КТЖ всё-таки заключило скандальную сделку на 730 млрд. Что будет дальше?

cover Фото: КТЖ

Сделка между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и швейцарской компанией Stadler на поставку в Казахстан пассажирских вагонов обошлась бюджету в ошеломляющие 730 млрд тенге. За эти деньги ведущий европейский вагоностроительный концерн поставит Казахстану 537 пассажирских вагонов высокого качества. Настолько высокого, что каждый такой обойдётся казахстанцам в 1,3 млрд тенге.

Концерн Stadler CIS AG стал стратегическим партнёром Казахстана в ноябре 2021 года, когда страна заключила меморандум о сотрудничестве на сумму 100 млн долларов. Однако за год эти 47 млрд тенге (100 млн долларов) превратились в 730 млрд тенге. Что входит в условия такой сделки, разбиралась редакция Orda.kz.

Stadler CIS AG – это производитель железнодорожного подвижного состава, с акцентом на региональные поезда и трамваи. Компания специализируется на нишевых продуктах и является одним из последних европейских производителей подвижного состава для зубчатых железных дорог. Холдинг состоит из девяти дочерних компаний, расположенных в Алжире, Германии, Италии, Нидерландах, Австрии, Польше, Швейцарии, Чехии, Венгрии, Белоруссии и США.

Золотой вагон бежит, качается и стоит больше миллиарда

Чтобы проверить эту информацию, редакция Orda.kz направила в АО «НК «Қазақстан темір жолы» официальный запрос, в котором поинтересовалась, на какую сумму заключили договор, что даёт поставщику статус стратегического партнёра, какие ещё предприятия рассматривали в качестве поставщика и в каком состоянии находится ТОО «Завод по строительству пассажирских вагонов».

Фото спальных вагонов концерна Stadler. Фото trend.az

Но в КТЖ решили проигнорировать большинство вопросов, дав лишь скупую отписку о том, что детали сделки не разглашаются.

«Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (далее – АО «НК «ҚТЖ»), рассмотрев Ваш запрос касательно сделки между АО «НК «ҚТЖ» и швейцарским концерном Stadler, сообщает, что на сегодня сторонами ведутся переговоры. Раскрытие каких-либо деталей незаключенной сделки не представляется возможным ввиду её конфиденциальности», – говорится в ответе на запрос.

Не совсем понятна такая секретность, ведь в конце ноября информация о заключении договора на 730 млрд тенге уже была опубликована на портале электронных закупок ФНБ «Самрук-Қазына». И там говорится, что за эти деньги ТОО «Завод по строительству пассажирских вагонов» обязуется поставить 537 пассажирских вагонов с 2025-го по 2030 год.

Собственный парк уже сильно изношен

К счастью, компания Stadler оказалась более открытой, чем КТЖ, и объяснила, какую роль во всей этой истории исполняет казахстанский завод, который когда-то выпускал вагоны «Тулпар-Тальго».

Оказалось, что контракт включает в себя передачу технологий из Швейцарии в Казахстан и приобретение «Завода по производству пассажирских вагонов» в Астане. Того самого, который в 2025 году должен начать поставки вагонов. Его заблаговременно уже подготовили к приватизации в 2023 году. 

"АО «НК «Қазақстан темір жолы» и Stadler объявили о следующем шаге своего партнёрства и подписали три договора на поставку купейных и плацкартных вагонов, 20-летний контракт на полное сервисное обслуживание и приобретение местного «Завода по производству пассажирских вагонов» в Астане со штатом около 100 человек. Постепенный трансфер технологий, обучение персонала на других заводах Stadler, а также сотрудничество с местными поставщиками и техническими университетами составят основу трансграничного сотрудничества», – в сообщении на сайте компании.  

Поставка подвижного состава запланирована до 2030 года с возможностью дополнительных заказов для дальнейшей модернизации железнодорожного парка Казахстана. По договору КТЖ оплачивает 20% предоплаты, а оставшиеся 80% – по мере выполнения поставщиком своих обязательств.

