Кто в Казахстане занимается перевозкой пассажиров, кроме КТЖ?

cover Фото: Orda.kz

Дочернее предприятие нацкомпании «Пассажирские перевозки» — не единственный перевозчик, который оказывает услуги казахстанцам. На долю КТЖ приходится 74 % от всех перевозок, но остальную часть выполняют частные организации. Большую часть из них субсидирует Министерство транспорта. Orda.kz решила выяснить, кто получает прибыль за перевозку пассажиров. 

В социальных сетях распространился видеоролик со старыми вагонами. Автор возмущается качеством состава и предполагает, что во времена СССР состояние поездов было лучше. Из видео стало известно, что это поезд, курсирующий по маршруту № 43/44 Костанай — Алматы — Костанай.

Некоторые пользователи соцсетей предположили, что вагоны принадлежат КТЖ. Но, как позже выяснилось, владельцем вагонов выступает ТОО «Турксиб Астана», которое также обслуживает маршруты Алматы-2 — Петропавловск, Костанай — Караганды и Костанай — Аркалык. Всего у предприятия 154 вагона. 

Как оказалось, Министерство транспорта субсидирует 11 частных перевозчиков. При этом, помимо АО «Пассажирские перевозки», услуги оказывают 14 предприятий. То есть трём железнодорожным перевозчикам не нужна поддержка государства, чтобы держаться на плаву. 

Редакция Orda.kz уже писала о частных перевозчиках, чья доля на рынке составляет 26 %. Найти точную информацию о них непросто. На портале Министерства транспорта, которое курирует эту сферу деятельности, она отсутствует. При этом официальные сайты, к сожалению, есть не у всех перевозчиков: у одних — аккаунт в Instagram, у других — в Facebook. В прошлой части мы рассказали, что пассажирам весьма сложно оценить работу частных перевозчиков, подать жалобу или обратиться с просьбой. Зачастую казахстанцы пишут гневные отзывы на сайт КТЖ, даже не зная, что нацкомпания не оказывала услуги. 

В ответ на запрос редакции Orda.kz в Министерстве транспорта предоставили список компаний, которые они субсидируют. Спойлер: в ведомстве почему-то несколько раз написали ошибочные названия предприятий. Где-то забыли указать полное наименование, а где-то вместо английского правильного варианта почему-то написали с использованием русской транскрипции. Учитывая, что ответ на запрос в Министерстве транспорта готовили достаточно долго, подобные недочёты смущают.   

Как один человек двумя компаниями по пассажирским перевозкам заведует

ТОО «Турксиб Астана», как мы и писали выше, отвечает за следующие направления: № 43/44 «Костанай — Алматы», № 327/328 «Костанай — Караганды», № 621/622 «Костанай — Аркалык» и № 15/16 «Алматы — Петропавловск». Предприятие владеет 154 вагонами. Отметим, что на официальном сайте сведения по последнему пункту  отличаются от информации Минтранспорта.

Последняя новость на сайте датируется ноябрём 2023 года, когда компании предоставили шесть новых вагонов от АО «ЗИКСТО». Ещё шесть плацкартных вагонов обещали поставить до конца года. Новости на сайте компании не так часто обновляются: две предыдущие опубликовали 9 ноября 2020 года. Они повествовали о действиях в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки. 

Скриншот turksib.com.kz

Самый крупный частный перевозчик принадлежит Эльдару Шаймарданову и Нурлану Жазылбекову, последний занимает и директорское кресло. В этом году компания уже пополнила госказну на 42,6 млн тенге, а в прошлом — на 892,9 млн тенге.

Скриншот kgd.gov.kz

По данным Минтранспорта, ТОО «Арлан Транс Астана» обслуживает сообщение № 75/76 «Кызылорда —Петропавловск». На балансе предприятия — 24 вагона. Однако в официальных документах предприятие называется ТОО «ARLAN-TRANS-ASTANA». Директором компании числится Айбек Алтынбеков, а учредителем значится тот самый Нурлан Жазылбеков, совладелец «Турксиб Астана». Сайты похожи по контенту. 

Обе компании также получили в 2017 году пассажирские вагоны в количестве 45 штук. Их произвели на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ). А приобрели их на деньги российского АО «Росэксимбанк». Кредитную линию в 2,3 млрд рублей открыли для казахстанской АО «БРК-Лизинг».

Когда сложно найти официальный сайт частного перевозчика 

По данным Минтранспорта, ТОО «Арай транс» обслуживает маршрут № 122/121 «Астана – Семей». Всего вагонов 25. Однако есть и другая компания с похожим названием — ТОО «Арай транс KZ». И, в отличие от первого предприятия, второе как раз занимается деятельностью пассажирского железнодорожного транспорта в междугородном сообщении. У «Арай транс KZ» есть страница в социальных сетях, где указано, что именно эта компания и занимается пассажирским сообщением «Астана — Семей». В  Facebook частным перевозчиком значится «Арай транс KZ». Скорее всего, в пресс-службе министерства ошиблись с названием.

