«Хотелки» могут быть разные: почему надежды рабочих «Казахмыса» на передачу корпорации в госсобственность не сбудутся

cover Фото: Kursiv.media

После взрыва на шахте имени Костенко в ночь на 28 октября государство решило национализировать «АрселорМиттал Темиртау». А теперь рабочие другой горнорудной и металлургической компании «Казахмыс» требуют возврата в госсобственность активов предприятия. Связано это и с тем, что только за ноябрь на предприятии произошло уже три смертельных случая. Корреспондент Orda.kz разбирался в ситуации.

Работники, стоявшие у истоков создания и развития комбината «Жезгазганцветмет» (филиал «Казахмыса»), бывшие руководители «Балхашмыса» (цех корпорации) обратились к премьер-министру Смаилову и депутатам парламента с требованием провести оценку проведенных в начале 90-х годов, непрозрачных, по их мнению, аукционов.

«Мы не можем безучастно наблюдать за тем, как одно из лучших предприятий государства продолжает расхищать небольшая группа людей, пополняя списки журнала "Форбс", когда на предприятиях корпорации годами не решаются элементарные социальные вопросы, такие как обеспечение жильем и чистой питьевой водой, экологические проблемы, обновление технологического оборудования, ставится под угрозу здоровье людей», — пишут в обращении рабочие.

Авторы письма подчеркивают, что при приватизации активы «Казахмыса» реализовали за бесценок. Рабочие также надеются, что закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов» наконец поможет восстановить социальную справедливость на этом предприятии.

Смерти на производстве

Изображение от whatwolf на Freepik

К тому же, по словам рабочих, в «Казахмысе» ослабли требования по соблюдению техники безопасности и не создаются безопасные условия труда. Так, только за ноябрь 2023 года на предприятиях корпорации произошли три смертельных случая. 

6 ноября в Жезказгане на шахте № 57 Восточно-Жезказганского рудника погиб шахтер. О его гибели сообщили в пресс-службе компании «Казахмыс», которой и принадлежит рудник.

«Во время выполнения работ смертельную травму получил горный мастер 1984 года рождения. Специальная комиссия выясняет обстоятельства и причины несчастного случая», — говорится в официальном сообщении компании.

Причем это было второе ЧП на предприятиях «Казахмыса» за последние, на тот момент, две недели. 26 октября на руднике «Жыландинский» обрушился ленточный конвейер, пострадали шесть человек. 

 22 ноября погибла 43-летняя машинистка конвейера — ее зажал механизм на Жезказганской обогатительной фабрике № 2. 

Фото: kazakhmys
«С прискорбием сообщаем о несчастном случае, произошедшем 22 ноября 2023 года на Жезказганской обогатительной фабрике № 2. Машинистка конвейера получила травму, несовместимую с жизнью. Скорая помощь констатировала смерть», — сообщили в пресс-службе компании.

На предприятии создали специальную комиссию, которая выясняла обстоятельства и причины несчастного случая.

Меньше чем через неделю, 27 ноября, на руднике Жайсан погибли двое рабочих.

Как сообщили в пресс-службе компании, при производстве горнопроходческих работ травмы, несовместимые с жизнью, получили проходчики Шахтопроходческого треста. И вновь в «Казахмысе» сообщили, что в тот день специальная комиссия выясняла обстоятельства и причины несчастного случая.

Таким образом только за ноябрь 2023 года четыре сотрудника компании «Казахмыс» погибли на производстве, и неизвестно, сколько еще нужно жертв, чтобы государство обратило внимание на многочисленные жалобы рабочих корпорации.  

Требования 

Большинство сотрудников готово бороться с беззаконием, но из-за страха потерять рабочие места не решается делать это открыто.

Так, в своем обращении рабочие корпорации требуют пересмотреть результаты приватизации холдинга, согласно закону о возврате активов, а также включить «Казахмыс» и KAZ Minerals PLC в реестр предприятий, подлежащих проверке законности их приобретения.

К тому же, они просят правительство проверить финансовую отчетность управляющих компаний, причем начиная с 1995 года. Они надеются, что компетентные органы выявят и вернут незаконно полученные капиталы, выведенные за пределы Казахстана.

Подписи активистов, поддержавших обращение. Фото: novgaz.com

Также рабочие требуют пересмотреть несправедливое, по их мнению, распределение месторождений меди. Так как обеспеченность корпорации сырьем составляет около 10–11 лет, это ставит под угрозу сохранение рабочих мест сотрудников в будущем.

Помимо этого, сотрудники «Казахмыс» просят привлечь к ответственности людей, допустивших, как они пишут, варварскую отработку на рудниках, которая повлекла огромные провалы поверхности земли и вынужденное переселение большинства жителей четырех поселков.

И последнее требование рабочих — регулярный контроль за своевременным обновлением оборудования во всех подразделениях корпорации. Так как, по их словам, необходимо создать безопасные условия труда, чтобы не допускать несчастные случаи.

История повторяется?

Это уже не первый раз, когда рабочие «Казахмыса» из Улытауской области выдвигают свои требования. 

Еще 14 августа в городе Сатпаеве бастовали 100 шахтеров. Тогда на место происшествия выехали руководители «Казахмыса», сотрудники прокуратуры и акимата.  

Точные требования шахтеров в компании озвучивать не стали. Однако позже в Казнете все-таки появился список требований протестующих.

Фото из Instagram (@berikzhagiparov)

Рабочие требовали улучшить условия труда, а также учитывать стаж работников «год за полтора», заменить старое оборудование на новое с наличием кондиционеров, открыть прием рабочих в шахты и разъяснить причину нехватки работников.

Кроме того, они просили уровнять разряды технологической смены, включить некоторые специальности в забойную группу, увеличить утери трудоспособности с 29 % до 50 %, а также принять на работу сына погибшего рабочего Е. Ербосынова.

Еще они просили включить в их оклад все имеющиеся надбавки, увеличить дни отпуска для сотрудников в забое с 48 до 54 дней и пересмотреть условия добровольного медицинского страхования.

Бастовавшие также требовали отменить выплаты премий на День шахтера и его празднование.

В тот день представители «Казахмыса» и шахтеры договорились. Однако, как позже сообщили в пресс-службе компании, удовлетворили лишь часть требований рабочих:

«Часть вопросов работников согласована и удовлетворена на месте. Исполнение второй части поднятых вопросов касаются законодательных изменений, в связи с чем необходимо дополнительное время для их решения. Они будут прорабатываться специально созданной инициативной группой, состоящей из представителей работников и работодателя».

«Хотелки» могут быть разные

Фото: kazakhmys.kz

Вернемся к обращению сотрудников «Казахмыса» к правительству. Рассмотрят ли его вообще? Стоит ли ожидать, что после смертей рабочих корпорацию в самом деле могут вернуть в государственную собственность? Чтобы это выяснить, корреспондент Orda.kz обратился к политологу Данияру Ашимбаеву. По его словам, национализация предприятия может только усугубить экономическое положение страны:

«В свое время государство уже неоднократно обсуждало варианты выкупа металлургических активов, но каждый раз сталкивалось с проблемой, что это процесс, требующий огромных вложений. Мы видим, что в государстве сейчас "квазигос" (оно только входит в квазигосударственный сектор — прим. автора), и энергетику еле-еле подтягивают, а модернизация производства в металлургии — процесс достаточно бюджетоемкий. Принятие такого решения — это вопрос не одного месяца. Может быть, тут вопрос о смене собственника, но объективно посмотрим, у нас практически претендентов на такого рода активы очень мало. Особенно учитывая, что "Казахмыс" — достаточно капитализированная компания, ее приватизация в свое время прошла через мировые фондовые рынки, и одного желания забрать компанию и поменять собственника тут недостаточно».

Ашимбаев также приводит в пример дело молдавского бизнесмена Анатола Стати, когда даже вокруг достаточно небольшой компании, работающей на месторождении, уже больше 10 лет идут суды. По мнению политолога, то же касается и национализации предприятий в металлургической или нефтяной сферах, и одного желания забрать очень мало. То есть в теории их можно попытаться национализировать, но Казахстан в этом случае скорее всего столкнется с многочисленными судебными разбирательствами, и не факт, что сможет их выиграть.

«Тем более по нашей Конституции приоритеты отдают международным договорам, в том числе договорам, касающимся экономических споров. Поэтому речи о национализации "Казахмыса" не может быть в принципе. Государство рассматривало ранее во время кризисных моментов вопрос выкупа этих активов, но, скажем так, выкупа по рыночной цене, согласованной с текущими акционерами. Поэтому я думаю, что вопрос о национализации не стоит. Точно так же, как и не стоит по национализации того же "Арселора". Ведь даже если, допустим, "Самрук" захочет выкупить "Казахмыс", то возникнет вопрос: а где он возьмет такие деньги?»

В таком случае, по мнению политолога Ашимбаева, в итоге государству придется брать кредиты на покупку акций предприятия или вовсе залезать в деньги ЕНПФ, а это еще менее приемлемый вариант. Поэтому раз в Казахстане строится глобальная экономика, а переходить на «другие рельсы», как считает политолог, страна уже не в состоянии, то можно исходить лишь из экономических и правовых реалий. 

При этом Ашимбаев задается вопросом, почему молчит комитет промышленной безопасности МЧС, который должен был мониторить ситуацию, так как это его прерогатива. 

«Мы видели, допустим, в случае с аварией на шахте имени Костенко в Караганде, что комитет промышленной безопасности опубликовал свое предписание о приостановке деятельности на предприятиях через три дня после аварии. Когда в шахте уже занимались поисками погибших. Заметьте, что весь сыр-бор поднялся по поводу ответственности спасателей, хотя, по идее, прерогатива обеспечения надзора — это к структуре МЧС. В случае с авариями на "Казахмысе" МЧС опять как воды в рот набрали. Куда смотрели тогда профильные госорганы, которые должны следить за системой безопасности?»
Данияр Ашимбаев / Фото из личного аккаунта в Facebook

Ознакомились ли в «Казахмысе» с обращением своих рабочих из области Улытау? Как так вышло, что только за один месяц в компании произошло целых три смертельных инцидента? Что в корпорации делают, чтобы избегать подобных случаев? Чтобы это выяснить, корреспондент Orda.kz направил запрос в пресс-службу корпорации. На момент публикации ответ еще не поступил.

А не так давно аким области Улытау Берик Абдыгалиулы на брифинге в СЦК заявил, что гарантирует безопасность шахтеров в регионе. Градоначальник заявил, что не допустит, чтобы в регионе произошла трагедия, как на шахте имени Костенко. Аким также напомнил, что в «Казахмысе» услышали шахтеров и повысили им зарплату, когда они объявляли о забастовках. Также глава региона отметил, что по уровню оплаты труда Улытауская область в стране занимает третье место.

Читайте также:

Лента новостей

все новости