Завод концерна Stadler в Минске. Фото zavodfoto.ru

«Мы с нетерпением ждём долгосрочного сотрудничества с «ҚТЖ» и внедрения наших современных технологий и компетенций в железнодорожную сферу Казахстана. Этот проект позволит Stadler выйти на новый рынок и расширить географию нашего присутствия в странах СНГ. Благодаря нашим инновационным продуктам и опыту мы убеждены, что сможем внести ценный вклад в создание нового уровня пассажирских перевозок в Казахстане», – прокомментировал Петер Шпулер, председатель совета директоров Stadler.

Договор на поставку включает четыре различных типа современных пассажирских вагонов: 234 купейных вагона с пассажировместимостью на 40 мест каждый, 233 плацкартных вагона на 58 мест каждый, 35 штабных для лиц с ограниченными возможностями к передвижению на 18 мест каждый и 35 вагонов типа электростанция.

Стандартный состав состоит из не менее чем 15 вагонов. При этом максимальное количество вагонов в составе может достигать 24 единиц, включая вагон-электростанцию и штабной вагон.

Подвижной состав может эксплуатироваться в температурном диапазоне от -50 до 45°C. Конструкция вагонов, а также график технического обслуживания должны обеспечивать минимальное воздействие на окружающую среду в течение всего срока службы вагонов.

Продукция концерна Stadler. Фото vestikavkaza.ru

Так много пассажирских вагонов потребовалось из-за изношенности собственного парка КТЖ. На конец 2021 года у КТЖ было 2240 вагонов. 670 из них – вагоны «Тальго», 1163 – стандартные вагоны старой постройки и только 291 единица новой постройки. До конца 2029 года из эксплуатации выведут 942 старых пассажирских вагона, из которых 285 вагонам после капитально-восстановительного ремонта будет продлён срок службы на 16 лет.

«Война» за договор

Интересно, что за такой «жирный» контракт боролся российский вагоностроительный концерн «Трансмашхолдинг» (ТМХ), который предлагал схожую продукцию по более привлекательной цене.

В сентябре 2019 года АО КТЖ, по данным inbusiness.kz, сообщал, что ведёт переговоры с пятью потенциальными инвесторами по сборке пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тулпар-Тальго». До этого на площадке было собрано 670 вагонов по испанской технологии. По словам топ-менеджера КТЖ Серика Абденова, в числе потенциальных инвесторов значились Тверской вагоностроительный завод (входит в состав ТМХ), два китайских завода, Крюковский вагоностроительный комбинат из Украины и швейцарский Stadler.

В итоге, как уже известно, завод купит Stadler, но российские вагоны всё же колесят по казахстанским железным дорогам. В сентябре 2018 года КТЖ и «Трансмашхолдинг» подписали договор о покупке российской машиностроительной группой более 99% ТОО «Завод по производству пассажирских вагонов» и поставке в 20182026 годах 1,2 тысячи вагонов.

Однако уже в феврале 2019 года стороны расторгли договор о покупке, но 146 вагонов ТМШ успели поставить в Казахстан.

КТЖ всё-таки заключило многомиллиардную сделку со швейцарским концерном.

Более подробнее об этой сделке, а также о том, почему её выгода для Казахстана очень сомнительна, Orda.kz писала в марте 2022 года. Тогда мы выслушали точку зрения бывшего сотрудника КТЖ, озабоченного дорогостоящей сделкой нацкомпании со швейцарским концерном. Он уже тогда назвал основные тезисы этой сделки, которые на днях подтвердились.

После того как и власти Казахстана и Stadler заключили договор, остаётся множество вопросов: как изначальная сумма в 100 млн долларов выросла до 2,3 млрд, входит ли в них покупка казахстанского вагоностроительного завода, в какой валюте казахстанский завод будет рассчитываться со швейцарским холдингом, как это отразится на стоимости билетов для простых казахстанских пассажиров. Редакция Orda.kz снова обратилась в КТЖ с надеждой на то, что хотя бы в этот раз от нашего запроса не отмахнутся.

Лента новостей

все новости