Досаевские сезоны: что обещают алматинцам через 8 лет

cover

Аким Ерболат Досаев и Центр развития Алматы представили для общественного обсуждения основные приоритеты Плана развития до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года. Orda.kz поговорила с урбанистами и экспертами, и узнала, что они думают о настоящем и будущем Алматы, которое пока только на бумаге.

Глобальный город для людей – так авторы обозначили название 45-страничного документа. В презентации - цифры и графики, которые отражают жизнь самого большого города страны.

Так мы узнали, что сейчас население Алматы 2 миллиона человек, а к 2030 году, по прогнозам, увеличится на четверть – до 2,5 миллионов.

Больные вопросы

Согласно опросам, самая большая проблема для горожан – постоянный рост цен на продукты, товары первой необходимости и услуги ЖКХ. Опрос проводился осенью 2021 года, с тех пор рост только усилился. 37% алматинцев также обеспокоены проблемами с трудоустройством.

Ещё один проблемный вопрос – низкий уровень зарплат и пенсий. На них жалуется половина алматинцев. При этом, к 2030 году ставятся благие цели: средний доход хотят увеличить в 2 раза и довести до 360 тысяч тенге. Получается, что сейчас он равен 180 тысячам, и пусть эта цифра включает всех, без исключения, в том числе детей, становится немного грустно за восьмилетние перспективы. По данным Бюро национальной статистики, средняя зарплата в Казахстане в первом квартале 2022 года составила 285 433 тенге.

В транспортной сфере алматинцы зачастую недовольны качеством ремонта дорог, особенно ямочным ремонтом (65% обращений в Open Almaty), также работой общественного транспорта (11% обращений).

Четверть алматинцев жалуются на нехватку мест отдыха и мусор, примерно столько же – на перебои с подачей воды и электричества. 24% обращений связаны с жалобами на работу социальной сферы города: образование, медицину, спорт и соцподдержку. Акимату и маслихату за их работу горожане поставили оценку 3.

Ещё статистика

Признавать ошибки и недочёты – это уже хорошая тенденция, которая даёт шансы на их исправление. В опубликованном документе сообщается, что пятая часть улиц города не имеет освещения, такая же часть многоэтажек – изношена. У 40 тысяч горожан нет постоянного водоснабжения, а в сетях, что существуют ныне, треть воды теряется, то есть попросту не доходит до потребителей.

Из 430 тысяч тонн отходов перерабатывается только 17%.

Почти 500 тысяч из 4 миллионов деревьев ослабленные или аварийные.

Также наблюдается огромный дисбаланс по образованию, объектам культуры и паркам между северной (нижней) и южной (верхней) частями города. Так что старая алматинская поговорка о том, что "ниже Ташкентской жизни нет" остаётся актуальной по сей день. И к 2030 году это собираются исправить, особенно по части озеленения города, но о появлении новых парков в нижней части Алматы мы пока ничего не слышали.

Из интересного – в документе указано, что реальные доходы алматинцев с 2015 выросли всего на 2%! В общем-то это похоже на правду, учитывая инфляцию, падения курса тенге и бешеный рост цен. Orda.kz связалась с несколькими экономистами, чтобы получить комментарии по этой цифре, однако никто из специалистов не стал общаться, поскольку усомнились в её объективности. Связаться с Центром развития Алматы, который составлял план развития, нам тоже не удалось – все были заняты.

Цели Алматы-2030

Какие цели ставит перед собой город к 2030 году:

  • Рост продолжительности жизни с 72 до 79 лет.
  • Снижение выбросов в атмосферу в 1,6 раз.
  • Войти в ТОП-50 индекса Мирового Банка «Благоприятная Бизнес Среда» (BEE).
  • Переработка отходов с 17% до 60%.
  • Увеличение поездок на общественном транспорте в 1,6 раз до 2 миллионов 300 тысяч в день.
  • Снизить уровень преступности в 2 раза до 150 преступлений на 10 тысяч человек.
  • Создать преимущественно безбарьерную городскую среду. Пока уровень безбарьезности Алматы – всего 10%.

Транспорт

Население алматинской агломерации к 2030 году составит 4 миллиона человек. А это значит, что всем этим людям надо будет передвигаться по городу и в его пригороды, при этом желательно комфортно и быстро. В Центре развития Алматы нарисовали красивую схему с пересадочными узлами, где жители пригородов смогут пересесть на городской общественный транспорт. К 2025 году планируют запустить 30 дополнительных автобусных маршрутов из Алматы в ближайшие города и посёлки. К 2030 – в Боралдае хотят построить железнодорожный вокзал Алматы-3, а также пустить электричку до Конаева (бывший г. Капчагай).

карта Центр развития Алматы

Роман Барабанов, специалист по транспорту Urban Forum Kazakhstan, высказал свои замечания к транспортному развитию города, особенно его самых густонаселённых районов, где обещают провести легкорельсовый трамвай (ЛРТ).

"Крайне странно было не увидеть на транспортной схеме к 2030 году коридора ЛРТ-2, который должен был пройти от Саина – Торайгырова, далее по Торайгырова с пробивкой улицы Торайгырова до Жарокова, и по Жарокова в центр до линии ЛРТ по Толе би. При этом квадрат улиц Саина – Жарокова – Аль-Фараби – Жандосова – это зона с самой высокой плотностью населения в городе", – пишет Барабанов.

Роман Барабанов, фото из личного архива

Эксперт также рассказал, почему все грандиозные планы малоосуществимы в нынешних реалиях. Оказалось, что во многом – это проблема кадров. Зарплаты специалистов настолько низкие, а нагрузка такая большая, что идут работать в акиматы, скорее от "безысходности".

"На данный момент в акиматах высокий уровень текучки кадров, плюс постоянно пытаются сократить количество госслужащих. В связи с этим, мне непонятно, как акимат Алматы будет добиваться заявленных целей, которые есть в программе развития. Невозможно целый день заниматься ямами и жалобами на работу общественного транспорта, а потом ещё находить время, силы и ясность ума для долгосрочного планирования работы, вдобавок получая заработную плату ниже рыночной. Следует пересмотреть регламенты приема на работу, а также предоставить городу Алматы право самостоятельно определять необходимое ему количество сотрудников в акиматах. Это позволит создать конкуренцию за вакансии и прекратить найм от безысходности".

В восьмилетней перспективе Алматы ждут всего 3 новые станции метро: продолжение существующей ветки, которая сейчас идёт от Назарбаева-Райымбека до Абая-Момышулы. Метро продлят до Калкамана и далее до рынка Алтын-Орда.

Акимат планирует развивать сеть автобусных маршрутов, работающих на газе и электричестве, чтобы снизить выбросы в атмосферу, однако транспортный эксперт со скепсисом относится к намерениям городских властей, иными словами – не все то золото, что не дымит.

"Предлагается создание трёх автопарков электробусов до 2030 года. Не совсем понимаю, зачем они нужны, так как электробусы более тяжёлые и потребуют создания дополнительной инфраструктуры на конечных остановках по всему городу. Не совсем понятно как это сходится с ситуацией с постоянными отключениями электроэнергии в некоторых районах города. Я предлагаю развивать троллейбусы, в т.ч. с батареями для автономного хода, так как троллейбусы не так зависимы от своих батарей, как электробусы, и гораздо более эффективны в условиях рельефа и климата Алматы".

Образование

Давно не секрет, что многие алматинцы, которым позволяют доходы, учат своих детей не в государственных, а в частных школах. Многие государственные учреждения переполнены, да и качество обучения там оставляет желать лучшего. Через 3 года все школы должны быть обеспечены современными предметными кабинетами. Также планируется переход на новую модель управления учебными заведениями – на праве хозяйственного ведения (ПХВ). Оно даст руководству школ больше самостоятельности в финансовых делах.

Акимат также планирует положить конец дефициту мест в дошкольных учреждениях, как и прежде, преимущественно за счёт частных садов, но пару десятков государственных всё же построят.

инфографика Центр развития Алматы

Алматы также планирует остаться культурной столицей республики и всей Центральной Азии. Город должен стать локомотивом креативных индустрий: кино, театра, музеев и других. В мегаполисе должны проходить не менее 20 фестивалей, появится центр Сакской культуры, частный музей современного искусства и мультифункциональный концерт-холл на 11 тысяч зрителей.

Воздух

Качество воздуха в двухмиллионном городе – притча во языцех с совестких времён. Естественный природный ландшафт и деятельность человека принесли свои "плоды": жители мегаполиса – аллергики и страдают от онкологических заболеваний.

Несмотря на объявленные ранее программы по переводу ТЭЦ на газ, появление автобусов на газе и единственного маршрута электробуса, а также газификации города, среднегодовой уровень содержания мелкодисперсной пыли PM2,5 в Алматы за последние 3 года вырос на 20%.

Orda.kz пообщалась с экологом Павлом Александровым, который на свои средства установил датчики качества воздуха в городе и отслеживает данные с них. Он настаивает на том, что уровень использования угля, а то и мусора при отоплении частного сектора до сих пор очень высок, хотя акимат заявляет о том, что 97-99% домов переведены на газ. К 2025 году, пишут в ЦРА, на газе будут 100% частных домовладений. Однако, как говорит Павел, провести газ по улице и подключить дома – разные вещи. У людей нет денег на закупку газового оборудования, потому топят по старинке. Эколог также не сомневается в том, что акимат намеренно использует устаревшие методы для измерения качества воздуха.

"Анализ текущей ситуации вообще не выглядит как какой-то наукообразный. Не представлены источники данных. Для Алматы концентрация в микрограммах порядка 45-50. Всемирная организация здравоохранения говорит, что годовой индекс должен быть 5. То есть мы в 10 раз превышаем нормативы ВОЗ".

Получается, что дышим мы хуже, а страдаем больше, чем большинство развитых, да и развивающихся стран.

Цифровой город

К 2030 году должна появиться цифровая копия Алматы, чтобы на основе виртуальной модели внедрять те или иные решения городских проблем. Уже в следующем году должна появиться Единая диспетчерская служба города, "Социальная карта горожанина". К 2030 году все городские услуги можно будет оформить через смартфон. Также существенно увеличится число камер видеонаблюдения – до 4,5 тысяч.

В общем, перспективы радужные, что из этого получится, поживём – увидим. Цифра 2030, кстати красивая, напоминает некоторые обещания от известных политиков в прошлом.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости