Кыргызский вариант зачистки воров: пойдёт ли по этому пути Казахстан?

cover Коллаж Orda.kz

Начальник управления по борьбе с организованной преступностью МВД РК пояснил, почему правоохранительные органы нашей страны по примеру Кыргызстана не объявили крестовый поход против криминальных авторитетов, передаёт Orda.kz.

4 октября в Бишкеке в ходе спецоперации Госкомитета нацбезопасности Кыргызстана был застрелен вор в законе Камчыбек Кольбаев по прозвищу Камча. После его ликвидации три криминальных авторитета записали в видеообращения в соцсетях, в которых заявили об отказе от воровского статуса. Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев заявил, что в стране «не будет никаких воров в законе, лидеров ОПГ и группировок». Многие пользователи соцсетей восприняли это как начало жёсткого противостояния спецслужб Кыргызстана с организованной преступностью, и поддержали инициативу силовиков. 

Некоторые казахстанские граждане ожидали развития аналогичного сценария и в нашей стране. Поводом стала проведённая 5 октября в Жетысуской, Кордайской и Туркестанской областях совместная спецоперация КНБ и МВД по нейтрализации транснациональных преступных сообществ. В ходе неё были задержаны 72 человека, подозреваемых в совершении различных преступлений в приграничных с Кыргызстаном, Узбекистаном и Китаем районах. Однако никаких видеообращений с отказом от статуса криминальных авторитетов не последовало, как и комментариев со стороны председателя КНБ о проведённой операции. И это несколько озадачило пользователей соцсетей, ожидавших зачистки лидеров крупных ОПГ. 

Журналисты Orda.kz пообщались с должностным лицом департамента по борьбе с организованной преступностью МВД РК и ветеранами органов внутренних дел, чтобы узнать, ждать ли казахстанцам развития бишкекского сценария. 

Коля Кыргыз

Сначала вкратце напомним, кем был Камчыбек Кольбаев, раз его гибель так повлияла на криминогенную обстановке в Кыргызстане. Согласно открытым источникам, Камчыбек родился в 1974 году в Чолпон-Ате. Его «короновали» на воровской сходке в Москве 23 апреля 2008 года патриархи преступного мира России Япончик и Дед Хасан. Когда-то он был «смотрящим» 31-й колонии в Молдовановке (РФ) и известен как Коля Кыргыз.

Камчыбек Кольбаев. Фото yandex.kz

Известно, что Камча любил фотографироваться с кыргызскими чиновниками и депутатами, включая спикера парламента и вице-премьер-министра. Из-за этого на политическом олимпе Бишкека периодически разгорались громкие скандалы, которые играли на руку вору в законе в плане пиара. 

Зачистки воров в законе в Казахстане не будет!

Корреспондент Orda.kz обратился за комментариями к начальнику управления ДБОП МВД РК подполковнику полиции Куандыку Алпысу, чтобы узнать, почему в Казахстане не проходят масштабные спецоперации по задержанию главарей преступных группировок.

«У нас криминогенная обстановка немножко другая, чем в Кыргызстане. Не так остро стоит проблема борьбы с лидерами преступных группировок, поэтому нет необходимости в проведении, как вы выразились, зачисток. Предваряя ваш вопрос о возможной связи совместной спецоперации КНБ и МВД в трёх приграничных районах Казахстана с ликвидацией Камчи в Бишкеке, отвечу так: не думаю, что эти события связаны друг с другом. Насколько я знаю, спецоперация была запланирована КНБ заранее», – говорит Алпыс.
Куандык Алпыс. Фото из личного архива

 А что по поводу скрытых за рубежом активов Камчи? СМИ писали, что спецслужбы Кыргызстана собирались обратиться за помощью к коллегам из России, Казахстана, Грузии, ОАЭ, Турции и Японии. Дескать, именно в этих странах криминальный авторитет имел бизнес-интересы и владел движимым и недвижимым имуществом. Поступало ли такое обращение в ДБОП МВД?

«К нам не поступали официальные запросы от кыргызских коллег о проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на поиски незаконных активов Кольбаева. Говорю об этом уверенно, так как у нас есть отдел, который непосредственно занимается противодействием легализации имущества, добытого преступным путём, и отмыванию грязных денег. Двое сотрудников отдела активно сотрудничают с Генпрокуратурой, где тоже есть подразделение, занимающееся поисками активов беглых преступников. Я не слышал, чтобы наших ребят привлекли к совместным поискам активов Камчи», – говорит Алпыс. 

По данным ДБОП, часть сотрудников алматинского управления по борьбе с оргпреступностью задействована в последнее время  в охране потерпевших и свидетелей по громкому делу Дикого Армана, подозреваемого в похищении и избиении 24 человек во время Кантара. Охраняемые лица входят в госпрограмму защиты участников уголовного процесса: сотрудники УБОП отвечают за их безопасность, круглосуточно выполняя роль телохранителей.

Порадовало нас то, что руководство ДБОП обратило внимание на одну нашу публикацию. Её герой жаловался, что члены транснационального преступного сообщества «Братский круг» пытаются отобрать у него бизнес, принуждая его переписать свою долю на подставное лицо. Согласно источникам, Камча входил в руководящий состав этой международной ОПГ с середины 2000-х годов. Но стоят ли его люди за рейдерским захватом, нам неизвестно.  

