция Orda.kz готова опубликовать альтернативную точку зрения по поводу дефицита ГСМ.

Поделиться: