«Игра в пиар»: почему Казахстан снижает добычу нефти?

В конце прошлой недели стало известно, что Казахстан снизит нефтедобычу в рамках соглашения с ОПЕК+ (объединением производителей и экспортёров нефти). Наша страна систематически не соблюдает квоты ОПЕК — и может превысить их, даже снизив добычу. Грозит ли что-нибудь экономике Казахстана? Ответ — в материале Orda.kz.
В начале марта министр энергетики Алмасадам Саткалиев заявил, что Казахстан будет соблюдать квоты, установленные ОПЕК, но не в ущерб собственной экономике. А глава «КазМунайГаза» Асхат Хасенов и вовсе намекнул, что страна ничем не обязана картелю, поскольку официально в нём не состоит. Вместе с тем участники ОПЕК наконец согласовали увеличение нефтедобычи и с апреля будут постепенно смягчать ограничения.
Отношения между ОПЕК+ и Казахстаном уже довольно давно стали натянутыми: причина в том, что страна регулярно превышает те квоты на добычу, которые приняла добровольно. А после запуска нового проекта на Тенгизе Казахстан вообще установил рекорд по нефтедобыче, добыв в феврале 2,12 млн баррелей в сутки.
И на этом фоне Минэнерго подтвердило, что РК снизит добычу до 1,5 млн баррелей в сутки. Ведомство провело переговоры с иностранными инвесторами, работающими на Тенгизе и Кашагане, убедив их «сбавить обороты». Но реально ли это технически? И не выстрелит ли Казахстан сам себе в ногу, пойдя на поводу у картеля?
По мнению аналитика нефтяной отрасли Нурлана Жумагулова, директора общественного фонда Energy Monitor, согласие Казахстана снизить добычу нефти связано с падением цен на «чёрное золото» до трёхлетнего минимума. Но нежелание идти на конфликт с ОПЕК+ может в итоге привести к тому, что полноценный запуск проекта будущего расширения на Тенгизе придётся отложить.
Эксперты отмечают, что Казахстан формально не обязан исполнять требования ОПЕК. Но и игнорировать соглашение, как хотелось бы руководству КМГ, страна не может. Картелем фактически управляет Саудовская Аравия, которая может в одиночку взвинтить или обрушить мировые нефтяные котировки (а с ними вместе и казахстанскую экономику).
«Мы не члены ОПЕК, нам выходить из него не надо. Есть некая договорённость ОПЕК+ с Россией, а с учётом того, что наш транспортный выход идёт через Россию, пришлось формально поучаствовать и нам. По большому счёту, мы имитируем, что хотим выполнить это соглашение. Больше половины членов ОПЕК сами никогда особо не выполняют свои квоты. Всё дело в Саудовской Аравии: она может быстро залить рынок нефтью и устроить нефтяной кризис. У неё гигантское месторождение Гавар — по сути, четыре наших Кашагана. И именно с ней договариваются нефтеэкспортные страны для поддержания приемлемых цен», — говорит нефтяной аналитик Артур Шахназарян.
Несмотря на слухи о том, что ради исполнения квот ОПЕК Казахстан якобы снизит объём транспортировки нефти по КТК на 70 %, на самом деле это не так. Речь идёт о том, что сокращение объёмов добычи временно скажется на экспорте, и не более того.
«Что такое снижение прокачки нефти по КТК на 70 %? Это обозначает снижение суточной нефтедобычи Казахстана на 60 %! Это значит приостановку полностью Кашагана и половины Тенгиза! КТК не настолько повреждён. Суть в том, что в феврале Казахстан увеличил нефтедобычу на 279 тыс. баррелей в сутки сверх плана по ОПЕК+ (целевой показатель — 1,5 млн баррелей в сутки, но фактически средняя добыча составила 1,75 млн). Следовательно Казахстан должен снизить нефтедобычу в марте минимум на 16 % от февральских значений для достижения обязательств по ОПЕК+. И это отразится на прокачке нефти по КТК, ведь Тенгизу и Кашагану придётся снижать нефтедобычу»,
объяснил Нурлан Жумагулов.
