Дорогой к светлому будущему: что не так с генпланом Алматы с парком "Нурсултан"

cover коллаж Orda.kz

Обсуждение документа длилось неделю на портале открытые НПА. Комментариев к документу, по которому будет развиваться крупнейший город Казахстана, немного, а вот вопросов у журналистов и специалистов накопилось немало. Orda.kz о генеральном плане Алматы

Генеральный план – это самый главный документ, по которому будет развиваться Алматы до 2040 года. Он будет основанием для любых действий как акимата, так и застройщиков. То есть это буквально "священная книга" для любого города, которая должна смотреть в будущее, и, естественно, в ней следует избегать грубых ошибок.

В конце января 2022 года Orda.kz посетила общественные слушания по Генплану, подробно о том как они прошли можно прочитать здесь. Предыдущий градостроительный документ был разработан в 2002 году и не учитывал бурный рост города. Это позволяло возводить ЖК там, где они не должны были появляться, и продавать участки, в том числе те, которые не должны были продаваться. Причем последствия градостроительного хаоса остаются на годы: когда блокируются потоки воздуха с гор, перекрываются улицы и возникают очаги социальной напряжённости, когда жителям закрывают выезды из двора, или определённые районы начинают испытывать острую нехватку школ, детсадов и медучреждений из-за уплотнительной застройки.

Будем уплотняться

Согласно генплану, каждые 10 лет население Алматы должно увеличиться на 500 тысяч жителей, и к 2040 году составит 3 миллиона человек. При этом должна вырасти обеспеченность жильём с нынешних 23,8 кв. метров до 28,6 кв. метров на человека. В цифре, безусловно, есть какая-то неточность: не верится, что жители мегаполиса так просторно живут.

Со строительной точки зрения город ожидает уплотнение. План предполагает, что только 2% от нового жилищного строительства будет с приусадебными участками, 7,8% – малоэтажными (не более 3 этажей), а подавляющее большинство – 90% в шесть этажей и выше.

Возможную убыль жилого фонда оценивают в 1820 кв. м. Это площадь почти в 20 квадратных километров – огромный участок в рамках города.

"Генеральным планом предусматриваются строительство на этих территориях многоэтажных (6-16 этажей) жилых домов и объектов социально-культурного назначения районного и городского уровня, формирование улично-дорожной сети и системы зеленых насаждений общего пользования", – говорится в документе.

Правда, о каких конкретно участках идёт речь, документ не уточняет, то ли имеется ввиду снос микрорайонов, о которых говорил аким Досаев, то ли двухэтажные каркасно-камышитовые дома, жильцы которых и сами рады съехать, да пока не могут этого сделать.

В общем и целом алматинцам, безусловно, придётся смириться с тем, что город станет плотнее. Он остаётся рыхлым с точки зрения урбанистики. Однако уплотнение предполагает приведение в достойное состояние тротуаров и общественных зон – это своего рода компенсация жителям.

Пока же, за исключением нескольких районов в Алматы, в городе низкая концентрация населения, услуг, и отсюда не очень оживленные с точки зрения пешеходов улицы. Коренные горожане сетуют, что город и так слишком плотный, но это издержки бурного роста. За последние 100 лет Алматы даже по мировым показателям показывал необычайный рост населения: с 45 тысяч жителей в 1926 году до 2 млн в 2022-м, то есть больше, чем в 44 раза!

Обещают город-сад

В генплане провозглашается благая цель: "формирование города-сада, крупнейшего и красивейшего города Республики Казахстан". В рамках программы по озеленению южнее проспекта Аль-Фараби будет открыт "Нурсултан парк" – необычно для нынешнего времени, не правда ли? Там же должен появиться и "океанарий", который по правилам русского языка всё же океанариум. В соцсетях последний вызвал бурное возмущение как объект, который требует большого количества воды, когда некоторые окраины города до сих пор снабжаются водовозами.

Кстати, первые упоминания об океанариуме с дендрарием, который будет расположен выше парка Первого президента обсуждались в Алматы с 2010 года, и проект до сих пор остаётся на стадии непонятно чего: нет ни проекта, ни инвестора, которым, судя по названию "Нурсултан", должен был стать экс-президент Назарбаев. Возможно, он ещё им станет, и город получит новую достопримечательность и центр притяжения жителей и туристов, но чтобы снизить градус недовольства необходимо решать проблемы с водой в жилых домах.

"Водные ресурсы города и все вопросы водопотребления и водоотведения являются важным аспектом развития города и в тоже время серьёзным лимитирующим фактором. В проекте генплана нет видения и решений, как город будет развиваться в условиях изменения климата, развивая только внешний водозабор. В городе большое количество частного сектора с септиками, как в центральных районах, но в том числе в предгорной зоне. И в данном проекте документа генплана не отражено вообще, как будет осуществляться развитие инженерных систем этих районов с учетом повышенного коэффициента стоимости строительства там сетей водоотведения. Глава по этим вопросам не доработана и должна быть серьёзно подкреплена расчетами", – говорится в комментарии к проекту генплана Елены Ерзакович, эксперта по транспорту и сотрудника института Природных Ресурсов на базе Казахстанско-Немецкого Университета.

Пока же как минимум в одном, пусть и новом районе, жители постоянно сталкиваются с отключениями воды, о чём Orda.kz писала в своих репортажах. Также Ерзакович смущают планы по "планомерной передислокации населения из менее благоприятных для жизнедеятельности территорий в более экологически устойчивые и благоустроенные районы города".

"При этом нет определений, где на базовый год располагаются жители, которых нужно передислоцировать, и какие районы попадают под это понятие", – пишет Ерзакович. 

В Алматы планируется создание нескольких лесопарковых зон: "расположенный в черте города или иного населённого пункта лесной массив естественного или частично искусственного происхождения, служащий для кратковременного отдыха горожан". Первая будет создана на базе БАКа – Большого Алматинского канала, вторая между Боралдайским и Первомайским планировочными районами на основе существующей системы прудов.

озеленение, планируемое на Северо-Западе Алматы к 2040 году

Как скоро зазеленеют территории вокруг кладбища "Батыс", более известного в народе как "Берендайское", а также вдоль русел многочисленных речек? Мы помним о том, что у нас любят сажать маленькие саженцы, которые вырастают через 10-20 лет, и только тогда эти места уже будут похожи на полноценные лесопарки. Работать над созданием лесопарков необходимо уже сейчас. Ну и проблему полива зелёного буйства забывать не стоит. Необходимо чётко продумать систему орошения.

Полицентричность

Во избежание пробок и чрезмерной концентрации людей, в Алматы хотят создать 5 полицентров. Это одна из базовых концепций развития мегаполиса. Парки появятся и вокруг ТЭЦ-1, что, по мнению планировщиков, снизит негативное воздействие электростанции на ближайшее окружение.

  • Север – вынос производств и рынков с редевелопментом высвободившихся территорий, новые территории под рекреацию и озеленение (вдоль БАКа, роща Баума), развитая сфера услуг;
  • Восточные ворота – логистический хаб и выставочно-развлекательный центр в районе аэропорта, медицина, фармацевтика;
  • Исторический центр – туризм, развитая сфера услуг;
  • Запад – крупные индустриальные предприятия, транспортно-логистический хаб;
  • Юго-запад – минипромпарки, торговля, логистика.

Корреспондент Orda.kz поговорил с Алесей Нугаевой – урбанистом, специалистом по работе с сообществами. Она рассказала, что модель полицентричности сейчас является одной из самых актуальных и перспективных в мире, при этом в концепции есть свои опасности.

"Всегда есть вероятность, что каждый полицентр впадёт в свои моно-функции. Тогда это не снижает нагрузку на город социально-экономическую, транспортную и культурную, а увеличивает её. Таким образом люди стоят в пробке, добираясь до студенческого центра, кто-то до развлекательного, до инженерного и так далее. Это не абстрактный пример, а так случилось в городе Мехико. Там сделали несколько полицентров, но они не сработали самостоятельно. В каждом полицентре должны быть своя социальная, культурная и досуговая часть".

урбанист Алеся Нугаева, фото из личного архива

Алеся также обратила внимание на объекты культурного, социального и бытового обслуживания.

"Я не вижу отдельной строки на строительство и развитие комьюнити-центров, то есть центров для городских сообществ. Они отдельной категорией не выделены, а значит, проследить их воплощения для меня не представляется возможным. Ни указано ни количество, ни проценты, ни планы на годы вперёд, а для меня здесь важна конкретизация документа"

Социалка будет активно расти

Число мест в детсадах должно вырасти с 68 500 до 195 000, то есть почти в 3 раза. Строить детсады государство поголовно не собирается: часть постоят за счёт ГЧП (государственно-частного партнёрства), и многие детсады откроют предприниматели.

Число мест в школах увеличится с нынешних 286 810 до 480 000. Правда, ещё не ясно, как к светлому будущему изменится образовательный процесс: возможно, школы уже не понадобятся, но пока так.

В 2 раза вырастет количество коек в больницах – до 23 400, а городские поликлиники смогут принимать вместо 26 000 человек в смену почти 64 000.

Также существенно вырастет число спортивных объектов. Число физкультурно-оздоровительных комплексов возрастёт с 18 до 36. Из весёлого: редакцию Orda.kz от души развеселила таблица затрат на строительство разных объектов, где на возведение общественных туалетов выделят свыше 1,5 млрд тенге. Смешно не это, туалеты городу необходимы, причём работающие, а формулировка – на 2 очка.

Транспорт

В генплане говорится о формировании в городе устойчивого транспорта – это транспорт, который работает бесперебойно, стабильно и гарантированно. Назвать таким можно алматинский метрополитен и линии БРТ, то есть автобусы, которые ездят по выделенным полосам. У алматинского урбаниста Романа Барабанова накопилось несколько претензий к параграфу, посвящённому транспорту.

Эксперт предлагает ни в коем случае не застраивать БАКАД – Большую кольцевую алматинскую автодорогу, которая сейчас строится вокруг города, жилыми объектами. Он уверен, что это приведёт в большим пробкам, и смысл дороги попросту исчезнет. Барабанов предлагает застраивать БАКАД только индустриальными и складскими помещениями, что вполне укладывается в назначение дороги, предназначенной в первую очередь для большегрузов. Есть и иные замечания.

"Исключить пункт про непрерывность транспортных потоков, так как это, наоборот, в конечном итоге приведёт к пробкам за счёт эффекта «спровоцированного спроса», и выбросы увеличатся. Исключить положение про «сокращение количества точек пересечения транспортных и пешеходных потоков», так как это подразумевает создание подземных и надземных пешеходных переходов, что приведёт к дискриминации маломобильных групп населения и снижению уровня доступности остановок общественного транспорта и других мест притяжения", – пишет Барабанов.

Также много замечаний у транспортника по формулировкам и маршрутам, в том числе канатных дорог, которые должны пройти вдоль русел рек Большая Алматинка и Есентай. Первая свяжет автовокзал Сайран с парком первого президента, вторая – микрорайон "Казахфильм" с театром Ауэзова. Скоростной трамвай по улице Толе Би, который в Алматы назвали ЛРТ, мы надеюсь, когда-нибудь увидим, и пройдет он как минимум с Запада на Восток вплоть до Талгара, как и обещает акимат.

страница из презентации Алматыгенплан

Ниже представлены планы по пробивке существующих улиц города. Там, в частности, планируется пробивка проспекта Назарбаева до проспекта Достык, против которой выступают жители окрестных домов.

  • ул. Саина (на север, до новой ул.Саина), протяженностью 3,4 км;
  • пр. Райымбека с выходом на ВОАД, протяженностью 2,4км;
  • ул. Монке би (между новой ул. Саина и ул. Северное кольцо), протяженностью 4,7 км;
  • ул. Навои и ул. Щепеткова (между ул. Жандосова и пр. Абая), протяженностью 1,2 км;
  • ул. Муканова (между ул. Макатаева и пр. Райымбека), протяженностью 0,2 км;
  • ул. Утеген батыра (между пр. Райымбека и ул. Рыскулова), протяженностью 1,0 км;
  • ул. Б. Хмельницкого (на запад с выходом на ул. Жумабаева), протяженностью 1,8 км;
  • ул. Б. Хмельницкого (на восток с выходом на Кульджинскую трассу), протяженностью 5,0 км;
  • ул. Жумабаева (на запад с выходом на н.п. Боралдай), протяженностью 2,6 км;
  • ул. Ауэзова (от ул. Гоголя до пр. Райымбека), протяженностью 0,76 км;
  • пр. Назарбаева (от пр. Аль-Фараби до пр. Достык), протяженностью 2,2 км;
  • улицы в мкр. Каргалы, протяженностью 1,6 км (в составе 1-го скоростного коридора ОТ);

Подробней ознакомиться с преобразованиями, которые ждут Алматы до 2040 года, можно на портале "Открытые НПА". Будут ли учтены пожелания критиков – пока неизвестно. После одобрения документ будет передан правительству, которое и примет окончательное решение по жизненно важному для крупнейшего города страны документу и будет в том числе его финансировать. Генплан – интересный, тут – с картинками. Он позволяет узнать много нового о городе, в котором мы живём. В том числе большую нехватку остановок и маршрутов транспорта, которые и вынуждают горожан выбирать автомобиль или такси как основное средство передвижения.

Лента новостей

все новости