Выгнали охрану, пришли люди в масках: куда делись 13 тысяч тонн нефти, и кто ее должен вернуть?

cover Фото freepik.com

В истории противостояния ТОО «БатысНефтеТрэйд» и ТОО «Terminalex» за 13,7 тысячи тонн нефти, длящейся четыре года, появились новые фигуранты. Часть товара приобрело мини-НПЗ ТОО «Жарас», не зная о печальной судьбе купленного товара. Корреспондент Orda.kz присутствовал на судебном процессе и выяснил интересные детали.

Редакция уже рассказывала, как 13 октября нефтепродукты, принадлежащие ТОО «БатысНефтеТрэйд», попытались вывезти с базы представители компании Oil Transshipment. Сделано это было по заявке ТОО «Жарас», которое приобрело из резервуара № 4 более пяти тысяч тонн нефти у банкротного управляющего ТОО Umbes. Последний не имел права распоряжаться чужими нефтепродуктами. В дело о хищении вмешался частный судебный исполнитель Асылбек Сермаханов. Железнодорожные цистерны с грузом остановили на станции Бейнеу Мангистауской области. 

По данным ЧСИ, к незаконному вывозу груза причастны АО «Каскор-Транссервис», ТОО Oil Transhipment, банкротный управляющий компании Umbes Гульшат Сейтжанова и Мангистауский атомный энергетический комбинат. Представители МАЭК подали тепловой пар в резервуар нефтебазы, несмотря на запрет судебного исполнителя. Таким образом топливо разогрели и разлили по железнодорожным цистернам. 

Как позже сообщили в МАЭК, на предприятии не знали о хищении нефти и не имеют отношения к судебным разбирательствам «БатысНефтеТрэйд» и Terminalex.

Читайте также:

Мини-НПЗ против частного судебного исполнителя: простой 20 ж/д цистерн с нефтью обошелся в 15 млн тенге

Представители мини-НПЗ, который принадлежит ТОО «Жарас», не согласились с действиями ЧСИ. Заплатив Umbes за нефть, сотрудники мини-НПЗ подали на Асылбека Сермаханова в суд. Юристы направили иск в Специализированный межрайонный административный суд Мангистауской области с просьбой отменить постановление о запрете передавать имущество другим лицам. Позже в исковые требования добавили возмещение ущерба – за простой вагонов с грузом ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» выставили счет в 15 млн тенге.

На судебном заседании юрист компании «Жарас» указала, что руководство предприятия законно приобрело товар у банкротного управляющего, предоставив суду договор купли-продажи и чек оплаты. 

В суде также выступил представитель МАЭК, который настаивал, что градообразующее предприятие не имеет к спору никакого отношения. Юрист просил признать их компанию свидетелем, а не третьим лицом. Хотя именно Мангистауский атомный энергетический комбинат подал пар на нефтеналивной терминал, что в итоге привело к хищению топлива. 

Как выяснилось в суде, нефтебазу и МАЭК связывает паропровод ТЭЦ-2, по которому подается пар. Срок поверки на приборе учета закончился, его замена легла на ТОО «БатысНефтеТрэйд».

«Мы пытались вернуть имущество. Договаривались с ТОО МАЭК о подаче пара на нефтебазу. Потом выяснилось, что на паропроводе с ТЭЦ-2, который идет на терминал, на приборе учета вышел срок поверки. В итоге ТОО «БатысНефтеТрэйд» по поручению ЧСИ приводило в порядок все оборудование»,  раскрыл подробности представитель судебного исполнителя Евгений Исмамбетов. 

Как охрану выгнали с нефтебазы

Юрист, участвуя в судебном процессе, поинтересовался, имеются ли у ЧСИ и сотрудников компании «БатысНефтеТрэйд» доказательства, что нефть в резервуаре № 4 принадлежала им. 

«Во всех судебных актах указана одна и та же фраза: "ТОО Terminalex никогда не приобретало право собственности на 13,7 тысячи тонн нефти". В этих же судебных актах указано, что на нефтебазе Terminalex в резервуаре № 3 находится мазут, а в № 4 — нефть. Было вывезено и утрачено около 1600 тонн в 2021 году. В ноябре 2022 года я был на территории Terminalex вместе с ЧСИ и полицией. Изначально охрана не впускала, когда они увидели ребят в масках, с автоматами и удостоверениями, нас пустили. За четыре года туда в первый раз попали»,
объяснил юрист «БатысНефтеТрэйд» Абдыманап Исабаев.

На тот момент нефтеналивной терминал принадлежал Terminalex, позже его перепродали Oil Transshipment. Однако нефть и мазут не были предметом сделки купли-продажи терминала.

