Нефтяные проекты на миллиарды тенге могут оказаться никому не нужными

cover Фото: Elements.envato.com

Некоторые проекты в нефтяном секторе, на которые уже потрачены огромные деньги, в конечном счёте могут оказаться ненужными. Об этом предупредил эксперт нефтегазовой отрасли Нурлан Жумагулов, сообщает Orda.kz.

В своём телеграм-канале директор общественного фонда Energy Monitor отметил, что проект по строительству нефтепровода «Ескене-Курык», который обсуждают уже более 15 лет, вошёл в топ-10 планируемых нефтепроводов в мире. Стоимость его реализации оценивают в полтора миллиарда долларов. Проблема в том, что в конечном счёте «Ескене-Курык» может оказаться невостребованным.

«В июле 2022 года, когда начались проблемы с прокачкой нефти по нефтепроводу КТК, глава государства поручил акционерам Тенгизского проекта возобновить строительство „Ескене-Курык“. Тогда мы задались вопросом, при чём здесь Тенгиз, если Ескене находится рядом с Кашаганом. Ведь именно для большой нефти Кашагана и планировался проект Каспийской системы транспортировки нефти — ККСТ (новая труба до Актау, огромный танкерный флот, прокачка через БТД)», — отмечает Нурлан Жумагулов.

В то же время руководство Chevron сообщало, что «большую нефть» с Тенгиза будут транспортировать через КТК. Для этого специально увеличили пропускную способность трубопровода консорциума. Сейчас нефть с Тенгиза и Кашагана транспортируют по железной дороге до порта Актау, а оттуда на танкерах везут в Баку.

По словам эксперта, есть большие сомнения насчёт дальнейшей судьбы порта Прорва на Каспии, в развитие которого уже вложили огромные суммы. Планировалось, что через Прорву будут транспортировать не менее двух миллионов тонн нефти в год. «Ескене-Курык» — ещё один проект, необходимость которого под вопросом.

«А нужен ли нефтепровод „Ескене-Курык“? Ведь ряд проектов на Каспийском море уже закрываются, не начавшись: два проекта с участием Eni (Исатай и Абай) и два проекта с „Лукойлом“ (Женис и Аль-Фараби). Причина — сухие разведочные скважины», указывает Нурлан Жумагулов.

Действительно, в конце октября сообщалось, что совместное предприятие «КазМунайГаза» и итальянской Eni не смогло найти нефть на участке «Абай» в казахстанском секторе Каспийского моря. До этого в 2023 году та же компания не обнаружила нефти на другом участке, который выглядел перспективным.

На фоне снижения добычи нефти в Кызылординской области более целесообразно увеличить реверс нефтепровода с запада на юг и далее в Китай с шести до 20 млн тонн в год. А заодно нарастить производственные мощности Шымкентского НПЗ, увеличив их с шести до 12 млн тонн в год, считает аналитик.

«Ещё бы хотелось узнать статус исполнения поручения президента по строительству крупного нефтехранилища в Атырауской области (прошло ровно два года)», — напомнил эксперт.

Между тем стало известно, что компания ТОО «Eskene LPG», которая будет строить трубопровод для перекачки сжиженного газа с Кашагана, контролируется семьёй олигарха Рашита Сарсенова. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости