Алматы лишился визитной карточки города: инвесторы аэропорта обманули всех и получили топор

В мегаполисе продолжают разрушать уникальное историческое наследие, несмотря на усилия градозащитников и неравнодушных алматинцев. Корреспондент Orda.kz увидел последствия разрушения.
У художницы и создателя объединения «Защитим Алматы» Салтанат Ташимовой и архитектора Эмины Кужамуратовой ещё утро была надежда, что здание терминала можно было спасти. Женщины пригласили журналистов на торжественное вручение инсталляции администрации воздушной гавани и турецкому оператору аэропортов TAV. Собственноручно изготовленный макет старого здания аэропорта разрублен топором и кровоточит.
«Иностранные инвесторы не уважают нашу страну. Нигде в другом месте нет такого отношения к памятникам архитектуры. Это преступление перед будущими поколениями Казахстана. Наша художественная акция – это метафора, которая олицетворяет варварство и алчность турецких инвесторов. «Подарок« мы вручим руководству TAV Airports. Вторую инсталляцию мы направим в Турцию в головной офис. Сейчас важно сохранить хотя бы то, что осталось», – рассказывает Ташимова.

Какой же ужас охватил всех собравшихся, когда они увидели, что произошло с первым зданием алматинского аэропорта, который в последние годы был VIP-терминалом. Здание оказалось практически полностью разрушено: нет ни шпиля, который многие десятилетия провожал и встречал алматинцев и гостей, ни двух крыльев здания. Остался только парадный вход со стрельчатой аркой – отсылка к исламской архитектуре.

Как видно на фото, никакие заверения в том, что «декоративные элементы здания будут сохранены» и перенесены на воссозданное не оправдались. Здание разрушили вместе с лепниной, колоннами и внутренним убранством.
Журналистов и активистов на пути к администрации аэропорта постоянно преследовала группа людей в штатском, на вопросы «Кто вы?» они отвечали, что простые граждане. При этом мужчины следовали по пятам и снимали участников на камеры мобильных телефонов.

В итоге акция всё-таки состоялась. Инсталляцию с разрубленным аэропортом взялся передать начальник охраны, который вёл себя максимально корректно и внимательно.

В итоге теперь инсталляция будет украшать кабинет руководства аэропорта.
Аэропорту необходимо расширяться
Турецкий TAV Airports Holding Co. (TAV), который успешно работает на родине и на международном рынке (в том числе Грузии), покупал Международный аэропорт Алматы при условии, что сможет развивать воздушную гавань. Под развитием понималось строительство нового терминала. Старый, как знают многие алматинцы, действительно не справлялся со своими задачами: вечно переполненный людьми «отстойник», толкучка на регистрации. Перед пандемией коронавируса аэропорт достиг пределов своей операционной мощности – 6,5 млн пассажиров и 1,2 млн тонн в год. Из-за ковида аэропорт практически пустовал, а вот когда карантин сняли, понадобилось расширение терминала. Сначала общественности показали представленный ниже проект.

Однако сейчас воплощается другой проект, который, по словам Кужамуратовой, готовый проект из Франции, для городов средней руки. Его просто адаптировали под местный ландшафт и добавили козырек – как отсылку ко Дворцу Республики.

Как видно даже на эскизе, первого здания аэропорта на плане попросту нет. Новый терминал будет обслуживать 18 млн пассажиров в год, а старый, построенный после пожара, оставляют только для внутренних авиарейсов. Рассматривались несколько площадок для строительства, причём вариант с местом, где в конце 2010-х начали строить новый терминал, да и благополучно забросили, отмели сразу – из-за логистики.
Исторический терминал 1947 года и его состояние
Европейский банк реконструкции и развития, который частично финансирует строительство, заставил TAV пригласить международную экспертизу по объектам культурного наследия. Она показала, что здание находится в отличном состоянии. Ниже приведены некоторые выводы международных экспертов.
«Обследуемое историческое здание находится в хорошем эксплуатационном состоянии, сохранив основные исторические архитектурные, конструктивные и художественные параметры, формирующие предмет истории объекта культурного наследия, находящегося в Государственном списке памятников истории и культуры местного значения города Алматы», – написал в своем отчёте Сергей Конев, архитектор-реставратор 1-й категории, аттестованный МК РФ, ревизор НК ИКОМОС.

Если снести нельзя, то можно перенести. В акимате города, который тогда возглавлял Бакытжан Сагинтаев, нашли основания для переноса архитектурного памятника. Разрешение на перенос, несмотря на протесты общественности, было выдано в 2020 году.

Получается, что инвесторы и строители действуют в строгом соответствии с документами, которые выдал акимат Алматы.
Сколько памятников надо снести, чтобы уничтожить историю?
Этот случай в очередной раз показал, что в Казахстане, к сожалению, отсутствуют культура и понимание важности сохранения исторических памятников. Терминал 1947 года обещают «воссоздать» в 500 метрах от прежнего места, однако это не означает сохранение исторического наследия.
Особенности конструкций, материалы, планировка будут уже не историческими, а современными, и теми, которые будут удобны владельцам аэропорта – компании TAV.
Первый терминал проектировали несколько архитекторов, в том числе основоположник казахстанской архитектурной школы Толеу Басенов. В Алматы оставалось всего три здания, к которым он приложил руку, после сноса аэропорта – всего два. Здание на улице Майлина украшали прекрасные чешские витражи, их судьба неясна.
«Все страны мира встраивают, реконструируют памятники в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Наши предпочитают всё уничтожить и стереть с лица земли», – говорит Эмина Кужамуратова.
Активисты пытались спасти объект в течение последних трёх лет. Переписки с разными ведомствами собралось на огромную папку. Министерство культуры разрешения на разрушение памятник не давало. Акимат с ним ничего не согласовывал. Во всех письмах говорится, что это памятник местного значения и никто его из списков не выводил.
Пока практика показывает, что Казахстан, который претендует на туристическую привлекательность и хочет развивать индустрию, постоянно по непониманию продолжает планомерное уничтожение своего архитектурного наследия.
Лента новостей
- Один человек погиб, 12 пострадали: в Турции воздушные шары с туристами потерпели крушение
- В Астане руководители оперативных подразделений МВД стран СНГ обсудили борьбу с организованной преступностью
- 100 человек сожгли заживо в результате нападения на деревню в Нигерии
- «Один момент сгоряча — и сколько лет за решёткой»: адвокат Меирман Шекеев о деле Шерзата Полата
- Внедорожник пытался протаранить поезд под Алматы, но проиграл
- Ушел из жизни известный нефтяник, общественный деятель Жаксылык Жангазиев
- Иран готов отказаться от ядерного оружия и остановить удары по Израилю
- Улицы нового района в Петропавловске получили названия
- Пир во время протестов: Дональд Трамп принял участие в военном параде в Вашингтоне
- Очередное безумие: как реагируют астанчане на предложение начинать рабочий день с семи утра
- Дополнительный выходной ждёт казахстанцев в июле
- Си Цзиньпин станет причиной пробок в Астане
- Противостояние Израиля и Ирана: казахстанцы, застрявшие в Дубае, возвращаются домой
- В Индии разбился вертолёт: погибли семь человек
- Подрядчиков наказать, плохой запах убрать: Сатыбалды проинспектировал ещё один район Алматы и остался недоволен
- Папа римский обратился к Ирану и Израилю на фоне конфликта
- Таинственная заброшенная база отдыха обнаружена в предгорьях Алматы
- Наследие Досаева: зачем в Алматы создают молодёжные комьюнити-центры за миллиарды тенге?
- Иран атаковал Израиль с использованием ракет и беспилотников: что известно к этому часу
- Жарко, но дождливо: прогноз погоды на 15 июня