«В ноябре 2022 года ЧСИ Сермаханов направил запросы о наличии на нефтеналивном терминале имущества «БатысНефтеТрэйд». Соответствующее письмо получило и ТОО Umbes. О том, что они могут участвовать в схеме по сокрытию нефти, нам было известно еще тогда. Резервуары № 3 и № 4, где хранились мазут и нефть, опломбировали, направили постановление об аресте по месту регистрации, потому что на нефтебазе никто и никогда не ставил подпись. Мы пытались имущество изъять и передать взыскателю. Нанятая охрана жила на территории нефтебазы, пока её не выгнали. Примерно месяц. С тех пор мы не знали, что произошло с пломбами ЧСИ Сермаханова», рассказал представитель судебного исполнителя. 

Пломбы на резервуарах № 3 и № 4 сняли в мае этого года. На нефтеналивной терминал приехали представители Umbes. Они показали документы на имущество и заменили пломбы на свои. Произошло это в присутствии прежних и новых владельцев нефтебазы Terminalex и Oil Transhipment.

Решение суда есть, а нефти нет

Узнав все подробности предыдущих разбирательств, судья Багдат Байгожаев и представитель ТОО «Жарас» уточнили у сторон, какое именно имущество вернули «БатысНефтеТрэйд».

Юрист Terminalex ответил, что полностью исполнил решения суда, а 13,7 тысячи тонн нефти должна в итоге вернуть Oil Stream, что до сих пор не сделали. Речь шла о договоре между компаниями, согласно которому реализовали товар 22 мая 2020 года. При этом оба предприятия аффилированы между собой и числятся акционерами АО «Каскор-Транссервис».

«У нас в решении суда указано, что Terminalex и Oil Stream в долевом участии должны выплатить 18 млн тенге. Мы свои 9 млн тенге оплатили (госпошлина и расход). При этом указано, что Oil Stream должно вернуть «БатысНефтеТрэйд» нефтепродукты в таком-то объеме. Вот пусть с Oil Stream все взыскивают. Все, что мы должны были, мы исполнили. К этой нефти мы не имеем отношения. Сделки отменили, нас вернули в первоначальное положение, но в решении указали, что именно компания Oil Stream должна вернуть нефть»,  сообщила юрист Terminalex.

С таким высказыванием не согласился представитель ЧСИ Сермаханова. Он отметил, что суд отменил все сделки купли-продажи. Поэтому вернуть нефтепродукты на 2 млрд тенге должен был не Oil Stream, а Terminalex, в чьих резервуарах хранилось имущество.

«Есть решение суда обязать ТОО Terminalex вернуть имущество. Потом ТОО заключало сделки по продаже нефти и нефтепродуктов, не имея на это право, своему же аффилированному лицу Oil Stream. Суд при вынесении решения о признании сделок недействительным, вторым пунктом прописал возвратить Oil Stream нефть. Существует два судебных акта: об обязательстве Oil Stream вернуть нефть и аналогичное от Terminalex. Первое было признано недействительным, потому что имущество находится здесь в Актау. А второй акт до сих пор находится в производстве. Поскольку сделки были приведены в первоначальное положение имущество находится у Terminalex», объяснил суду юрист Евгений Исмамбетов.

13 ноября, выслушав все стороны, судья Багдат Байгожаев отказал в удовлетворении иска ТОО «Жарас» к ЧСИ Асылбеку Сермаханову. Его действия признали законными. Вопрос возвращения нефти и мазута ТОО «БатысНефтеТрэйд» остается открытым. 

Постановление Верховного суда от 13 сентября 2022 года

16 ноября Департамент экономических расследований по Мангистауской области в Едином реестре досудебных расследований зарегистрировал заявление ТОО «БатысНефтеТрэйд» по факту незаконных действий в отношении принадлежащего им имущества. 

«Надеемся, что в рамках расследования уголовного дела у нас получится возвратить имущество ТОО «БатысНефтеТрэйд» и привлечь к уголовной ответственности всех фигурантов громкого дела», пояснил Евгений Исмамбетов.

Представитель собственника нефтепродуктов Абдыманап Исабаев сообщил о наличии новой проблемы по данному делу. 

«Ранее двух частных судебных исполнителей, которые возвращали имущество собственнику, силами Министерства юстиции и Республиканской палаты частных судебных исполнителей уже лишили государственных лицензий на занятие деятельностью судебных исполнителей. Сегодня под угрозой лишения государственной лицензии находится частный судебный исполнитель Сермаханов, на которого оказывается давление со стороны Республиканской палаты ЧСИ. Остается надеяться на здравый смысл и справедливость со стороны Республиканской палаты ЧСИ в этом вопросе», подытожил Абдыманап Исабаев. 

Редакция Orda.kz продолжит следить за развитием этой истории.

Читайте также:

Лента новостей

все новости