Лифт не работает, нет вентиляции и доступа к счётчикам: алматинка о покупке элитного жилья

cover Фото Orda.kz

Коммунальные войны для алматинцев - дело привычное. Но с тех пор, как в силу вступил новый закон о жилищно-коммунальном хозяйстве, упразднивший горемычные КСК, ситуация усугубилась до абсурда. ОСИ - объединения собственников имуществ, которые по идее должны обеспечить возможность жильцам самим управлять своими домами, погрязли в судебных тяжбах, разбирательствах и интригах.

В ЖК “Тау Шатыр” в Медеуском районе уже почти три недели не работают лифты, и до последнего времени тянули с подачей тепла. Старая управляющая компания Svoy Service отказывалась давать отопление, пока ее не заставил это сделать лично аким Медеуского района. Таким образом управленцы шантажируют жильцов и борются с ОСИ, которое эти жильцы законно и прозрачно выбрали. Журналистка Галина Рыжкина оказалась в эпицентре коммунального скандала, и специально для Orda.kz написала о борьбе за власть и деньги внутри одного ЖК. 

 Жилой комплекс “Тау Шатыр”, в котором я купила квартиру два года назад, казался мне отличным местом. Расположенный вдоль набережной реки Есентай, он макушками упирается в кристально-чистое небо, повторяя холодные вершины Заилийского Алатау. Горы отсюда не просто видны, они совсем рядом, и выйдя по благоустроенной набережной ранним утром, вдоль бурлящей реки мы с собакой доходим почти до Медеу. Мне нравится жить вдалеке от алматинского центра, зажатого в плотное кольцо пробок миллионом суетливых людей. Мне нравится открывать настежь двери балкона и видеть застенчивую гору Сункар и проспект Аль-Фараби, нервозность которого от меня далеко внизу.  

 Но жить здесь становится все труднее. И невыносимой эту жизнь делают конкретные люди. Жилой комплекс “Тау Шатыр” построила компания KazBuild Development. Строила долго, проблемно и по слухам, даже не планировала его как ЖК. Выше комплекса стоят огромные, современные госпитали, выполненные в том же архитектурном стиле, что и наши дома, и по словам первых жильцов, здесь предполагался то ли санаторий, то ли еще одна больница. Как это часто бывает со стройкой в Казахстане, что-то пошло не так, и отстроенные корпуса стали распродавать под квартиры. И люди стали их активно покупать, по высокой и все время растущей цене квадратного метра. А как же? Это же самые элитные места самого элитного Медеуского района. Тут все вокруг элитное и все дорого стоит: и фрукты в лавке Хосонжона, и продукты в магазинчике “Ак-Бота”. 

 KazBuild Development втайне от жильцов создал компанию Svoy Service, которая должна была управлять хозяйством комплекса, и которой жильцы должны были платить деньги за обслуживание. И они по началу платили - тариф рсж (расходы на содержание жилья) - 196 тенге за квадратный метр, 82 тенге с квадратного метра за обслуживание котельной круглогодично. Но хорошо обслуживать дома, благоустраивать дворы, довести до ума подземный паркинг не в планы KazBuild, не в планы Svoy Service не входило. Аффилированную управляющую компанию застройщик создал, чтобы никто не предъявлял ему претензии за плохое качество стройки и проблемы, которые очень быстро вскрылись. Управляющая компания мурыжила жильцов до тех пор, пока у ЖК не истекла так называемая гарантия от застройщика. То есть, теперь призывать к ответственности попросту некого. 

 Когда жильцы столкнулись с проблемами и поняли, что деятельность Svoy Service, мягко говоря, не прозрачна, они начали задавать вопросы. Почему мы платим 82 тенге за обслуживание котельной весь год? Что входит в расходы на содержание жилья? Почему у нас часто ломаются лифты? Почему не работает вентиляция? Почему нет доступа к показаниям своих же собственных счетчиков электроэнергии? Жители “Тау Шатыр” на протяжении нескольких лет не получали ответов на свои вопросы, и когда с 2022 года в силу вступил новый закон о жилищно-коммунальном хозяйстве, создали ОСИ, чтобы самим, прозрачно и открыто друг для друга, управлять своим проблемным, но уже полюбившимся комплексом. 

 И тут началось невообразимое. Во-первых, стало понятно, что проблем у ЖК очень много. Пожарные гидранты в подъездах не подключены к воде, они, в буквальном смысле, бутафория, так же как вся система пожарной безопасности с неработающими датчиками. У лифтов нет технических документов, они собраны из разных запчастей разных производителей, и никто не готов брать на себя ответственность за их обслуживание. Но это ещё полбеды. Компания “Svoy Service” так не хотела оставлять жирный кусок серой прибыли, что начала срывать работу избранного жильцами ОСИ, а этой осенью окунула комплекс в судебные тяжбы и настоящий коммунальный ад. 

 Все знают, что отопительный сезон в Алматы должен начаться до 15 октября. 11 октября “Svoy Service” уведомил жителей  “Тау Шатыр” о расторжении договора с компанией “КазТрансГаз Аймак” на поставку газа для отопления, и потребовал с них предоплату в размере 3,5 миллиона тенге. Спрашивается, какая может быть предоплата за газ? В газовой компании удивились и заверили, что никакую предоплату никогда не просят. Жильцам комплекса через выбранного ими председателя ОСИ Алихана Манашева пришлось дойти до акима Медеуского района, который был шокирован самоуправством директора  Svoy Service Илоны Кульмухаметовой. Районным властям пришлось заставить ее подключить отопление поздно вечером 17 октября, а котельная теперь должна перейти на баланс города, чтобы ОСИ могло ее обслуживать. 

 Но и это не все. Уже почти три недели я поднимаюсь на свой седьмой этаж по лестнице, потому что после резкого скачка электричества у лифтов в нашем доме сломались компьютеры. И их никто не чинит, потому что из сторонних компаний никто не готов брать на себя за них ответственность. Лифты вообще могут опечатать, на них нет никаких технических документов. Чудо, что такая тотальная безответственность еще не обернулась трагедией. Ровно год назад, в прошлом октябре Svoy Service начал ремонтировать крышу, за серьезные, кстати, деньги - 17 миллионов тенге, и нас во время этого “ремонта” затопило. Причем, затопило всех от седьмого этажа до второго. Мы бегали с ведрами, подставляли тазы, писали заявление в полицию, пока вода с потолка лилась как в душе, а найти никого из управленцев “Svoy Service” не могли.


В течение нескольких дней ни директор компании Кульмухаметова, ни ее подчиненные, которым мы платим зарплату, не брали трубки. Ущерб за потоп нам так и не возместили, а сейчас с нас за ремонт этой крыши требуют деньги, причем, через суд. 

Но самое неприятное даже не все это, а то, что Илона Кульмухаметова и ее подручные так беззастенчиво, шантажом изводят жильцов нашего ЖК, которые давно поняли, что их обманывают, что их используют, дерут с них деньги, наживаются на них, и при этом грозятся, что никуда и никогда их от себя не отпустят. Выживут, испортят жизнь, но заставят быть с тем, кого мы не выбирали. Сильно кого-то напоминает, правда ведь? Такой вот старый Казахстан в масштабе одного проблемного ЖК.  

 Обычно я ставила соседский чат на mute. У нас в нем никогда не бывает спокойно, без претензий и ссор. Но после всех коммунальных ужасов этой осени мы с соседями сплотились, мы даже солидарны. Все вместе мы поняли, что хотим жить по-другому, и хотим жить здесь. Это наш дом, мы будем его защищать, мы хотим в нем порядка и готовы сами его навести. Если придётся, судами, письмами в прокуратуру и встречами в кабинете акима. Но обманывать себя и использовать больше никому не позволим. 

Ранее Orda.kz уже писала о том, что обитатели верхних, самых дорогих и престижных районов Алматы неделю сидели без холодной воды. Подробнее можете прочитать здесь

Читайте также:

В каких ЖК алматинцам не рекомендуют покупать квартиры

Увядающий «Эдельвейс»: что происходит с конфискованной недвижимостью экс-акима Алматы Храпунова?

"Они идут на могилы": жилой комплекс на костях строят в Алматы

Жилой комплекс VS стрит-фуд: что строят на терренкуре в Алматы?

Лента новостей

все новости