«Совсем другой уровень» - как выглядят швейцарские вагоны за 730 млрд тенге

cover

25 сентября в Астане стартовала выставка машиностроения «Иннопром». На ней казахстанцам показали швейцарские вагоны за 1,5 млрд тенге и отечественные – за 700 млн, которые планирует закупить нацкомпания КТЖ. Orda.kz решила сравнить товары производителей двух стран.

Швейцария

Важно отметить, что Stadler пока не готов показать готовый вагон, поэтому на выставке представили всего лишь макет. Но швейцарцы заверили, что они полностью будут соответствовать представленному образцу.

Из-за слабого освещения интерьер смотрится тускло. Желто-синему убранству явно не хватает естественного солнечного света. Первое, что бросается в глаза – узкие проёмы и кровати. На таком спальном месте будет тяжело уместиться высокому и упитанному человеку. Тесно будет казаться даже ребёнку. Зато матрасы очень мягкие и сделаны из качественного материала.

    

Столик в купе тоже очень маленький, на таком точно не уместятся традиционные для ж/д-поездок дошираки и копчёная курочка.

На нижней и верхней полках есть светильники, а ближе к входной двери установлены розетка и разъём USB. Над дверью – панель управления светом и кондиционером. 

В плацкарте примерно такая же картина – очень узко, но мягкая и красивая обивка визуально сглаживает этот недостаток. В целом, система планировки почти такая же, как и в старых советских вагонах – четыре спальных места с одной стороны, и народная «боковушка» с противоположной. Розеток всего две, светильников по одному на спальное место. Перегородка исполняет роль лестницы на верхнюю полку. Выше находятся отсеки для хранения вещей.

Всего КТЖ намерен закупить 535 таких купе стоимостью 730 млрд тенге. Планируется их приобрести до 2030 года. Плюс к этому, Казахстан должен доплатить швейцарцам ещё 650 млрд тенге за обслуживание до 2044 года.

Отечественное производство

Казахстанские машиностроители представили на выставке свою продукцию уже в готовом виде - целый вагон, да ещё и с проводниками. У отечественного завода «ЗИКСТО» КТЖ" планируется приобрести купе в гораздо меньшем объёме - порядка 100 штук. Первую партию из 35 вагонов уже поставили на рельсы, ещё 15 поступят до конца года. Кстати, стоимость казахстанских составов в два раза меньше - цена каждого 700 млн тенге.

В целом, вагоны производства «ЗИКСТО» КТЖ» выглядят обычно и ничем не отличаются от прежних, которые много лет колесят по стране. Разница только в том, что они новые.

Стандартный коридор встречает пассажиров карточной системой в купейных дверях, похожей на номера в отелях. Изнутри вагон выглядит опрятным, что очень схоже со швейцарским. Представители КТЖ даже расставили на столиках чай и культовые металлические подстаканники с посудой, решив таким образом дать людям возможность вернуться в прошлое и поностальгировать.

Сиденья здесь тоже узкие, но если разложить их спинки, спальное место чуть расширяется. Купе ощущается более просторным, чем у Stadler, зато матрасы не такие мягкие. Кстати, в этот раз постельное белье решили избавить от логотипов КТЖ - такова новая политика нацкомпании.

Над каждой кроватью установили по два ночника. На верхней и нижней полках есть USB-розетки. В центре висит телевизор и панель управления температурой.

Кроме того, в вагоне есть душевая комната, где можно спокойно переодеться и погладить одежду. Правда предназначена она для проводников. Также есть стандартный туалет, немного просторней, чем в нынешних поездах. И большой туалет для инвалидов. 

Первые 11 вагонов национальному перевозчику передали в начале года. До этого завод выпускал только грузовые составы и платформы. В 2024 году компания планирует произвести ещё около 300 таких купе. 

Откуда деньги? 

Как мы видим, Казахстан вполне способен обеспечить себя отечественным производством. Из этого вытекает вопрос, насколько целесообразно тратить в два раза больше на швейцарские вагоны? То же самое касается и тарифообразования. При этом средств у нацкомпании на сделку со "Стадлер" нет, следственно, выделят их из резерва правительства. А поскольку договор уже подписали, то Казахстану придется раскошелиться на миллиарды.

Несколько месяцев назад председатель правления АО «Пассажирские перевозки» Жанибек Тайжанов высказался по поводу контрактов с зарубежными компаниями. По его словам, дефицит вагонов в республике оценивается примерно в 1000 штук. В этой связи Казахстан решил восполнить нехватку не только отечественной, но и зарубежной продукцией. А разницу в стоимости Тайжанов объяснил тем, что швейцарские вагоны более комфортнее и качественнее казахстанских.

«Ну Stadler – это уже совсем другой уровень. Это другие вагоны и другое качество. Stadler зашёл к нам комплексно, купил завод "Тулпар". Сейчас они его выкупили, на базе этого завода они проводят модернизацию, проводят расширение. Вагоны Тальго – это совсем другие габариты, у Stadler другие. Они меняют оборудование, проводят модернизацию завода. Эта работа займёт у них примерно два года. За это время они должны перестроить завод под своё производство и с 2025 года уже выпускать свои вагоны», - сказал глава "Пассажирских перевозок".

Напомним, сделка между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и швейцарской компанией Stadler на поставку в Казахстан пассажирских вагонов обошлась бюджету в ошеломляющие 730 млрд тенге. За эти деньги ведущий европейский вагоностроительный концерн поставит республике 537 пассажирских вагонов "высокого качества". Настолько высокого, что каждый такой обойдётся в 1,3 млрд тенге.

Концерн Stadler CIS AG стал стратегическим партнёром Казахстана в ноябре 2021 года, когда страна заключила меморандум о сотрудничестве на сумму 100 млн долларов. Однако за год эти 47 млрд тенге (100 млн долларов) превратились в 730 млрд тенге. Что входит в условия такой сделки, ранее разбиралась Orda.kz.

Кроме того, нынешним летом казахстанцы жаловались на жару в поездах. Пассажиры отмечали, что ехать в таких условиях непросто, особенно учитывая то, что в этот сезон многие путешествуют с семьями, маленькими детьми.

Лента новостей

все новости