Месть или диверсия — за что ужесточили приговор солдатам по делу о взрыве в воинской части под Таразом

cover

Почти три года прошло с момента взрыва на складах с боеприпасами в Жамбылской области, который унёс жизни 18 человек. Перед судом предстали шестеро военных, из которых двое были приговорены к реальным срокам, в то время как остальные избежали наказания. Однако на днях суд признал первоначальный приговор несправедливым. Что на самом деле произошло в тот роковой день и почему решили ужесточить наказание виновникам трагедии, читайте в материале Orda.kz.

26 августа 2021 года в Байзакском районе возле населенного пункта Кайнар (военные называют его Королёвка) на складе боеприпасов произошёл пожар, который привёл к серии взрывов. В результате погибли 18 военных, из которых 10 были пожарными. Ещё 93 пострадали. По сведениям региональных властей, были повреждены 106 жилых домов, 12 коммерческих объектов и три школы. Разбирательство показало, что возгорание на складе боеприпасов было преднамеренным.

Во время следствия наша редакция первой узнала о том, что причиной пожара был именно поджог. В ходе расследования рассматривались различные мотивы и версии произошедшего. Для выяснения обстоятельств даже были использованы данные со спутников.

Подозреваемых поймали благодаря прослушиванию телефонных разговоров солдат срочной службы Ерпулата Туранова и Асета Аширбая. Их мотивацией было возмездие в отношении и. о. начальника войсковой части 28349 Аслана Бакытжанова, который якобы систематически угнетал солдат и доминировал над ними. Офицеры не предполагали, что их действия приведут к таким трагическим последствиям. Они рассчитывали, что вызовут лишь пожар, который в дальнейшем оперативно потушат спасатели, и что это поможет избавиться от начальника войсковой части, утверждают наши источники.

Нельзя исключать и версию о диверсии

В интервью Orda.kz бывший начальник генерального штаба Вооружённых сил РК, генерал-майор Алихан Джарбулов откровенно рассказал, что на самом крупном складе боеприпасов не должен был произойти взрыв.

«От зажжения спички тротил не взорвался бы. Давайте предположим, что замкнуло электропроводку — но ведь её там не должно быть! Тротил может гореть, но не взрывается. Взрыв может быть только при наличии детонатора. А взрыв — доказательство того, что там ещё дополнительно что-то было».

Джарбулов также указал на то, что должна была сработать пожарная сигнализация. Но система пожаротушения не сработала, как и  в своё время в Арысе.

«И вот здесь возникли проблемы с финансированием пожарной сигнализации и системы тушения. Если на Арысь было выделили 690 миллионов, то у меня возникает вопрос: сколько было выделено на Королёвку? Это место, насколько мне известно, является крупнейшим складом инженерных боеприпасов Вооруженных сил РК. Выходит, как и в случае с Арысью, средства были потрачены не по назначению? Где автоматическая система тушения пожара, где пожарная сигнализация? Почему только часовой на вышке заметил задымление и предупредил начальника караула?»

                                                       Алихан Джарбулов / Фото из архива Олега Спивака

Спустя неделю после взрыва, а именно 29 августа, на территории войсковой части в Байзакском районе Жамбылской вновь произошли хлопки, пострадали трое военнослужащих.

«После пожара вся техника, прибывшая на место происшествия, вышла из строя. Всё было разрушено и сожжено. Вы же видите по видео, фото. Понятно же, какой силы был взрыв», — сообщил редакции начальник управления главной инспекции Министерства обороны Казахстана, полковник Жумабек Хасенов.

На момент происшествия в этой части находились более 70 военнослужащих, включая офицеров и рядовых солдат.

Уголовные дела против журналистов

Двоих журналистов вызвали в полицию по делу о «распространении ложной информации» — Исламбека Дастана, собственного корреспондента Orda.kz в Таразе, а также Данияра Алимкула, репортёра «7 канала». Заявление на них поступило от управления внутренней политики акимата Жамбылской области. С обоих взяли подписку о неразглашении данных следствия.

Но позже в словах и действиях журналистов никаких нарушений не нашли. Об этом говорится в документе филиала центра судебных экспертиз по Жамбылской области, который получил наш корреспондент.

