В Шымкенте Наурыз, несмотря на пандемию, праздновали широко. На торжества потратили 565 млн тенге.
О суммах, которые пошли на праздник, стало известно из публикации общественного фонда «Zertteu Research Institute» в Facebook. Корреспонденту Orda.kz удалось увидеть и проанализировать документы. Выяснились любопытные факты и совпадения. Оказалось, что исполнитель, который получил заказ акимата и финансирование, имеет тесные взаимоотношения с тремя компаниями-фаворитами. Они, в свою очередь, связаны с одним и тем же персонажем, который ранее уже был замечен в сотрудничестве с шымкентским акиматом.
Мы решили разобраться, как в эту праздничную историю попали известный продюсер Жан Муканов и аким Шымкента Мурат Айтенов.
По информации портала госзакупок, на праздничные мероприятия были подписаны контракты на сумму 565,2 млн тенге. Заказчик по всем закупкам — управление культуры, развития языков и архивов Шымкента. Руководит этой госструктурой Сакен Майгазиев.
Все закупки проведены методом «из одного источника», то есть заключен договор с единственной компанией, что исключает вариант конкурентного подхода/отбора при проведении конкурсных процедур выбора поставщика. Теперь посмотрим на лоты.
- Заключен договор на сумму 322,9 млн тенге на закуп услуг по организации мероприятия «Шымкент қайырмырымды қала» — «Ұлыстың ұлы күні». Поставщик услуг — ТОО Penopro.
Компания зарегистрирована в Нур-Султане, она уже сотрудничала с учреждениями культуры. Среди них НАО Государственный театр оперы и балета «Астана Опера». Последний контракт был заключен в 2019 году.
Соглашение на организацию мероприятий в Шымкенте — первое, с 2019 года.
В технической спецификации не указано, сколько человек пригласят на мероприятие, какие специалисты будут выполнять заказ. Нет информации и о техническом оборудовании.
В запросе только название мероприятия, сроки проведения, адрес и другие краткие сведения.
- Второй контракт — проведение мероприятия Open Art gallery – 110 лет со дня основания журнала «Айкап», приуроченного к празднику Наурыз. Цена вопроса — 50 млн тенге. Поставщик — ИП Prima Gololobova. Зарегистрировано оно в Шымкенте, руководитель — Олеся Гололобова.
В 2020 году с этим учреждением уже заключали договор на 20,5 млн тенге. Тогда мероприятие называлось Open Air Gallery — церемония закрытия культурной столицы СНГ.
- Третья закупка к празднику Наурыз — «Традиционные песни и жырлар – Дина Нурпеисова». Стоимость контракта — 50 млн тенге. Поставщик — ИП Дехгани Soloist. Зарегистрировано в Алматы, руководитель — Эльмира Дехгани.
С этим ИП шымкентский акимат уже работал — закупал услуги по организации прямого эфира с церемонии закрытия мероприятия «Культурная столица СНГ». Обошлась она в 6,3 млн тенге.
В этом году с технической спецификацией в управлении культуры особо не мудрили и даже не стали указывать, как будут проходить мероприятия: онлайн или офлайн.
- Четвертая закупка — сервис мероприятий «голос Bala, Super Live, Жулдызай», приуроченных к празднику Наурыз. Цена контракта — 80 млн тенге. Поставщик — ТОО ZHAN ALEMI GROUP. Руководитель — Александр Ярышев. Компания зарегистрирована в Нур-Султане. На портале госзакупок она заключила два договора.
Предыдущий контракт был в 2020 году. Мероприятие называлось «СНГ — культурная столица». Компания оказывала услуги по публикации информации в социальных сетях — 11,1 млн тенге. В этом году техническая спецификация не особенно отличается от предыдущих. То есть необходимая информация по мероприятию — задачи и цели, объемы деятельности и другие требования — отсутствует.
- Пятый пункт закупок — «мероприятия по распространению информации о культурных объектах Шымкента в социальных сетях в честь праздника Наурыз». Цена контракта — 22 млн 980 тысяч тенге. Поставщик — ТОО Impresario Media Group. Компания местная, руководитель — Диана Аскарова.
Примечательно, что компанию зарегистрировали на портале госзакупок 10.03.2021. А первый контракт она заключила через девять дней. Это первое и пока единственное ее соглашение на портале.
Информация о том, имеет ли компания опыт в организации и проведении подобных мероприятий, отсутствует. В технической спецификации нет обычных требований к услуге распространения информации в социальных сетях: на каких страницах, сколько должно быть публикаций, количество подписчиков, общий объем и т.д.
Обычно в технической спецификации аналогичных закупок требования излагаются подробно.
Шестое мероприятие — «Наурыз айтыс». Цена контракта — 40 млн тенге. В качестве поставщика выбрано ТОО Quraq Group. Компания зарегистрирована в Шымкенте. Руководитель — Бакдаулет Сагинтаев. Зарегистрирована на портале госзакупок пятого марта 2021 года.
В технической спецификации также нет подробного описания закупаемой услуги.
Наш коллега Мият Кашибай ранее писал о том, чем занимается компания, в какой сфере она оказывает услуги.
На странице Управления культуры Шымкента в Facebook есть информация об акынах, которые примут участие в айтысе и призовом фонде.
Дополнительно концертная организация «Шымкентский городской Дом культуры» провела закупку по организации мероприятия «песни Шамши Калдаякова» в честь праздника Наурыз. Цена контракта — 60 млн тенге. В качестве поставщика выбран ИП ZAG. Однако договор расторгли 19 марта. Причина — «в связи с прекращением финансирования и дальнейшей нецелесообразностью исполнения».
Как известный продюсер Жан Муканов связан с компаниями, выигравшими тендер на эти мероприятия?
В этом материале Жана Муканова представляют, как основателя ТОО Zhan Alemi Group.
О том, что ТОО Impresario Media Group имеет связь с Жаном Мукановым, можно узнать из официального аккаунта в Instagram:
О связи ИП ZAG еще с одним договором, с которым впоследствии расторгли соглашение, можно узнать на официальной странице ТОО Zhan Alemi Group в Instagram. В истории с заголовком «Наша команда» представлен гражданин Асан. А в открытом источнике на портале — глава ИП ZAG Орозалы Улы Асан.
Кроме того, в личных данных на портале госзакупок указаны адреса ИП ZAG и ТОО Zhan Alemi Group. Информацию можно увидеть на сайте.
Впрочем, в Instagram-аккаунте impresario.tv связь аккаунта с акиматом города Шымкента была замечена и раньше. Летом прошлого года аким Шымкента Мурат Айтенов один день в неделю вел прямой эфир, где отвечал на вопросы горожан. Но однажды Мурат Айтенов вышел в прямой эфир с аккаунта impresario.tv. Заметив свою ошибку, он быстро перешел в свой аккаунт.
Также в этом материале говорится, что Жан Муканов — продюсер проекта «Жулдызай». Это одно из мероприятий, организованных в Шымкенте в честь Наурыза.
Итак, все закупки имеют одинаковую техническую спецификацию: в них нет сведений об объеме, характере закупаемой услуги и других требованиях к поставщику. По всем заявкам невозможно определить, соответствуют ли закупки требованиям и насколько оправданы траты из бюджета.
Вопрос, есть ли во всех этих закупках возможность коррупционных рисков, остается открытым. В связи с возникшими подозрениями, что 565 млн тенге без следа сгорят в праздничных фейерверках, Orda.kz готова опубликовать акты проделанных работ и объяснения акимата Шымкента о том, как и насколько эффективно расходовались бюджетные деньги.
Автор: Ғалымжан Оразымбет
Перевел: Мухит Турсынали