Дефицитная солярка: спасёт ли рынок повышение цен на ГСМ
Официально дизтоплива хватает. О дефиците говорят только потребители, о проблемах уже заявили в Эйр Астана, аграрии тоже поставили под сомнение завершение уборочной страды, возмущаются и водители-дальнобойщики.
Однако в Министерстве энергетики объясняют ситуацию сезонным ростом грузоперевозок и тем, что дизтопливо тоннами вывозят за границу. Как бы то ни было, всё идёт к тому, что солярку скоро будут отпускать по карточкам.
Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов на вопрос Orda.kz – что делать, ответил однозначно – рынок спасёт только повышение стоимости ГСМ.
Государство с 2016 года не регулирует цены на бензин и дизельное топливо. Стоимость ГСМ определяют только спрос и предложение. Учитывая, что к 2025 году должен заработать Единый рынок нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС, стоимость ГСМ в регионе будет только расти. Сейчас в соседних странах – России и Кыргызстане литр бензина и дизельного топлива стоят на 90 тенге дороже, чем в Казахстане.
Это и есть основная причина нехватки топлива, в особенности в приграничных областях.
В Казахстане запрещён экспорт светлых нефтепродуктов, мораторий незаконный теневой экспорт нефтепродуктов не остановил.
Уже не раз в Жамбылской области находили подземную магистраль, да ещё и из пластиковых труб, по которым перекачивали ГСМ. А между прочим, в этом году регион установил рекорд по потреблению дизельного топлива. Причина одна – область граничит с Кыргызстаном, где литр солярки в среднем стоит дороже на 60 тенге.
К тому же из-за сравнительно низких цен на ГСМ водители транзитного грузового транспорта тоже стараются заправлять свои баки именно Казахстане.
И пока стоимость той же солярки в Казахстане будет оставаться на уровне более низком в отличие от приграничных соседних стран, наши нефтепродукты будут воровать. Не спасёт ситуацию и увеличение объёмов производства дизельного топлива на НПЗ.
Кстати, после модернизации трёх нефтеперерабатывающих заводов дизельного топлива стали производить больше на 25% – до 4,8 млн т. Этого должно было хватить, чтобы полностью покрыть внутренний рынок.
Повышение цен на ГСМ – неизбежность. Однако правительство РК должно предусмотреть некоторые меры по снижению финансовой нагрузки для населения. К примеру:
- включить транспортный налог в цену нефтепродуктов;
- осуществить возврат НДС, уплаченного при покупке нефтепродуктов на АЗС, по итогам календарного года. Возврат НДС условный, его можно использовать для снижения выплат по ИПН физическим и юридическим лицам.
То есть, нужно искать компромисс.
Редакция Orda.kz готова опубликовать альтернативную точку зрения по поводу дефицита ГСМ.
Лента новостей
- В Семее упал лифт в жилом доме: есть пострадавшие
- Целое село осталось без воды в Атырауской области
- Это гость Акорды: премьер-министр Нидерландов встретится с Токаевым в Астане
- Жители села в Жетысу остановили ремонт дороги из-за плохого качества работ
- Вооружённый солдат сбежал из воинской части в Атырау
- Стресс и урбанизация: какие птицы живут в столице, и почему астанчане им мешают
- Жители затопленных дач в Уральске начали возвращаться домой
- Россияне стали на 13% реже приезжать в Казахстан
- Улицы Атырау затопило после сильного дождя
- Казахстан опередил Великобританию, Францию и Россию в мировом рейтинге женского здоровья
- Фонд памяти Салтанат Нукеновой проведёт первое мероприятие
- Тысячи людей оказались заперты в аэропортах Великобритании из-за технического сбоя
- Флаг Казахстана подняли над Голанскими высотами
- Токаев возложил цветы к мемориалу «Отан Ана» и поздравил ветеранов с Днём Победы
- Паводки в Казахстане: в Атырауской области снова растёт уровень воды в реке Жайык
- Полиция наказала жителя Алматинской области за издевательство над собакой
- Массовая драка в Туркестанской области: полиция задержала подозреваемых
- Что российские блогеры говорят о суде над «БишиНбаевым» и кто такие «Куяндык» и «Султанат»
- Воздушная тревога объявлена на всей территории Украины
- В Актобе внук оформил на свою бабушку кредит в размере 628 тысяч тенге