 «По данному факту мы проводим оперативные мероприятия, включая негласные, поэтому не можем сейчас раскрывать подробности дела», – сообщили в ДБОП.

Воровская ментальность

Пообщавшись с подполковником из ДБОП, мы обратились за комментариями к ветеранам органов внутренних дел, чтобы получить более развёрнутые ответы на вопросы. 

«По нашим наблюдениям, в Казахстане криминогенная обстановка действительно обстоит лучше, чем в Кыргызстане, где, как нам кажется, давно и прочно произошло сращивание оргпреступности с властью и коррумпированными правоохранительными органами. Поэтому там назрела необходимость в крестовом походе спецслужб на лидеров крупных ОПГ, которые прибрали к своим рукам лакомые кусочки бизнес-пирога и теперь ни с кем не хотят делиться. Правда, это вовсе не значит, что у нас тишь да благодать, просто у нас проблемы с ОПГ не настолько масштабны, как в соседней стране», – говорят ветераны. 

 

Спецоперация УБОП ДП Шымкента. Фото пресс-службы МВД

По мнению наших собеседников, видеообращений с покаянием криминальных авторитетов в Казахстане ждать не придётся в силу разных объективных и субъективных факторов:

«Когда вор в законе или лидер ОПГ отказывается перед объективом видеокамеры от своего статуса, то, как правило, это вынужденная мера. Или его после задержания так заставили поступить правоохранители, или его раскороновали свои же за серьёзные нарушения воровского кодекса. При любом раскладе статус такого человека автоматически падает и возможности подняться обратно у него уже фактически нет. Поэтому наши доморощенные доны корлеоне не будут выступать с подобными видеообращениями, разве что под дулом пистолета. Мы думаем, что у нас зачистки воров в законе по примеру ГКНБ Кыргызстана не будет в ближайшее время. Хотя бы потому, что в Казахстане есть только один признанный законник – Серик Голова. Он с 2022 года отбывает 19-летний срок в кокшетауской колонии за вымогательство и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. Второй законник, Лёха Маймыш, сидит в Московской области за наркотики. Все остальные, кто называет себя ворами в законе, являются самозванцами». 

По их словам, в руководящем составе международного преступного синдиката «Братский круг» никогда не было выходцев из Казахстана. Только воры в законе из России, Грузии, Кыргызстана и Узбекистана. Но это вовсе не означает, что казахстанские криминальные авторитеты не пользуются влиянием за пределами своей страны. 

«Ходили слухи, что несколько лет назад Камча хотел стать смотрящим за Казахстаном, но наши авторитеты воспротивились, и затея Камчи провалилась. Сколько бы ни пытались и другие воры в законе родом из Грузии, России или Азербайджана зайти в Казахстан, чтобы верховодить здесь, они терпели неудачу. Или местные авторитеты отказывались прогибаться под них, или по пути на сходку правоохранители задерживали чужаков, срывая проведение важного мероприятия», – отметили ветераны.
Авторитетные осуждённые. Фото dzen.ru

 На вопрос о том, насколько вольготно чувствуют себя сейчас криминальные лидеры в Казахстане, ветераны сыска ответили, обратив внимание на следующую деталь:

«Некоторые обыватели почему-то думают, что стоит осуждённому авторитету попасть в колонию, как его влияние на оставшихся на свободе подельников автоматически падает. Мол, он же не может управлять своей ОПГ из камеры, лишившись доступа к сотовому телефону, печатям, банковским счетам и доверенным лицам. Это не так. Криминальный авторитет может руководить всем и вся из-за решётки, если, конечно, администрация колонии по указанию КНБ или КУИС МВД не закрутит ему гайки. Вспомните, как тот же Серик Голова, Дикий Арман и другие влиятельные сидельцы устраивали когда-то бунты осуждённых и акции неповиновения в колониях. Те лидеры ОПГ, что отбывают наказание в местах лишения свободы с 2018 года, насколько мы знаем, не разорились – их бизнес остался на плаву, так как им заправляют аффилированные лица».  

Спецслужбы Кыргызстана в начале октября заявили, что в число незаконных активов Коли Кыргыза, его родственников и приближенных входят более 850 единиц недвижимости, в частности, роскошные особняки, коттеджи, элитные клубные дома, многочисленные квартиры в строящихся объектах, центры отдыха, пансионаты, рестораны, земельные участки, конюшни, охотничьи угодья, более 60 дорогостоящих автомашин класса люкс, в том числе бронированные, драгоценности и другое имущество.

По данным следствия, часть имущества незаконно вывели из государственной собственности и фактически отобрали у добросовестных предпринимателей. В ГКНБ Кыргызстана считают, что у криминального авторитета имеются активы в Казахстане, а также в России, Грузии, Турции и ОАЭ.  

Читайте также:

"Отсечём голову": глава ГКНБ Кыргызстана сделал предупреждение ОПГ

Вор вне закона: кто такой Коля-Киргиз и какое отношение он имеет к беглому Кудебаеву?

Поймают ли американцы кыргызского вора в законе и причем здесь Казахстан
 

 


 

  

 

 

 

 

 

 

 

Лента новостей

все новости