Кадры для хороших кадров: о будущем казахстанского кино говорили на форуме в Каскелене

cover Фото: Orda.kz

28 августа в Каскелене официально открылся первый в стране парк креативных индустрий. И чтобы показать его возможности, создатели парка «зашли с козырей» — провели кинематографический форум, на который собралось несколько десятков представителей киноиндустрии. Причём не только казахстанского, но даже американского — участниками форума стали представители New York Film Academy. Говорили на форуме в основном о проблемах, с которыми сталкивается казахстанское синема. Журналист Orda.kz кинематографистов выслушал и готов поделиться услышанным. 

Кино и деньги

В начале августа Orda.kz писала об исследовании, которое показало: в прошлом году отечественное кино по числу зрителей всего на полмиллиона уступило фильмам американским. Да и доля снятых в Казахстане картин занимает значительную часть проката — на каскеленском кинофоруме прозвучала фраза про 41 %, что в восемь раз больше, чем было 14 лет назад . По словам режиссёра и продюсера Даурена Камшибаева, это даже больше цифры в 40 %, установленной государством Южной Кореи, когда то решило поддержать отечественное кино. Правда, как говорят кинематографисты, если сравнить казахстанские и корейские сборы внутри стран, то счёт будет в пользу Республики Корея, а не Республики Казахстан. Да и в целом, по словам представителей отрасли, делать кино в нашей стране очень непросто, даже с учётом того, что кинопродакшен в принципе сложен. Почему так?

Например, потому, что в Казахстане всё довольно сложно с финансированием кино. Как отметил председатель правления Лиги кинематографистов Казахстана Айдар Баталов, казахстанские банки очень неохотно дают деньги на съёмки фильмов. Потому что это довольно рискованное производство. Ведь нельзя заранее предположить, пойдёт зритель на тот или иной фильм или нет.

«Если посмотреть, благодаря кому улучшилось состояние казахстанского кино, то окажется, что это преимущественно фильмы, снятые частными компаниями», — говорит Баталов.
Айдар Баталов. Фото: Orda.kz

По мнению кинематографистов, казахстанским инвесторам нужно менять отношение к кино. Как вариант — внедрять голливудские подходы. Это когда кинокомпания снимает пять фильмов, но «выстреливают» из них условно два. Однако за счёт их сборов покрываются затраты на три остальных.

Ещё один вариант — создавать креативные хабы, вроде того же самого парка в Каскелене, где проходил форум. По мнению зампредседателя правления Лиги кинематографистов Казахстана Олжаса Аскарова, в таких хабах можно было бы давать налоговые преференции для резидентов.

«Работающих в таких местах кинематографистов, художников, музыкантов можно освободить от налогов. А за налоговыми преференциями придут и инвесторы», — говорит Аскаров.
Олжас Аскаров. Фото: Orda.kz

Но чтобы отбить деньги, вложенные в кино, нужно попасть в кинотеатры. А с этим в Казахстане, по словам кинематографистов, тоже непросто. Да, есть фильмы киностудии Tiger Films, которые 100 % покажут в сети кинотеатров «Кинопарк», потому что они между собой ассоциированы. А вот фильмам других кинокомпаний пробиться в прокат бывает сложно. Причём касается это и тех фильмов, что снимались за государственные деньги.

Парадоксальная ситуация. Казахстанское государство выделяет миллиарды тенге на кинопроизводство. Миллиарды в данном случае — это не преувеличение. Orda.kz ещё в феврале писала о суммах, которые пошли на масштабные, но в итоге провальные кинопроекты. Но, по словам кинематографистов, причина того, что фильмы в лучшем случае идут ограниченным показом, а в худшем просто лежат на полках, в том, что никто не обязан показывать фильм, снятый за полмиллиарда государственных тенге. Потому что в законодательстве нет статьи о продвижении этих картин.

«Но даже шариковый подшипник испортится, если будет лежать на складе. Что уж говорить о фильмах. Их не выпускают годами, а в итоге они теряют актуальность», — говорит Айдар Баталов.

По мнению представителей Лиги кинематографистов Казахстана, в стране стоило бы создать сеть муниципальных кинотеатров, где показывали бы преимущественно национальное кино. В том числе то, что снято на государственные деньги. В качестве примера Баталов привёл Россию, где такую сеть создали, и она объединила 1600 кинотеатров, где 75 % проката — это как раз-таки национальное кино.

Но тут возникает ещё один вопрос: это кино точно будут смотреть? Ведь если зритель захочет жанрового разнообразия, то пока отечественный кинематограф его обеспечить не может. Потому что если кино снято на государственные деньги, это чаще всего масштабные исторические драмы. Если деньги частные, то это социальные драмы и комедии. Триллеры вроде рекордсмена проката «Дәстүр» — скорее исключение из общего правила. Да и то, это триллер на фундаменте социальной драмы. Почему же казахстанский кинематограф так боится выйти из этой колеи?

«Потому что это уже протоптанная поляна. А если продюсер вкладывает свои деньги, то он не хочет экспериментировать с ними и пробовать какой-то новый жанр», — считает актёр, режиссёр и продюсер Санжар Мади.
Санжар Мади. Фото: Orda.kz

Мади придерживается такой теории: чем хуже состояние в обществе, тем больше смотрят комедий. Поэтому внутри Казахстана популярен именно этот жанр, а наши социальные драмы лучше идут за рубежом. Хотя он отмечает, что и внутри РК жанр социальной драмы набирает популярность:

«В стране есть проблема насилия над женщинами и детьми, и зрителям нужна отдушина, нужен тот самый катарсис, который дают кино и театр, когда справедливость всё-таки торжествует. И люди видят: раз про это снимают кино, то, значит, они не одни».

Кино и кадры 

Но проблемы казахстанского кино упираются не только в деньги. Говорили на форуме и о кадровой проблеме. Как сказал владелец продюсерского центра TOP PRO CINEMA Александр Аксютиц: 

«В Казахстане очень много талантливых ребят, но на одном таланте далеко не уедешь».

Особенно, по мнению Аксютица, в отечественном кинематографе хромают сценарии. Причём касается это как полного метра, так и сериалов. В качестве примера он приводит время, которое тратится на написание сериального сценария в Казахстане — три месяца; на западе — год. По мнению продюсера, это говорит о том, насколько кропотливо авторы работают над будущим проектом:

«К сожалению, у нас умерла та сценарная школа, которая была в советское время. Умерла вместе с теми, кто был носителями тех знаний. В России, например, со сценариями дела обстоят лучше, потому что там есть школы и университеты, где готовят сценаристов и преподают там практики. У нас такого нет».

Продюсер признаётся, что сейчас, когда они начали сотрудничать с российским «Кинопоиском», им помогают с консультациями по сценариям специалисты этого сервиса. По мнению Аксютица, помощь иностранных специалистов как раз и могла бы помочь в подготовке казахстанских сценаристов. Причём желательно, чтобы специалисты эти приезжали и уже здесь готовили наших авторов. 

Возможно, что-то такое будет в каскеленском парке креативных индустрий. Во всяком случае, его создатели — представители Energo University — заявляют, что в парке планируется открыть школу креативных индустрий, в том числе в партнёрстве с New York Film Academy. Той самой, через которую уже прошло около 400 казахстанских кинематографистов. Например, вышеупомянутый актёр Санжар Мади или режиссёр Айсултан Сеитов.

На выпускников NYFA вообще возлагают большие надежды. Причём в том числе представители смой академии. Например, президент New York Film Academy Майкл Янг.

«Эти студенты получили много навыков, обучаясь в Нью-Йорке, в Лос-Анджелесе, и многие из них вкладывают полученные знания в киноиндустрию Казахстана», — сказал Янг журналисту Orda.kz.
Майкл Янг. Фото: Orda.kz

Когда он это говорил, мимо проходила одна из выпускниц NYFA — режиссёр и сценарист Алёна Алмаз. Она сотрудничает с Tiger Films и сняла уже две картины — «Телохранитель» и «Воришки». Но, как она считает, эти фильмы не очень зашли казахстанскому зрителю.

«Я сама из Латвии, и мне кажется, мои работы имели более западный стиль, не совсем привычный для казахстанского зрителя», — сказала Алёна.
Алёна Алмаз. Фото: Orda.kz

На вопрос, не стоит ли тогда делать под маркой Казахстана как раз-таки кино в европейском стиле, режиссёр ответила, что вполне может быть. При этом, совершенно не сговариваясь с ней, Санжар Мади рассказал, что  они сейчас снимают короткометражку «Манекен», в которой актёры будут казахстанские, а продакшен и стилистика — западные. И Мади открыто заявляет: они планируют не только заявить фильм на «Оскар», но и получить эту награду.

Майкл Янг же, в свою очередь, предлагает несколько другую схему продвижения казахстанского кино за пределы РК, в том числе с замахом на «Оскар».

«В казахстанском и вообще в центральноазиатском кино хорошо показывают свою культуру, но важно ещё, чтобы в этих фильмах показывали темы, актуальные для всего мира. Чтобы в них были история, проблема, конфликт. Это может быть местная, но универсальная история, понятная всем людям. И неважно, в каком жанре будет снято это кино — социальная драма или экшен», — сказал Майкл Янг.

Так что же в итоге ждёт казахстанское кино? Например, в ближайшие лет пять. Тут мнения кинематографистов, которым мы задавали этот вопрос, разошлись. Например, Олжас Аскаров считает, что если не изменится ситуация с доступом зрителя к национальному кино, то стремительного прорыва ждать не стоит. А Алёна Алмаз считает, что синематограф в РК в ближайшие годы ждёт стремительное развитие. Причём речь не просто про национальный, а казахоязычный, который всё больше набирает популярность у зрителя. Кто из них прав, можно будет проверить в конце августа 2029 года.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости