Начало Кантара, вода, тепло и пальмы: чем запомнился Нурлан Ногаев на посту акима Мангистауской области

cover Фото пресс-службы Министерства энергетики

Президент освободил от должности акима Мангистауской области Нурлана Ногаева, при котором в регионе начались первые «газовые митинги» в январе 2022 года, запустившие события Кровавого января. Забастовки нефтяников, дефицит воды и тепла, гибель лебедей на Каспии и другие знаковые события периода руководства Нурлана Ногаева — в материале Orda.kz.

У руля беспокойного запада

Нурлан Ногаев возглавил администрацию Мангистауской области в сентябре 2021 года. Но в целом у руля западных регионов он находится с января 2012 года, когда его назначили акимом Западно-Казахстанской области. Спустя четыре года он возглавил администрацию Атырауской области. 
В 2019 Нурлан Ногаев сделал перерыв в руководстве западными регионами и провёл почти два года на посту министра энергетики.

Затем снова  вернулся на запад, теперь уже акимом Мангистауской области.

Он сменил на этом посту Серикбая Трумова, который запомнился не лучшим образом. В 2021 году в регионах Казахстана из-за небывалой засухи возник дефицит кормов. Мангистауская область была одной из наиболее сильно пострадавших, по данным на середину августа, у местных фермеров погибло около трёх тысяч голов скота.

В это время акимат Мангистауской области, возглавляемый Трумовым, заключил договоры с некоторыми СМИ и платил им в рамках госзаказа за позитивные материалы о работе местных исполнительных органов, в том числе об «успешной» борьбе с засухой. В то время как акимат Трумова допустил множество упущений в коммунальной сфере, внутренней политике и трудовых спорах.

Кстати, через два дня после назначения Нурлана Ногаева акимом на освободившийся пост министра энергетики пришёл Магзум Мирзагалиев. 

Сложно сказать, насколько связаны были эти два назначения в 2021 году, но сегодня аким Мангистауской области освобождён от должности сразу после того, как Магзум Мирзагалиев покинул пост председателя правления «КазМунайГаза».

Су қайда? Пальма неге?

На посту акима Мангистауской области Нурлан Ногаев попытался навести в регионе порядок. Он признал, что в области существует дефицит пресной воды в 51 тыс. кубометров в сутки и рассказал о планах реализовать в Мангистауской области до 2025 девять проектов опреснительных заводов общей мощностью 286 тыс. кубометров воды в сутки. 

Примерно тогда же, осенью 2021 года, к новому акиму обратились журналисты и спросили, будет ли он что-то делать с пластмассовыми пальмами, которые уже создавали дурную славу региону. К деревьям как раз присоединились их пластиковые братья — тюльпаны, которыми утыкали газоны у областного акимата в Актау. И обошлись пластиковые насаждения в 15 млн тенге

пластмассовые тюльпаны фото Lada.kz
Пластмассовые тюльпаны, фото Lada.kz

На это аким Нурлан Ногаев ответил, что газон перед акиматом «отюльпанили», оказывается, по заявкам жителей. И заодно заступился за пластиковые пальмы

«А чем они вам не нравятся?»  искренне недоумевал аким.


Пальмы остались. 

А вот с водой как-то не срослось. Жители области ждали почти два года, и летом 2023-го не выдержали, стали требовать от акима обещанной живительной влаги. Плакаты «Ноғаев, су қайда?» и «Г-н Ногаев, где вода?» стали появляться на домах в разных районах Актау. 

Фото из социальных сетей
Фото из социальных сетей

На заседании правительства аким  объяснялся перед премьером. Оказалось, что на опреснительном заводе возникли неполадки, которые устраняли несколько дней. А обещанные новые проекты пока ещё на стадии строительно-монтажных работ. 

Первый крупный новый опреснитель тогда обещали запустить в октябре 2023 года. 

Нурлан Ногаев пообещал, что проблема дефицита пресной воды в Актау будет полностью решена к 2025 году. 

Помимо дефицита воды, акиму Нурлану Ногаеву приходилось сталкиваться и с экологическими проблемами в регионе. Зимой 2023–2024 года на озере Караколь близ Актау погибли сотни лебедей. Причиной массовой гибели птиц эксперты назвали вспышку птичьего гриппа.

Тяжесть проблемы в том, что озеро Караколь исторически было и остаётся местом зимовки и отдыха десятков тысяч птиц, в том числе 21 вида пернатых, занесённых в Красную книгу.

Первая вспышка Кантара

Волна протестов, которая прокатилась по всему Казахстану в январе 2022 года и запустила цепь трагических событий, названную позже «Кровавым январём», началась именно в западных регионах страны.

Протест в Жанаозене, скриншот видео

Первыми были автомобилисты в Жанаозене Мангистауской области, которые 2 января вышли на акции протеста из-за резкого скачка цен на сжиженный газ. Тогда акимом региона был Нурлан Ногаев. 

Уже 3 января по всей стране проходили митинги в поддержку протестующих Жанаозена. В Актау протестующие собрались у акимата и требовали, чтобы к ним вышел Нурлан Ногаев. Активисты требовали снизить цену на газ и утверждали, что если их требования не будут выполнены, они намерены установить на площади юрту и оставаться там.

