Высокомерие и гордыня Центральной Азии: как прошёл первый форум B5+1

cover фото Максим Скопин

Прошло полгода с тех пор, как лидеры центральноазиатских государств прилетели в США и встретились в президентом Джо Байденом. Речь на нём шла об укреплении сотрудничества, и президентский форум назывался С5+1. Теперь настало время бизнеса объединяться с госсектором, и форум назвали B5+1. В Алматы прилетели министры и вице-министры Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана.

Из-за океана высадился десант экспертов, в том числе известный американский политолог, основатель и председатель Института Центральной Азии и Кавказа Фредерик Старр. Он прилетел, несмотря на травму ноги.

профессор Фредерик Старр, фото Orda.kz
Профессор Фредерик Старр, фото Orda.kz

Один из главных гостей — Николас Берлинер, специальный помощник президента США и старший директор по России и Центральной Азии в Совете национальной безопасности Америки. В своём приветственном слове он напомнил, что сейчас страны Центральной Азии «находятся в геополитическом эпицентре сдвигов», и напомнил об обещаниях, данных в Нью-Йорке. 

«Мы понимаем, что это нелёгкое время, но в то же время с изменениями приходят возможности. Настоящее представляет собой возможность для стран Центральной Азии продвигать новые партнёрства, и Соединённые Штаты хотят быть конструктивным партнёром — помогать Центральной Азии укрепить свою устойчивость и экономическую силу», — сказал Берлинер.

Эти слова корреспонденту Orda.kz перевёл с языка политического на человеческий Ричард Э. Хогланд — старший советник по безопасности и политическим программам из Каспийского политического центра. США в ближайшее время ждут от стран Центральной Азии объединения усилий и ресурсов.

Ричард Э. Хогланд, фото Алмаз Толеке
Ричард Э. Хогланд, фото Алмаза Толеке
«Лидерам стран региона необходимо принять политическое решение. И этот процесс может занять около года. Затем уже начнётся уточнение деталей. Политическая воля — самое главное и самое быстрое. Можно начать с создания Ассоциации центральноазиатских государств, а затем эксперты начнут работать над нюансами, но необходимо согласие лидеров», — считает Холанд.

Детали  

Как известно, дьявол часто кроется в деталях. О них говорили представители экспертного сообщества и бизнес-ассоциаций региона. «Детали» накапливались годами после распада СССР. Все попытки создания региональных союзов терпели крах.

Страны Центральной Азии входят в разные экономические союзы и организации (ЕАЭС, ВТО в том числе), имеют разное таможенное законодательство, в Узбекистане существует своя платёжная система, а прохождение границы у грузовых машин занимает по несколько часов. 

Игорь Голубев из Ассоциации международных перевозчиков Кыргызстана сказал, что пока заявленные с помпой транспортные коридоры, такие как Транскаспийский транспортный маршрут и Срединный коридор, работают неэффективно. 

«При перевозке из Европы на Чёрном море не хватает паромов. Места приходится ждать в живой очереди, которая занимает по 20 дней. Это приводит к тому, что перевозить товары становится невыгодно или их стоимость вырастает в несколько раз. Раньше товары возили через Россию, и было проще, но сейчас действуют санкции, и мы это понимаем, но нужно больше альтернатив».
Заместитель председателя Ассоциации международных грузоперевозчиков Кыргызстана Игорь Голубев, фото Orda.kz
Заместитель председателя Ассоциации международных грузоперевозчиков Кыргызстана Игорь Голубев, фото Orda.kz

Николас Берлинер позже подчеркнул, что США пытаются помочь Центральной Азии преодолеть последствия санкций, но сначала надо договориться внутри региона. Собравшиеся эксперты дали рекомендации, с чего начать. 

Что может объединить Центральную Азию 

Эксперты, бизнес и представители госсектора сошлись на том, что интеграцию можно начать с самого очевидного — туризма. Регион малоизучен и вызывает большой интерес у иностранцев. Однако и здесь проблема — разные визовые режимы, нехватка профессиональных кадров для сферы услуг и неразвитая инфраструктура. 

«Было бы прекрасно, например, стартовать в горах Алматы, переходить через горы в Кыргызстан на озеро Иссык-Куль и возвращаться обратно», — заявил глава Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев.

Туристам интересны природа, культурное наследие, альпинизм. Создание единого тура по странам Центральной Азии повысит привлекательность региона. 

Европейский союз когда-то начинался с союза для беспошлинной торговли углём и сталью. Наргис Касенова из фонда CAPS Unlock считает, что такими же объединяющими факторами для стран нашего региона могут стать вода и энергетика. 

Форум И5+1, фото Алмаз Толеке

Их нехватка растёт год от года. Из-за недостатка инвестиций в укрепление каналов потери воды доходят до 40 %. Кроме того, сейчас Афганистан строит большой канал, который, по прогнозам экспертов, уменьшит приток воды в Сырдарью и Амударью на 20 %. Мансуржон Расулев, представитель подгруппы B5+1 по агробизнесу, рассказал, что из-за нехватки газа теплицы в Узбекистане перешли с газа на уголь, что увеличило себестоимость продукции. Однако о главной проблеме, которая мешает интеграции стран Центральной Азии, сказал предприниматель из Кыргызстана. 

«Есть амбиции, есть гордыня, высокомерие, но нет желания коммуницировать и работать и сесть за стол переговоров».

Он рассказал, как это «лечится»: нужно поехать на любую международную выставку производителей, чтобы понять своё место в мире и умерить гордыню.

«Это касается нас всех в Центральной Азии. Мы из себя корчим лидеров, но на самом деле для мира мы никто. Нам надо признать это, спуститься на землю и просто работать для общего блага. У нас есть хорошая поговорка: "Благополучие в единстве". И мне кажется, что настоящее лидерство показывается не закрытием границ, а уважением». 

Кажется, лучше и не скажешь. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости