Дикий Арман надеется на суд присяжных и гласность процесса – адвокат

cover Коллаж: Orda.kz

На этой неделе стало известно, что одно из самых громких дел Кантара – дело Дикого Армана, передали в суд. Об это сообщила адвокат потерпевших Гульнара Жуаспаева. Подозреваемыми по делу проходят 42 человека, большая часть из которых сейчас находится под стражей, включая двух главных фигурантов – Армана Джумагельдиева и Кайрата Кудайбергена. Потерпевшими признаны 24 человека. 

Orda.kz пообщалась с адвокатами обеих сторон. У защитников есть вопросы к следствию и надежда на справедливый суд. 

Самый важный эпизод 

Адвокат Гульнара Жуаспаева защищает интересы 15 потерпевших. Своё отношение к предстоящему процессу она выражает словом «наконец-то». Адвокат надеется, что раз с 4 сентября дело зарегистрировано в СМУС Алматы и уже определён председатель суда, то на следующей неделе начнутся предварительные слушания. 

Гульнара Жуаспаева. Фото: Facebook Гульнары Жуаспаевой.

 «Наконец-то», потому что всё, что происходило с пострадавшими в дни Кантара, следствие разбило на пять эпизодов, каждый из которых рассматривается по отдельности. 

«Первый – когда их схватила на улице бригада Дикого Армана и часть повели в гостиницу «Казахстан», а часть на паркинг Ritz Carlton. Там их избивали, пугали и заставляли признаться в том, что они мародёры, ДВКшники (Движение «Демократический выбор Казахстана» признано в РК экстремистским – Прим. ред.), что якобы они кого-то убили и изнасиловали. Второй эпизод – их повезли в склады на Ангарской, где их тоже сутки избивали и охранникам сказали, что они террористы и в них можно стрелять, если те будут сопротивляться. Третий эпизод – когда их повезли в аэропорт и сотрудники КНБ у них выбивали признание, что они являются мародёрами, террористами и ДВКшниками. Потом их отвезли в ИВС ДВД, где их тоже избивали. И только потом отвезли в СИЗО на Красногорской. Этот кошмар длился больше шести суток», - рассказывает адвокат.

Сейчас в Турксибском суде идёт процесс по эпизоду, связанному с аэропортом. Хотя первый эпизод адвокат считает наиболее важным. 

«Если бы не незаконные действия бригады Дикого Армана, то ничего бы вообще не было. Но они задержали людей и под видом террористов передали их правоохранительным органам», - говорит Жуаспаева.

Адвокат надеется, что процесс в отношении Дикого Армана позволит людям увидеть общую картину того, что происходило в дни Кантара.

«Сейчас мы видим картину урывками. Да, осудили Масимова, осудили Сатыбалды. Но я думаю, в суде подтвердится связь Дикого Армана с куратором из КНБ, который давал ему указания, как и что делать. Ведь неспроста криминальный авторитет взял на себя функции государственных органов», - считает Гульнара Жуаспаева. 

При этом у адвоката имеются серьёзные претензии к квалификации телесных подтверждений потерпевших. По её мнению, многим из тех, у кого указан легкий вред здоровья, в реальности следовало обозначить его как средний. 

«В январе 2022 люди не могли обращаться в полицию за фиксацией телесных повреждений. А тех, кто все-таки обратился врачи отговаривали ложиться в больницу и отправляли получать лечение самостоятельно дома, так как всех, кто подпадал под сомнения забирали даже из реанимаций и пытали. Поэтому многие долечивались дома. Они были рады, что остались живы, потому что видели, как потерпевшего Утепбаева в аэропорту забили до смерти. Хотя практически у всех были переломы рёбер. А если есть перелом хотя бы одного ребра, то это классифицируется как средняя тяжесть», - объяснят Гульнара Жуаспаева.  

Она считает, что реальный список потерпевших по делу мог быть и больше, но многие отказываются давать показания, потому что боятся мести со стороны подавшихся в бега участников бригады Дикого Армана и бывших сотрудников КНБ. 

 Дикий Арман надеется на присяжных  

У адвоката Армана Джумагильдиева Олега Чернова, ожидаемо, к следствию тоже есть вопросы. 

«На мой взгляд, дело расследовалось необъективно. Но оценку действиям органов досудебного расследования будет давать уже суд», - считает Чернов. 

Один из возможных вопросов к следствию: каким образом решали, какую меру пресечения выбрать для подозреваемых? Потому что из 42 фигурантов – 14 находятся под домашним арестом. 

Олег Чернов. Фото: Facebook Олега Чернова№
«Возможно, под домашним арестом находятся те, кто активно сотрудничал со следствием. Потому что среди тех, кто находится под домашним арестом, есть, в том числе и ранее судимый», - рассказал адвокат. 

Что касается самого процесса, то по словам адвоката, его подзащитный рассчитывает на два фактора.

«Арман Джумагельдиев сказал, что он надеется на то, что во-первых, дело будет рассматриваться судом присяжных. А во-вторых, что процесс будет гласным, чтобы все могли увидеть и услышать, что ему вменяют и чем это доказывается»
Арман Джумагалиев.

 Учитывая большое количество и подсудимых, и потерпевших встаёт вопрос о том, где найти такое помещение, чтобы разместить участников процесса, а в случае, если он будет открытым, ещё и представителей СМИ. 

«По слухам, такое помещение уже подготовили в учреждении следственного изолятора. И мы не знаем, насколько открытым в таком случае будет процесс. Может быть там сделают отдельное помещение для журналистов или установят экран. Но это только мои предположения», – говорит Чернов.

Как напомнил адвокат, его подзащитному вменяют не только эпизоды, связанные с событиями Кантара. Всего в деле он проходит по 11 статьям уголовного кодекса. Подробнее об этом рассказал Арман Джумагильдиев в интервью Orda.kz в феврале этого года. 


Читайте также: 

Лента новостей

все новости