Что изменилось в Байзаке после взрывов

Ровно через месяц после взрывов в Байзакском районе власти села Кайнар срочно взялись за восстановление разрушенных домов, стараясь завершить работы до прихода холодов.

Журналисты выяснили, что пока комиссия, расследующая произошедшее в воинской части, не завершила свои работы, областной аким Бердибек Сапарбаев призвал местных жителей не ожидать поступления государственных средств, а самим начать восстанавливать все поврежденные объекты. Правда, власти обещали компенсировать все затраты на строительно-ремонтные работы как подрядчикам, так и жителям.

Больше года искали останки Бауржана Даутбаева

Известно, что военный Даутбаев находился в самом эпицентре взрыва 21 августа. Родственники отказывались подписывать документы о его смерти, ожидая результатов экспертиз. Также была информация, что Бауржан в тот роковой день взял выходной на семейное мероприятие.

Поиски велись по всей области волонтёрами, военными, полицией. Экстрасенсы высказывали предположение, что он мог потерять память и уйти в горы, но никто не мог точно определить его местонахождение.

1 декабря 2022 года были обнаружены останки Бауржана Даутбаева, командира пожарного расчета воинской части 28349. Молекулярно-генетическая экспертиза подтвердила, что найденные фрагменты тела принадлежат именно ему. Анализы ДНК останков и кровных родственников без вести пропавшего военнослужащего полностью совпали.

У Даутбаева остались пятеро детей, последний родился уже после его смерти.

Памятник погибшим

Семьи потеряли 18 настоящих мужчин, профессионалов своего дела, отличных сыновей, мужей и отцов. Спустя два года после трагедии в Таразе и селе Базарбай установили памятники погибшим.

В парке «Женис» имени Бауыржана Момышулы открыли памятник-бюст Мейржану Айманову. В роковой день пожарный Айманов был направлен в Байзакский район, где организовывал тушение пожара и эвакуацию людей. Он самостоятельно вывел нескольких своих коллег из огня, но погиб во время второго взрыва.

Бауржан Даутбаев также участвовал в ликвидации пожара. Долгое время он числился пропавшим без вести. В селе Базарбай, где он родился, по инициативе его отца Талгата Даутбаева была открыта аллея и установлен памятник. На открытие аллеи ушло 12 млн тенге, эти деньги собрали родственники погибшего.

 

Девять лет тюрьмы

Дело состояло из более 800 томов, во время разбирательства заслушали почти 300 потерпевших и свидетелей. Всего на скамье подсудимых оказались шестеро человек. По версии следствия, солдаты Ерпулат Туранов и Асет Аширбай кинули промасленную подожженную тряпку в склад с боеприпасами, что вызвало пожар, череду взрывов, смерть людей и крупный материальный ущерб.

В октябре 2023 года суд оправдал двоих военнослужащих, поскольку их вину не доказали. Ещё двоих освободили от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности. Солдат Ерпулата Туранова и Асета Аширбая осудили на девять лет. Отбывают наказание они в колонии средней безопасности. Помимо этого, их обязали выплатить государству 24 млрд тенге в качестве ущерба.

Ужесточение наказания

13 марта Апелляционная комиссия прибавила по четыре года к сроку рядовым воинской части по делу о взрывах на складах под Таразом. Ранее осуждённые на девять лет солдаты Асет Аширбай и Ерпулат Туранов теперь проведут в заключении 13 лет в соответствии с новым приговором.

Помимо этого ранее оправданных Бакытжанова и Несипкалиева апелляционный суд приговорил к пяти годам колонии по статье 462 УК РК ("Нарушение правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих").

Бошай и Омарбеков оправданы за отсутствием состава преступления.

Адвокат осуждённых Амре Сагдат заявил, что истинные виновные лица так и не были найдены. Юрист считает, что нет никаких подтверждений того, что именно Туранов и Аширбай совершили поджог.

Родители и близкие осуждённых до сих пор не верят в виновность своих детей, однако суд руководствовался законом.

Так или иначе эта трагедия, унёсшая жизни 18 человек, послужит уроком для тех, кто в будущем выберет службу в армии.

Читайте также:

Лента новостей

все новости