Купленный швейцарцами вагоностроительный завод Тулпар "сливает" свои активы

cover Фото: Midjourney

Казахстанский вагоностроительный завод "Тулпар", который недавно приватизировал швейцарский концерн Stadler, распродаёт своё имущество. Вероятно, новые владельцы реорганизуют предприятие и ставят производство на новые «рельсы».

Напомним, вся сделка со Stadler обошлась АО «НК «Қазақстан Темір жолы» в рекордные 730 млрд тенге. По её условиям, швейцарцы приватизируют бывший завод «Турпар-Тальго», на базе которого начинают собирать свои пассажирские вагоны. А КТЖ предварительно «накачивает» завод контрактами.

Фото: e-auction

На сайте электронных торгов появились шесть лотов на продажу заводского имущества. Они включают в себя: запчасти, инструменты, металл, даже спецодежду и СИЗы. Распродают буквально все: от гаек и болтов до станков, шлифовальных дисков и держателей бумажных полотенец. Общая стоимость всего минимум 89,8 млн тенге. Торги пройдут на повышение цены.

Фото: e-auction

Интересно, что получателем платежа значится Единый информационный центр, который относится к структуре Минфина – что странно, учитывая, что государство открещивается от многострадального завода, от которого долгие годы пыталось избавиться.

Учредителем завода по-прежнему является казахстанское АО «Қазтеміртранс». Хотя КТЖ уже отрёклось от предприятия, называя его швейцарским. О том, как прошла сделка со Stadler, в кулуарах саммита «Китай – Центральная Азия» сообщил председатель правления КТЖ Нурлан Сауранбаев. Главным вопросом, который беспокоил редакцию Orda.kz последние полгода, и на который нацкомпания всё никак не хотела отвечать – в какой валюте страна будет расплачиваться со швейцарцами за 537 пассажирских вагонов (примерно по 1,3 млрд тенге за каждый).  

«Сейчас завод называется Stadler Казахстан. Сделка у нас в тенге, но с учётом того, что комплектующие европейские, то привязка к валюте будет всё равно. Будет курсовая разница. Но это прописано в договоре, там есть формула локализации. Вы же знаете, что если цены поднимаются, они поднимаются сразу на всё, в любом случае, какой-то процент девальвации будет», - сказал Сауранбаев.

По его словам, первые европейские вагоны казахстанской сборки встанут на рельсы в 2025 году. Билеты для казахстанцев в цене не должны подняться.

«Билеты – это социальная услуга, которая оказывается государством. У нас одни из самых низких тарифов, они субсидируются государством. Поэтому закупка новых вагонов не скажется на стоимости билетов», - добавил глава нацкомпании.

Предложение, от которого невозможно отказаться

Напомним, концерн Stadler CIS AG стал стратегическим партнёром Казахстана в ноябре 2021 года, когда страна заключила меморандум о сотрудничестве на сумму 100 млн долларов. Однако за год эти 47 млрд тенге (100 млн долларов) превратились в 730 млрд тенге. Что входит в условия такой сделки, разбиралась редакция Orda.kz. Более подробно об этом вы можете почитать по ссылке.

Также мы выяснили, как на протяжении последних лет АО НК КТЖ безуспешно пыталось избавиться от убыточного вагоностроительного завода "Тулпар".

Лента новостей

все новости