ТОО «Арай транс KZ» принадлежит Абилю Дусикенову. Директором значится Дмитрий Касьянов. В прошлом году компания оплатила 161 млн тенге в качестве налогов.

 

ТОО «Nomadas» работает с сообщением № 55/56 «Кызылорда — Кокшетау». На балансе предприятия находятся 74 вагона. Директорское кресло занимает Даулет Бердібек, а учредителем значится Мехринсям Масутова. По данным сайта электронного правительства, компания занимается иной профессиональной, научной и технической деятельностью. А уже на платформе для трудоустройства прописано, что Nomadas предлагает услуги в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Предприятие владеет скорым и длинносоставным пассажирским поездом. Маршрут проходит с юга на север. Его протяжённость — 2230 км. 

В арсенале Nomadas — как собственный, так и арендуемый парк пассажирских вагонов. Штат работников — около 400 человек. Найти официальный сайт предприятия не получилось, есть ли у компании аккаунты в социальных сетях, неизвестно. 

Последние несколько лет дела предприятия, судя по налоговым отчислениям, идут хорошо. В 2023 году ТОО заплатило 421 млн тенге налогов.

ТОО «САРЫ - АРКА КОМПАНИ» обслуживает маршрут № 057/058 «Астана — Уральск», на балансе предприятия числятся 70 вагонов. Занимается компания деятельностью пассажирского железнодорожного транспорта в междугородном сообщении. Предприятие принадлежит Гаухар Сулейменовой и Махсуту Жалгасбаеву. 

Первый учредитель  входит в список аффилированных лиц АО «Карагандинский завод электротехнического оборудования». Гаухар Сулейменовой также принадлежит компания ТОО «GM-Capital», которая по удивительному стечению обстоятельств занимается деятельностью пассажирского железнодорожного транспорта в междугородном сообщении; арендой (субарендой) и эксплуатацией арендуемой недвижимости; подачей напитков; предоставляет услуги по доставке продуктов питания. 

Найти официальный сайт компании на просторах интернета достаточно сложно, зато у предприятия есть страницы в социальных сетях. При этом в Facebook последняя информация датируется 6 марта 2020 года, а в Instagram — 29 февраля 2024 года. ТОО объявило об изменении расписания из-за перехода на новый часовой пояс. 

Скриншот Instagram

Название компании почти везде написано неправильно: вместо ТОО «САРЫ - АРКА КОМПАНИ» значится ТОО «Сарыарка Компании». В Минтранспорта в ответе на запрос редакции также указали неправильное название. С чем связана ошибка, неизвестно.

Скриншот Instagram

Организация заплатила в 2023 году 272 млн тенге налогов. В этом году представители ТОО пополнили казну государства на 91 млн тенге.

ТОО «Марал-Нур» обслуживает маршруты: № 117/118 «Кызылорда — Павлодар», № 107/108 «Жезказган — Астана» и № 611/612 «Караганды — Каражал». Всего у предприятия 61 вагон. Компанией управляет Елдос Бексеитов, а владеет Мурат Нурсаитов. Найти сайт предприятия не удалось.

С 2018 года компания занимается пассажирскими перевозками по направлению «Кызылорда —Павлодар». В 2021 году поезд получил статус скорого. Но позже КТЖ увеличило количество остановок на пути следования с 25 до 68. Из-за этого скорость поезда уменьшилась до 17 км в час, его больше нельзя было назвать скорым. Поэтому в феврале 2023 года ТОО «Марал-Нур» снова сократило количество станций. А поезд начал курсировать по новому расписанию. 

ТОО «KAZ RAIL» работает по маршруту № 655/656 «Аркалык — Астана — Айсара». На балансе значатся 20 вагонов. Найти сайт компании KAZ RAIL, занимающейся пассажирскими перевозками, не удалось. 

Владельцем значится Даулет Нурлыбаев, а управляет предприятием Женисбек Абдикаримов. Последний до 18 января 2022 года был директором в ТОО «Марал-Нур». 

Отметим, что KAZ RAIL меньше остальных перевозчиков заплатил налогов. В прошлом году компания пополнила госказну на 35 млн тенге, а в этом — 9 млн тенге.

ТОО «Вагон Сервис Альянс» работает с сообщением № 137/138 «Алматы — Достык». На балансе предприятия — 13 вагонов. Согласно данным Egov.kz, в базе зарегистрирована только компания ТОО «Vagon Service Alliance (Вагон Сервис Альянс)». Возможно, Минтранспорта имело в виду именно это предприятие. Его директором и учредителем выступает Бауыржан Салбанов. Сейчас предприятие  ищет в свою команду двух сотрудников — бухгалтера и офис-менеджера. Vagon Service Alliance только в этом году заплатило 1,9 млн тенге в качестве налогов.

Со следующей компанией ситуация куда более странная. По информации Министерства транспорта, ТОО «Улытау Экспресс» обслуживает маршрут № 609/610 «Жезказган — Караганды». Компания владеет 10 вагонами. Но на сайте электронного правительства это предприятие значится под другим названием — ТОО «Ulytau Express». На сайте КТЖ указано именно это ТОО.

О компании мало что есть в открытом доступе. Директором числится Асхат Куатов, а учредителем — Алмас Кенжебеков. Заплатило ТОО в прошлом году всего 10 млн тенге налогов. 

Как один человек управляет грузовыми перевозками и владеет пассажирскими перевозками

ТОО «Otpan Logistic» обслуживает поезда № 109/110 сообщением Мангистау — Актобе, на балансе компании — 54 вагона. В прошлом году компания заплатила государству 202 млн тенге налогов, а в этом — 43 млн тенге.

Учредителем значится Нургали Махмутов, а директором — Алтай Борашев. Их личности достаточно интересны. Владелец состоял в палате оценщиков, по данным сайта Bagalau. А управляющий также руководит АО «Каскор-Транссервис», которое занимается перевозкой грузов. Об этой компании редакция Orda.kz писала ранее. Акционерное общество было аффилировано с сыном известного госдеятеля Нуртая Абыкаева — Маратом. Таким образом, один и тот же человек руководит и пассажирскими перевозками, и грузовыми. 

Кроме того, Алтай Борашев с марта 2022 года избран депутатом актауского маслихата. А также он — учредитель в нефтесервисной компании СП «Ойл Смарт Технолоджис», занимающейся извлечением остаточной нефти на месторождениях в Мангистауской области. 

Читайте также:

Как в поездах показывают программы Туран ТВ

ТОО «Туран Экспресс» обслуживает сообщение № 6907/6908 «Алматы — Конаев». Компании принадлежит 20 вагонов. Владельцем ТОО значится Айгуль Темирханова, которая  входила в список аффилированных лиц АО «АЛМАТИНСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД», по данным на 2017 год. А директорское кресло занимает Роман Ботабеков, который  значится генеральным директором телеканала Туран ТВ.

По данным официального сайта компании по пассажирским перевозкам, она входит в холдинг Turan Express Group. Предприятие с 2009 года оказывает услуги казахстанцам. На протяжении всего пути клиенты могут насладиться контентом одноимённого телеканала.

Отметим ещё одну странность: на сайте ТОО «Туран Экспресс» указано, что компания оказывает услуги и на маршруте Алматы-2 — Казыбек бек. Непонятно, с чем связаны расхождения с информацией Минтранспорта. Возможно, в ведомстве не учитывают электрички? Но это сообщение действительно существует, и его обслуживает «Туран Экспресс». Поезд выполняет маршруты ежедневно.

Помимо компаний, которые субсидирует Министерство транспорта, частными перевозками занимаются предприятия Solux express, «ЖелдорТрансАктобе», «Тенгри Экспресс» и «Промо плюс». 

Откуда у частных перевозчиков вагоны?

В нацкомпании в ответ на запрос корреспондента Orda.kz сообщили, что они никогда не продавали вагоны частным компаниям. При этом в Минтранспорта рассказали, что общий парк пассажирских вагонов в Казахстане составляет 2667 единиц, частным перевозчикам принадлежат 516.

В период с 2017 по 2023 годы частные перевозчики приобрели 101 пассажирский вагон:

  • ТОО «Otpan Logistic» — шесть вагонов;
  • ТОО «Арай транс KZ» — один вагон;
  • ТОО «Nomadas» — восемь вагонов;
  • ТОО «Марал Нур» — 19 вагонов;
  • ТОО «Турксиб Астана» — 52 вагона;
  • ТОО «Arlan-Trans-Astana» — 15 вагонов.
«На сегодня договоры на обслуживание социально значимых маршрутов между министерством и частными перевозчиками заключены на 20 лет. При неисполнении обязательств предусмотрено расторжение контрактов. Сокращение частных компаний не предусматривается»,  сообщили в официальном ответе сотрудники Минтранспорта.

В ведомстве отметили, что обновление парка — капиталоёмкий процесс. Он требует больших затрат из бюджета из-за убыточности сферы пассажирских перевозок. Возможно, заимствованные через холдинг «Байтерек» пенсионные деньги как раз и пойдут на обновление ж/д парка частникам. По словам министра транспорта Марата Карабаева, «на 184 млрд тенге планируется закупить 100 пассажирских вагонов». И тогда даже пассажиры субсидированных ж/д сообщений будут ездить с комфортом в новых вагонах.

Отметим, что на балансе нацкомпании — 1311 стандартных вагонов, 732 единицы вагонов Тальго и более 100 вагонов электродизельных поездов.  

Редакция Orda.kz продолжит рассказывать о проблемах в сфере пассажирских перевозок Казахстана.

Читайте также:

Лента новостей

все новости