Больше политики, чем газа: эксперт рассказал о поставках голубого топлива из России в Узбекистан

cover Фото Orda.kz

На недавней встрече в Москве лидеры трёх стран дали старт масштабному проекту по транспортировке газа. Для этого воспользуются трубопроводом, по которому ранее поставляли голубое топливо из Узбекистана в Россию. Однако никто не раскрыл особенностей соглашения по реверсу топлива через территорию Казахстана. Orda.kz узнала у эксперта в нефтегазовой отрасли Артура Шахназаряна, что осталось за кулисами договора

История с реверсом российского газа через территорию Казахстана в Узбекистан началась в январе этого года. Тогда инфоповод подали одной строкой: первый зампремьер-министра Роман Скляр в Санкт-Петербурге встретился с главой "Газпрома" и обсудил возможные поставки российского газа в Казахстан. Позже такое же обсуждение было с Узбекистаном и подписание аналогичной дорожной карты.

Проект находился в зачаточной стадии. По уверениям экспертов, к реализации стороны должны были прийти к 2025 году, когда договорятся по каждому пункту: начиная от объёмов поставки до оплаты и выбора валюты.  

Однако не прошло и года, а главы государств Токаев, Путин и Мирзиёев приняли участие в церемонии запуска поставок российского газа. Теперь голубое топливо из России будет поступать в Узбекистан транзитом через Казахстан. По плану его часть достанется и РК.

Фото Акорда

Льготы для Казахстана 

Экспорт российского газа в Узбекистан стартует в третьем квартале 2023 года. Для официального Ташкента это вопрос сохранения политической и социально-экономической стабильности. Прошлая зима обнажила проблемы в газовом вопросе. Из-за отсутствия инвестиций в отрасль и истощения разведанных запасов, Узбекистан превратился из крупного добытчика в покупателя. По словам эксперта в нефтегазовой отрасли Артура Шахназаряна, вопреки первоначальным планам использовать газопровод из Бухары, стороны решили воспользоваться другой магистральной веткой.

«В реверс пошла одна из ниток магистрального газопровода "Интергаз – Центральная Азия", проходящая по трём областям: ЗКО, Атырауской и Мангистауской. Помимо посещения Атырауского НПЗ, министр энергетики Алмасадам Саткалиев приехал в Атырау для проверки готовности этой нитки газопровода. Голубое топливо пойдёт через Казахстан в Туркменистан, а потом в Узбекистан. Пункты соглашения по объёмам поставок газа и расчётам оплаты жёстко засекречены. Но по косвенным признакам могу предположить, что речь идёт о поставке 5,8 млрд кубометров газа в год в Узбекистан»,  рассказал эксперт. 
Артур Шахназарян

Что касается Казахстана, то нам в качестве оплаты за пользование территорией достанется голубое топливо по сниженной цене. Как сообщил Шахназарян, стоимость кубометра газа для северных и восточных регионов страны будет составлять 128 рублей. В первую очередь углеводород отправят в ВКО, Абайскую и Павлодарскую области.

"Цена льготная, но есть один нюанс: российский «Газпром» хочет участвовать не только в газификации региона, но и в продаже казахстанским потребителям. И ещё один нюанс: срок договора. Судя по всему, соглашение заключили на два года. Оно может стать основной для долгосрочных отношений, которые дадут старт строительству газопровода напрямую из России в Астану»,  объяснил Шахназарян.

90% акций протеста в Узбекистане из-за проблем с газом

Планы у лидеров государств интересные – поставка 5,8 млрд кубометров газа в год и это только в Узбекистан. Однако пока нет компрессорной станции (КС).

«Начнут с 1,5 млрд кубометра в год, а если смогут построить КС, то доведут до 5,8. Для нас чем больше, тем лучше. Сейчас стараются быстрее всё реализовать, поэтому цифры будут плавающими. Узбеки отличаются терпеливостью и лояльностью к власти. Если проанализировать, что вызвало в Узбекистане акции протеста, то в 90% случаях на улицы жители выходили именно из-за отключения газа. Их не останавливал страх перед репрессиями. Газ для Ташкента является политическим фактом стабильности внутри страны. Тем более скоро зима, Узбекистану не хватит топлива».

По мнению эксперта, соглашение недоработанное и рассчитано на два года. 

