Почти без криков – как обсуждали генплан Алматы

cover коллаж Orda.kz

В НИИ "Алматыгенплан" прошли общественные обсуждения главного градостроительного документа города. Корреспондент Orda.kz побывал на встрече, послушал, что думают о генплане жители, общественники и эксперты, а также услышал необычные предложения по очистке воздуха и постройке подземного города.

Впервые документ представили на суд горожан восемь месяцев назад. Отдельные части плана активно обсуждали эксперты. Сейчас показали обновлённый генплан, в котором постарались учесть ошибки и пожелания.  Застраивать и развивать Алматы до 2040 года в случае прохождения всех экспертиз будут по нему.

В начале финального обсуждения, на которое собрались около тысячи человек, генеральный директор НИИ "Алматыгенплан" Асхат Садуов и известный урбанист Свят Морунов представили результаты исследования «Анкеты горожанина». Опросник заполнили более 11 тысяч человек.  В нём задавались вопросы о привычках, образе жизни и пожеланиях алматинцев. Анкетирование продолжается на сайте управления урбанистики.

Как показал опрос, в будни алматинцы перемещаются в основном между работой и домом, а в выходные становятся домоседами. Есть и те, кто предпочитают активный отдых, поэтому чаще посещают горы. На вопрос о критериях комфортности в мегаполисе горожане поставили на первое место транспорт, а после – чистоту, в том числе воздуха. Не хватает алматинцам концертов, фестивалей и других культурных мероприятий.

Как будет застраиваться Алматы

В Алматы теперь меняют способ застройки – планируется уход от больших кварталов и микрорайонов к более плотной сетке улиц и меньшей этажности (высотки, которые уже строят – достроят – Прим. ред.). Алматинцы будут жить плотнее и теснее, но с лучшим транспортом, который обеспечит перемещение жителей между пятью полицентрами – «Восточные ворота» на Кульджинской трассе, Историческим центром, Юго-западом, в районе рынка "Алтын Орда", Западным – в районе "Алматы Арена", и Северным – там, где сейчас ниже проспекта Райымбека располагается огромная индустриальная зона города.

Существенно увеличат количество скоростного транспорта. Немного изменят трассировку первой линии метро – её продлят дальше за Калкаман к микрорайну Шугыла (ранее её планировали увести сразу вниз на проспект Райымбека – Прим. ред.). Как только достроят три новые станции до рынка «Барлык», продолжат единственную линию от конечной станции «Райымбек» вдоль проспекта Сейфуллина до вокзала Алматы-1. К 2040 году планируют построить ещё одну ветку метро – вдоль проспекта Рыскулова. Также собираются построить три линии ЛРТ – современного скоростного трамвая.

На генплане много новых линий БРТ (Bus Rapid Transport – скоростной автобус – Прим. ред.), пока в Алматы функционирует только одна – на улицах Тимирязева и Мустафина. В будущем скоростной автобус пронизает и другие магистрали с севера на юг и с востока на запад, в том числе Северное кольцо. Более подробно о генплане – в предыдущем материале Orda.kz (https://orda.kz/dosaevskie-sezony-chto-obeshhajut-almatincam-cherez-8-let/).

Как проходили общественные слушания

Около тысячи участников  разбились на группы. Восемь столов по числу алматинских районов, за ними эксперты и главы департаментов акимата города, которые отвечали на вопросы горожан и давали пояснения.

Финальные общественные слушания в здании "Алматыгенплан", фото Orda.kz

Алмалинский и Ауэзовский

Жители Алмалинского района переживают из-за новостроек на Тастаке. В районе озера Сайран строятся и сдаются сразу несколько ЖК. При этом не увеличивается число школ, поликлиник и детсадов. Люди также переживают, что не выдержат и инженерные сети.

Акимат: с двух сторон озера будут строиться школы, причём уже ведутся переговоры о выкупе земельных участков для учебных заведений – свободной земли в районе нет. При этом в районе были проведены экспертиза и замена всех инженерных сетей, дефицита мощностей там не наблюдается. Детей будут размещать в частных детсадах по госзаказу.

Медеуский

Жители Медеуского района предлагают ввести экологический сертификат для новых домов и офисов, чтобы экономить тепло и электричество, а также продолжать развивать прогулочные зоны вдоль алматинских рек.

Руководитель "Алматынгенплан" Асхат Садуов попросил не путать ПДП – план детальной планировки, который обычно охватывает небольшую территорию, с генеральным планом. Однако большинство вопросов и замечаний так или иначе были связаны с объектами районного и квартального значения.

Турксибский

Жителей Турксибского района очень волнует, что будет происходить с частным сектором и ветхим жильём, которые составляют значительную часть района.

Асхат Садуов: стараемся максимально сохранить сложившуюся сетку улиц, уплотнение ждёт районы, которые станут центрами притяжения. Сносом ветхого жилья в рамках программы реновации будут заниматься частные инвесторы.

В управлении городской мобильности добавили: вдоль проспекта Суюнбая проложат вторую железнодорожную ветку, чтобы сделать движение двусторонним. При этом прокладывать метро вдоль проспекта не планируют.

Жетысуский

В районе находится много промышленных предприятий и их владельцы переживают о будущем производств, которые собираются переносить за город. Они даже готовы идти в суды.

"Алматыгенплан": вынос предприятий неизбежен. Их будут переводить за городскую черту или в индустриальные зоны на дальних окраинах. Выкуп земель собираются осуществлять с помощью госбюджета.

Бостандыкский

Людей интересовал вопрос, появятся ли новые магистрали выше проспекта аль-Фараби, где ведётся строительство в том числе малоэтажных ЖК. Также горожан расстроило, что в их районе полицентра генпланом не предусмотрено – он уже сложился, в районе MEGA. Ещё одно опасение связано с уплотнительной застройкой, которая активно ведётся в районе. Люди были расстроены, что новый  генплан не предусматривает пробивку тупиковых улиц и появление новых. К слову, этим обеспокоен и аким района Алтай Рахимбетов – говорил, что они необходимы.

"Алматыгенплан": в Бостандыкском районе очень плотная, сложившаяся застройка. Единственная транзитная новация – пробивка улицы Байтурсынова до проспекта аль-Фараби. Жителям Ремизовки и других районов придётся жить в существующих реалиях.

Алатауский

В районе появится третий железнодорожный вокзал – Алматы-3. Жители переживают по поводу строительства новых развязок, а также сноса частного сектора, на месте которого новым генпланом предусмотрена рекреационная зона. Речь, в частности, о микрорайоне Мадениет.

Акимат: новый вокзал будет выходить на сторону города, для прохода в область построят подземный тоннель. А снос частного сектора необходимо обговаривать на уровне районного архитектора.

Наурызбайский

Жителей верхней части района, которые живут в садоводствах, волнует, придадут ли их благоустроенным домам, построенным много лет назад, и старым участкам статус ИЖС. Также пришедших интересовали городские удобства – водопровод и канализация.

Акимат: в Наурызбайском районе 138 садоводческих обществ, 30 будут в ближайшие годы переведены в ИЖС. Не все, поскольку город берет под охрану горы и дальнейшее строительство вверх не планируется. Прокладку инфраструктуры также продумают по завершении экспертиз. Там, где ландшафт и ширина улиц это позволят, коммуникации проложат, где слишком узкие улицы – нет. Это связано с тем, что изначально в садоводствах не предусматривали прокладку городской инфраструктуры, а также строительство соцобъектов. В районе микрорайона построят новую школу. Для этого выкупят три гектара земли.

Нужно отметить, что за редким исключением слушания проходили в атмосфере понимания, интеллигентно и без повышенных тонов.

Экспертное мнение

Алматинским водителям придётся принять факт, что город растёт, а вместе с ним число жителей. Приоритет в генплане, как и подавляющем большинстве мегаполисов мира, отдаётся общественному транспорту.

Роман Барабанов, эксперт по транспорту:

«Если не давать приоритет общественному транспорту, не ускорять скорость его движения и количество, мы будем перемещаться на автомобилях и приумножать смог и пробки».

В управлении городской мобильности добавили, что линия БРТ по улице Толе би будет проходит по обочинам.

Российский урбанист Свят Морунов отметил для Orda.kz ряд недостатков и плюсов городской стратегии развития.

"Основой вопрос, который генплан порождает – это деятельность. Чем будем в городе заниматься? Какая будет специализация у каждого района? Какая экономика? И речь не только о сфере услуг, она и так здесь хорошо развита. Город, который хочет действительно зарабатывать, а не только на природных ресурсах сидеть, должен научиться создавать какие-то продукты, услуги, технологии.

Это впервые, когда генплан становится базой, платформой для следующей концепции мастер-планов. Численность населения будет увеличиваться априори, и то, как алматинцы живут в «человейниках» и гетто, ухудшает общую обстановку в городе. Надо, чтобы город научился создавать более используемые пространства – и жилье, и услуги, и парки, и работа в одном районе. Пока нормальные кварталы есть только в "золотом квадрате", которые были заложены ещё в советский генплан", – говорит эксперт.   

Инфраструктура и генплан

В ближайшие годы под землю уберут 32 километра высоковольтных линий, в основном в Алатауском районе.

Потребность Алматы в газе к 2040 году вырастет почти в три раза: с нынешних 1 млрд 188 млн кубических метров до 3 млрд кубометров в год. Для подачи такого объёма необходимо строительство ветки газопровода Бейнеу – Шымкент, чтобы не было как в Узбекистане этой зимой.

Воды Алматы хватит. Нынешние запасы города достаточны для обеспечения города. Также ведутся поиски новых источников, в том числе в новых районах. К примеру, строятся новые водозаборы в Наурызбайском районе на реке Каргалы.

ТЭЦ-2 переведут на газ, заниматься этим будет компания «Самрук-Энерго». Работы начнутся в 2024 году, прогнозируют их завершить в 2026-м.

Необычные предложения

Перенести городской акимат в Наурызбайский или Алатауский районы, чтобы снизить нагрузку на центральную часть города и развивать присоединённые территории. Это предложение озвучила Эмина Кожамуратова, лидер группы «Защитим Алматы».

Построить подземный город предложил сейсомолог Мухтар Хайдаров. Он обратил внимание на недостаточное внимание в новом генплане сейсмологической ситуации в Алматы. Специалист отметил, что при сильном землетрясении безопаснее будет под землёй, а не на земле, и предложил построить подземный город.

Ряд специалистов предлагают решить проблему со смогом с помощью конусообразных объектов, построенных на эффекте Бернулли. Когда потоки воздуха их нижних слоёв под давлением воздуха идут наверх.

Седьмой по счёту генплан Алматы ожидают принять весной 2023 года, после экспертизы он должен быть утверждён правительством. И не стоит забывать, что его реализация будет зависеть от финансирования.

Лента новостей

все новости