Протест в Актау, скриншот видео

В тот день Нурлан Ногаев вечером вышел к протестующим. Но его не слушали и продолжали требовать газ по 50 тенге за литр. Аким призвал жителей Жанаозена к конструктивному диалогу. Он разъяснил собравшимся, что правительство примет меры по урегулированию цен на сжиженный газ. Пообещал, что акимат не допустит спекулятивного роста цен на голубое топливо. Глава региона также уточнил, что в отношении собственников АГЗС начато расследование на предмет ценового сговора.

Вечером в Мангистауской области, как и в других регионах Казахстана, начались перебои со связью и интернетом.

Нужно отдать должное, аким Нурлан Ногаев пытался урегулировать ситуацию в области. 3 января ближе к полуночи он вновь встретился с автовладельцами, протестующими против повышения цен на сжиженный газ. Им он снова рассказал о расследовании ценового сговора и призвал к диалогу. 

Протесты не останавливались, число участников митингов измерялось тысячами человек. Жители Актау и других населённых пунктов в ночь с 3 на 4 января начали перекрывать трассы. 
До утра требования протестующих постепенно менялись и больше не ограничивались ценами на газ.

Люди начали выкрикивать лозунг «Шал, кет!» («Дед, уходи!» — призыв к отстранению от власти Нурсултана Назарбаева — прим. авт.), требовать повышения минимальной заработной платы, смены правительства и изменения срока полномочий президента. 

На следующий день, 4 января, начались столкновения протестующих с полицией в разных регионах. В Мангистауской области в Жанаозене и Актау люди на площадях требовали отставки правительства, рефинансирования кредитов, повышения зарплат. О ценах на сжиженный газ тоже говорили, но редко. 

В последующие дни протесты охватили всю страну, во многих городах они стали неуправляемыми, пострадали и погибли люди. Самыми страшными были январские события в Алматы. 

Протестуй — не протестуй...

Газовые митинги в январе 2022 года были далеко не последними протестными акциями в Мангистауской области. В конце января 2022 года в Актау протестовали учителя, в феврале — группа женщин пыталась перекрыть дорогу и требовала, чтобы им разрешили приватизировать арендное жильё.

В декабре 2022 года Актау неожиданно остался без горячей воды. Причиной стали неполадки на энергокомбинате «МАЭК». Аким Нурлан Ногаев сделал выговоры своим подчинённым и дал поручение принять срочные меры для восстановления работы энергокомбината. 

А весной 2023 года сотрудники нефтесервисной компании «БерАли Мангистау Company» из Жанаозена, оставшиеся без работы, начали протестовать. 10 апреля они провели акцию у здания Министерства энергетики в Астане. Около 70 человек требовали отменить недавний тендер, в котором проиграла их компания. 

По данным АО «КазМунайГаз», «БерАли Мангистау Company» планировала предоставлять нефтесервисные услуги для их «дочки» — АО «ОзенМунайГаз». Чтобы решить вопрос, сотрудникам предприятия предложили трудоустройство в другой компании за 700 тысяч в месяц. Однако они отказались, настаивая на отмене тендера. 

Для переговоров с прибывшими в Астану жанаозенцами сформирована контактная группа. При этом нефтяники заявили, что будут ночевать прямо у здания министерства, но им этого не дали сделать.

Вечером 11 апреля 2023 года сотрудники столичной полиции задержали рабочих из Жанаозена, быстро загрузили их в автозаки и покинули площадь у здания ведомства.

После этого уже в самом Жанаозене возле акимата стали собираться местные жители с требованием отпустить задержанных. Также несколько нефтесервисных компаний выразили солидарность коллегам, одна из них даже приостановила работу.

Спустя 3,5 часа после задержания рабочих в Астане столичный Департамент полиции выдал комментарий. В ведомстве сообщили, что нефтяников привлекут к административной ответственности. 

К протестующим в Жанаозене обратился аким города Айбек Косуаков. Он записал видеообращение. Аналогичным способом к участникам протеста обратился и аким области Нурлан Ногаев. 

Против должностных лиц «ОзенМунайГаза» в апреле началось расследование, заместителя директора компании Бауржана Мамбетсапаева задержали 2 июня. А уволенные нефтяники снова решили бастовать в Астане.

Нурлан Ногаев на брифинге в СЦК 2 июня сообщил, что протестующие не приняли предложение перейти в штат ТОО «МөлдірМұнайСервис» — компании, выигравшей тендер «КазМунайГаза». 

7 июня 2023 года Нурлан Ногаев встретился с бывшими сотрудниками «БерАли». Им снова предложили трудоустройство в ТОО «МөлдірМұнайСервис» на долгосрочный период (три года) с сохранением заработных плат и условий труда. Но трудоустройство должно быть по правилам «КазМунайГаза». В случае отказа бывших сотрудников «БерАли» работать на предложенных местах компания «МөлдірМұнайСервис» возьмёт на их место других людей, стоящих в очереди на трудоустройство, чтобы не допустить срыва производственных планов АО «ОзенМунайГаз».  

То есть проблема так и осталась в подвешенном состоянии, её придётся решать уже новому акиму региона. 

16 мая 2024 года президент  освободил Нурлана Ногаева от должности акима Мангистауской области. Любопытный факт: за день до этого, 15 мая, после ухода Магзума Мирзагалиева с поста главы «КазМунайГаза» в отставку отправился почти весь силовой блок нефтяного региона. Сначала уволили руководителя департамента полиции Мангистауской области Аяна Дуйсембаева. Вслед за ним пошёл начальник ДКНБ Бахытжан Валениязов.

Перед новыми кадрами поставили задачу разрешить кризис в регионе, навести порядок на основе верховенства закона.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости