Что не так с поездами в РК и почему завод Тулпар не может избавиться от своих активов

cover Фото: Midjourney

Казахстанский вагоностроительный завод "Тулпар", который недавно приватизировал швейцарский концерн Stadler, всё никак не может распродать свои активы почти на 300 млн тенге. 

Ранее на сайте электронных торгов появились два десятка лотов на продажу заводского имущества. Они включают в себя: запчасти, инструменты, металлолом, даже спецодежду и СИЗы. Распродавали буквально все: от гаек и болтов до станков, шлифовальных дисков и держателей бумажных полотенец. Общая стоимость всех наименований – минимум 295 млн тенге. Торги в итоге не состоялись из-за отсутствия желающих. 

Напомним, сделка со Stadler обошлась АО «НК «Қазақстан Темір жолы» в рекордные 730 млрд тенге. По её условиям, швейцарцы приватизируют бывший завод «Тулпар-Тальго», на базе которого начинают собирать свои пассажирские вагоны. А КТЖ предварительно «накачивает» завод контрактами.

Жаркое лето 

Но новых вагонов казахстанцам придётся ждать ещё как минимум до 2025 года, когда с конвейера сойдет первая партия. А пока казахстанцы вынуждены ездить (с задержками) на старых, некомфортных поездах, часто без чистых туалетов и кондиционеров. 

 

В июле и августе казахстанцы жаловались на жару в поездах. Пассажиры отмечали, что ехать в таких условиях непросто, особенно учитывая то, что летом многие путешествуют с семьями, маленькими детьми. 

В начале июля жительница Атырау пожаловалась на "невыносимую жару" в поезде сообщением Атырау - станция имени Дины Нурпеисовой, после поездки в котором ей стало плохо. По словам пассажирки, в вагонах были кондиционеры, но они не работали. 

Telegram-бот Orda.kz всё лето забрасывали жалобами на опаздывающие на несколько часов поезда.

 

В конце июля в Telegram-канале информационный портал AbaiNews опубликовали видео, в котором отчетливо видно, как вагон пассажирского поезда буквально протекает. Дождевая вода просачивалась через окно и растекалась по полу вагона, разливаясь в лужи. Пассажиры в итоге сами собирали воду тряпками. 

В августе жительница Алматы Аяжан Амантаева жаловалась на жару, грязь и выбитые окна в старых казахстанских поездах. Вагоны Тальго, по её словам, гораздо лучше, но их очень мало.  

«У нас, к сожалению, тысячи наших людей ежедневно перемещаются по стране в таких адских условиях. Выбиты окна – ничего, жара – потерпим, грязь – отмоемся… А нет, не хочется. Ведь тут даже придумывать не надо, все уже существует. Просто нужно этим заниматься», - написала женщина в Facebook

В АО "Пассажирские перевозки" ответили на претензии пассажиров. В пресс-службе компании отметили, что из общего парка, в котором свыше 2,1 тысячи единиц вагонов, 78% оборудованы системой кондиционирования воздуха.

 

«В 22% парка вагонов кондиционеры не предусмотрены по конструкции завода-изготовителя. В таких вагонах есть возможность открыть окно во всех купе, кроме аварийных, которые открываются при аварийных ситуациях и соответствуют всем требованиям Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений и Правил технической эксплуатации», - говорится в сообщении компании


Также в КТЖ сообщили, что вагоны без системы кондиционирования воздуха подлежат исключению согласно их сроку службы уже в ближайшие годы.

Хорошая сделка?

Напомним, концерн Stadler CIS AG стал стратегическим партнёром Казахстана в ноябре 2021 года, когда страна заключила меморандум о сотрудничестве на сумму 100 млн долларов. Однако за год эти 47 млрд тенге (100 млн долларов) превратились в 730 млрд тенге. Что входит в условия такой сделки, разбиралась редакция Orda.kz. Более подробно об этом вы можете почитать по ссылке.

Также мы выяснили, как на протяжении последних лет АО НК КТЖ безуспешно пыталось избавиться от убыточного вагоностроительного завода "Тулпар".

Лента новостей

все новости