«Изначально собирались делать реверс через газопровод Бухара – Челябинск. Но реальность оказалась другой. Где это видано, не сообщать об объёмах газа? Секретность в этом случае связана с тем, что никто ни за что не отвечает. Всё делается по-быстрому и как получится. Контракт – это не то, что хочет Россия. Это то, что нужно Ташкенту. Стороны пошли навстречу Узбекистану, поэтому соглашение настолько сырое. Оно временное и, можно сказать, экспериментальное с политическим подтекстом. Москве тоже нужно продемонстрировать Западу, что в РФ найдут, куда продавать газ и без Европы. Вот основа всего. Наверное, к 2025 году три страны придут к более масштабному и чёткому договору. А пока имеем то, что имеем: больше политики и геополитики, чем газа».

Туркменский след, или «бросок на юг»

По словам Шахназаряна, Россия параллельно ведёт переговоры с представителями Туркменистана. Свободные запасы газа могут отправить через Афганистан в Пакистан и Иран. 

«Вот здесь появляется геополитический момент. Россияне переправляют часть своего газа вместо европейского рынка на бурно развивающийся южноазиатский. Но нас это почти не касается. У нас иные интересы: получить газ побольше и дешевле для центра и востока страны. А для этого мы используем своё транзитное положение по отношению к Китаю и Узбекистану. А больше у наших властей задач нет», - пояснил эксперт.

Главное в этом деле договориться по объёму газа, условиям прокачки и оплате. Остальные факторы в виде строительства трубопровода, сроков и вложения решатся быстро, считает эксперт. 

«Мы сейчас заключаем дорожную карту по-старому, советскому газопроводу объёмом 8 млрд кубометров. Это очень мало. И все трёхсторонние переговоры пока идут только относительно реверса на трубопроводе «Бухара-Урал». Также Узбекистан отдаст России обязательства по экспортной квоте перед Китаем и Афганистаном».
Что же касается Туркменистана, стоит учитывать наличие трёх магистральных газопроводов
«Параллельно ведутся переговоры о более крупном проекте, я бы его назвал «бросок на юг». Речь идёт об экспортном магистральном трубопроводе «Интергаз – Центральная Азия». По нему туркменский газ когда-то доставляли в Россию в объёме 49 млрд кубометров. Именно здесь и включается геополитика и газовый союз. Если речь пойдёт о реверсе через «Интергаз – Центральная Азия», раскроется весь масштаб замысла. Большая часть туркменского газа отправлялась в Китай, в том числе и по нашему трубопроводу «Бозой – Шымкент». Остатки Туркменистан иногда продавал в Иран и Узбекистан. В прошлом году мы тоже хотели купить у них 1,5 млрд кубометров газа».

По мнению эксперта, с учётом реверса и при наличии соответствующих договорённостей, российский газ наряду с туркменским будут поставлять в Индию, Пакистан, Афганистан и Иран. При таком раскладе узбекский и китайский рынки достанутся России.

«Это довольно масштабная комплексная игра по перенаправлению своего газа из Европы на другой рынок. Не думаю, что это сильно понравится КНР. Потому что таким образом Индия станет главным конкурентом Китая: у кого газ, у того быстрее развивается промышленность и товарное производство. Мы можем выиграть от обоих реверсов, но пока не стоит забегать далеко вперёд. Сейчас речь идёт о небольшой трубе «Бухара – Урал», а замыслы – это только замыслы»,  заключил Шахназарян.

Чья труба?

Пока непонятно, кому будет принадлежать трубопровод и как будут разграничивать его владения. Например, Казахстану принадлежит трубопровод "Бозой – Шымкент", по которому проходит туркменский газ. Построили трубопровод на кредитные средства Китая. 

«России будет всё равно в чьей собственности трубопровод. Лучше, конечно, для РФ, когда им владеет одна страна, но это рабочая схема, когда и несколько стран выступают владельцами. Китайцы решили проблему с помощью кредитов. Они вернут свои деньги. Но что такое собственность на трубу в практическом смысле? Ты со своего кармана платишь за рабочее состояние трубопровода, а ещё штрафы оплачиваешь, если газ не поступил. В принципе, то, что наши молчат, может, и разумно. В Узбекистане к этому вопросу отнеслись острее».

По мнению эксперта, пока этот газовый контракт несёт для Казахстана больше плюсов, чем минусов. Редакция Orda.kz продолжит следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости