Испанский стыд: как КТЖ избавлялся от завода Тулпар-Тальго

cover Фото: Илья Астахов

В декабре 2022 года АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) и швейцарская компания Stadler CIS AG заключили договор на поставку в РК 557 пассажирских вагонов. Сделка обошлась бюджету в ошеломляющие 730 млрд тенге. Но эти деньги КТЖ не отдаёт напрямую швейцарцам, а заключает договор со своим же заводом на производство вагонов. Затем продаёт предприятие новому стратегическому партнёру – концерну Stadler, предварительно «накачав» его контрактами.

Фото: КТЖ

За эти деньги европейский концерн обязуется локализовать своё производство в Казахстане. По информации наших источников, швейцарцы уже почти выкупили ТОО «Вагоностроительный завод Тулпар». Теперь компания, в которую АО «КТЖ» вольёт 730 млрд тенге, полностью выходит из государственной собственности. На самом деле, эта история повторяется по кругу, завод уже пытались отдать в руки зарубежным инвесторам. 

Редакция Orda.kz рассказывает, как АО КТЖ годами пыталось избавиться от вагоностроительного завода Тулпар.

Испанский друг КТЖ

Всё началось в 2010 году, когда в стране открылось казахстанско-испанское предприятие ТОО «Тулпар-Тальго». На его мощностях в Казахстане начали собирать комфортные и современные пассажирские вагоны. Предполагалось, что со временем они полностью заменят обветшалый ещё в советские времена подвижной состав.

Но сделку заключили в европейской валюте. Когда в 2016 году курс тенге обвалился со 170 до 360 тенге за доллар, производство стало невыгодным, и контракт разорвали.

В 2019 году, после судебных разбирательств, испанцы выходят из состава учредителей ТОО. Саму компанию переименовывают в «Вагоностроительный завод Тулпар».

Договор об обслуживании вагонов Тальго

В сентябре 2022 года завод судился с испанцами по поводу нарушения последними договора на поставки комплектующих для вагонов. Известно, что завод заплатил за них 484 тысячи евро (229 млн тенге), но своего заказа так и не дождался. Казахстанская компания выиграла суд.

Однако это не значит, что испанский производитель полностью ушёл из Казахстана. Мадридская «Patentes Talgo S.L.U.» продолжает обслуживать вагоны Тальго в Казахстане. А «Вагоностроительный завод Тулпар» продолжает за это платить. В 2022 году обслуживание вагонов обошлось Казахстану в 1,2 млрд тенге. Кстати, и в этот раз страна расплачивалась в евро. Недавно на сайте закупок АО «ФНБ «Самрук Казына» появился лот на закупку услуги по обслуживанию вагонов Тальго. Договор рассчитан на семь месяцев 2023 года и стоит 120 млн тенге.

Завод Talgo в Мадриде. Кадр: Google earth
Завод Talgo в Мадириде. Кадр: Google earth

Patentes Talgo S.L.U. – испанская вагоностроительная компания, специализирующаяся на производстве пассажирских поездов с вагонами. Слово TALGO является аббревиатурой Tren Articulado Ligero Goicoechea Oriol, переводящейся как Сочленённый Лёгкий Поезд Гойкоэчеа и Ориоля (фамилии основателей компании).

Вагонный кризис

Вагоны Тальго уже начали снимать с популярных у казахстанцев маршрутов. На портале «Открытый диалог» люди жалуются на исчезновение скоростных и комфортных испанских вагонов. Старые вагоны начали вновь курсировать по маршрутам «Алматы-Оскемен» и «Алматы-Атырау».

Экс-министр индустрии и инфраструктурного развития РК объяснял это низкой плотностью населения и убыточностью. 

Фото: Илья Астахов

«При организации пассажирского поезда учитываются прогнозный уровень населённости, спрос жителей соответствующего региона. Также технические и технологические возможности. В свою очередь, поезд Тальго №69/70 сообщением «Алматы – Оскемен» являлся коммерческим, и расходы по организации поезда перекрывались за счёт собственных средств АО «Пассажирские перевозки». Причиной отмены поезда послужила низкая населённость на всём пути следования. Как следствие, это привело к возрастанию убытков перевозчика», – ответил Ускенбаев.

Примерно такой же ответ у него был и по маршруту "Алматы-Атырау". Запустить вагоны Тальго по маршруту "Шымкент-Павлодар" у КТЖ тоже не получилось. Причина в отсутствии специализированных пунктов техобслуживания в этих городах. Об этом в июле 2022 года сообщил председатель Комитета транспорта МИИР РК Самат Гилимов.

Неудачная попытка россиян

В 2019 году АО КТЖ вело переговоры с пятью потенциальными инвесторами по сборке пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тулпар». В числе потенциальных инвесторов значились Тверской вагоностроительный завод (входит в состав ТМХ), два китайских завода, Крюковский вагоностроительный комбинат в Украине и швейцарский Stadler.

Фото: Илья Астахов

В итоге, как уже известно, завод купит Stadler, но российские вагоны всё же колесят по казахстанским железным дорогам. В сентябре 2018 года КТЖ и «Трансмашхолдинг» подписали договор о покупке российской машиностроительной группой более 99% ТОО «Завод по производству пассажирских вагонов» и поставке в 2018–2026 годах 1,2 тысячи вагонов.

Однако уже в феврале 2019 года стороны расторгли договор о покупке, но 146 вагонов ТМШ успели-таки поставить в Казахстан.

А как же Казахстан?

Интересно, что казахстанских производителей вагонов АО «НК «Қазақстан темір жолы» тоже не оставило за бортом. Так, в Петропавловске локализовали своё собственное производство пассажирских вагонов. Говорится, что они соответствуют всем требованиям безопасности, эксплуатационной надежности и комфорту пассажирских перевозок.

Предприятие уже завершило постройку первых пяти вагонов по заказу национального оператора железнодорожной сети АО "Пассажирские перевозки". Всего местный завод изготовит порядка 300 пассажирских вагонов. И если швейцарские вагоны обходятся в среднем в 1,3 млрд тенге за штуку, то петропавловские стоят почти вдвое дешевле – порядка 700 млн тенге.

Поставка нового подвижного состава от Stadler запланирована до 2030 года с возможностью дополнительных заказов для дальнейшей модернизации железнодорожного парка Казахстана. По договору КТЖ оплачивает 20% предоплаты, а оставшиеся 80% – по мере выполнения поставщиком своих обязательств.

Договор на поставку включает четыре различных типа современных пассажирских вагонов: 234 купейных вагона с пассажировместимостью на 40 мест каждый, 233 плацкартных вагона на 58 мест каждый, 35 штабных для лиц с ограниченными возможностями к передвижению на 18 мест каждый и 35 вагонов типа электростанция. Более подробно вы можете почитать об этом здесь.

Фото: Илья Астахов

С момента заключения этой сделки множество вопросов так и остались без ответа. Как изначальная сумма в 100 млн долларов выросла до 2,3 млрд? В какой валюте проводится расчёт, как это отразится на стоимости билетов? Можно ли производить такие вагоны дешевле и в Казахстане? Orda.kz снова отправила официальный запрос в КТЖ.

Лента новостей

все новости