Масштабы повреждения станции КТК «Кропоткинская» в российском Краснодарском крае, которую 17 февраля атаковали украинские дроны, также оказались сильно преувеличены. Были опасения, что экспорт казахстанской нефти драматически снизится, но они не оправдались.
«Наш экспорт нефти от удара не пострадал. Пострадало оборудование на НПС «Кропоткинской», которое закачивает российскую долю в КТК. Но в любом случае КТК нужно ремонтировать. Повреждения не критические: на «Кропоткинской» восемь газотурбинных установок, и лишь одна вышла из строя. Но, по-видимому, для ремонта придётся на какой-то момент всё равно КТК останавливать», — указывает Артур Шахназарян.
Нурлан Жумагулов указывает, что после удара по «Кропоткинской» прокачку нефти по КТК обеспечивают благодаря присадкам. На этом фоне добыча на Тенгизе растёт. Вряд ли трубопровод, который сейчас работает на пределе, сможет поддерживать дальнейшее увеличение объёмов.
«Вероятнее всего, КТК физически не способен прокачать рекордные 6,7 млн тонн нефти в марте, согласно заявкам казахстанских грузоотправителей».Нурлан Жумагулов
По словам Артура Шахназаряна, сложившаяся ситуация даёт Казахстану удобный шанс показать, что страна соблюдает квоты ОПЕК. Но по итогам года, с учётом расширения на Тенгизе, РК всё равно с большой вероятностью превысит свои обязательства.
«Это игра в пиар в большей степени: в конце года может оказаться, что мы опять не выполнили обязательства по сокращению. Но мы не можем выйти из соглашения с ОПЕК+, потому что прямо связаны с Россией. Всё дело в КТК. Мировой нефтяной рынок делится на магистральные нефтепроводы — в мире 98 магистральных нефтеэкспортных трубопроводов, и у нас такой только один (точнее, его часть)», резюмирует Артур Шахназарян.
Поэтому нынешние расшаркивания Казахстана перед ОПЕК — просто дань вежливости и удачный дипломатический ход. Как только страна, чей бюджет в большой степени зависит от нефтяных денег, сможет снова нарастить добычу и экспорт, она это сделает.
Подробнее о том, что такое нефтяные квоты, полезны ли они для Казахстана и почему наша страна их регулярно не соблюдает, читайте в нашем разъяснительном материале.
Читайте также:
Лента новостей
- Токаев и Бектенов дали поручения в связи с землетрясением в Жамбылской области
- Жительницу Степногорска осудили за нападение на фельдшера скорой помощи
- Больно, но бесплатно: суд вынес решение по иску стоматологов к фонду ОСМС
- Токаев побеседовал с акимом Алматы перед визитом президента Узбекистана
- На фоне сакуры «цветущего» Байбека заметили в Японии казахстанцы
- Китай и Казахстан на Боаоском Азиатском Форуме обсудили торгово-экономическое сотрудничество
- Подорожают ли смартфоны в Казахстане из-за новых правил верификации?
- В Жамбылской области снова произошло землетрясение
- Сколько будет стоить государству возрождение «апорта»
- Нефтехимический завод горел в Павлодаре, есть пострадавшие
- Токаев и Мирзиёев обсудят в Алматы союзничество и искусственный интеллект
- В Алматинской области 16 лет существует дорога. На бумаге. А почему её нет на земле?
- Почему россиян лишают ИИН в Казахстане и связан ли с этим Freedom — ответ МВД
- Казахстан распродаёт госактивы: в списке — СМИ, футбольные клубы, «Сарыагаш»
- Роман «Отслойка»: филиал мрака в центре Алматы
- АНПЗ отдадут иностранной компании? «КазМунайГаз» дал ответ
- Казахстан открывает новый авиарейс в Кыргызстан
- Власти Жамбылской области оценивают ущерб от землетрясения
- Wildberries удалил с продажи флаги Казахстана с арабскими надписями
- Глава «Самрук-Қазына» занял ключевую позицию в спорте