«Бил и заливал газировку в нос». Житель Актау подключил связи в полиции, чтобы вернуть бывшую жену

cover Коллаж Orda.kz

Ещё один громкий случай домашнего насилия обсуждается в публичном пространстве Казахстана. От мужа-абьюзера из Актау сбежала женщина с тремя детьми (ещё один ребёнок остался у него). Сначала она переехала в Астану, позже в Алматы. После официального развода бывший муж не оставляет женщину в покое. Чтобы её вернуть, мужчина отправил за ней, как за особо опасной преступницей, полицейский наряд в другой город. Как такое возможно, выясняла журналистка Orda.kz. Она встретилась с героиней истории — Арайлым Алибаевой.

Полицейский наряд из Актау и пытки в алматинском отделении полиции 

Арай обратилась в СМИ с заявлением о пытках в стенах одного из отделений полиции Алматы. Она утверждает, что замначальника следственного отдела и старший оперуполномоченный города Актау Ануар Сулейменов и Касымхан Акораз незаконно удерживали её в одном из помещений ДП Бостандыкского района южной столицы. Якобы её привезли на допрос по уголовному делу, которое инициировал её бывший муж. Он говорит, что когда она была бухгалтером в его ТОО, воровала деньги. На допросе, который в июле прошёл в Астане, женщина, по её словам, предоставила все доказательства своей невиновности.

Адвокат Олжас Карбозин, представляющий интересы Арай, настаивает, что задержание было незаконным. И даже если есть уголовное дело против его клиентки, по закону допрос не может длиться более четырёх часов без перерыва. 

«На тот момент у сотрудников актауских полицейских не было ни одного документа, подтверждающего обоснованность её доставления на допрос. Возможно, задним числом они всё это организуют. Но факт в том, что они 11 часов продержали её в холодном помещении, без связи, запрещали ходить в туалет, не давали даже попить воды, не говоря о том, что она ничего не ела. Мы рассматриваем все эти действия как пытки»,  заявил адвокат. 

Мы обратились за комментариями в ДП Алматы. Пресс-служба алматинской полиции направила нас за всеми разъяснениями в управление полиции города Актау. Пока в Актау готовили официальный ответ, мы по телефону связались с Арай и встретились с ней. 

13 лет несчастливой жизни

Арайлым вышла замуж за Сакена Токсанова совсем юной — в 18 лет. У мужа, который старше её на девять лет, к тому времени за плечами уже был один неудачный брак, в котором родился ребёнок. 
По словам Арай, серьёзные проблемы в браке начались ещё во время её второй беременности — на третий год после свадьбы. Тогда случился крупный конфликт. Систематически бить жену Токсанов начал на шестом году их совместной жизни — после того, как жена впервые узнала о его изменах и заявила о своём уходе. Тогда Арай вернулась к в семью в первую очередь из-за того, что Токсанов угрожал, что заберёт детей и запретит ей общаться с ними. В то время она была юридически абсолютно неграмотна, к тому же видела, как легко её муж «разводил» уголовные дела для правонарушителей. 

По словам женщины, её бывший муж прежде всего известен в городе своими связями в правоохранительных органах. Его отец — бывший сотрудник МВД, ушёл на пенсию в ранге подполковника. Сам Сакен Токсанов несколько лет учился в Алматинской академии МВД. Но успехов в учёбе не достиг: его должны были исключить из числа студентов, поэтому он заблаговременно перевёлся в другой вуз. Тем не менее, как он сам рассказал нашему корреспонденту, в 2013 году он работал в полиции Актау. Правда, всего месяц.

«Я даже звания не получил», отметил Токсанов.

За 13 лет совместной жизни Арайлым получила от мужа-тирана множественные травмы. И это не только ушибы — перелом копчика, неоднократное сотрясение мозга. Многое осталось не диагностированным. После побоев муж и его родственники запрещали ей обращаться к врачам, чтобы «не позорила семью». Лишь в самых тяжёлых случаях вызывали скорую, медикам которой говорили, что «сама упала», «ударилась об трубу» и так далее. 

Арайлым рассказала, что обычно бывший муж бил её кулаком в лицо, после чего она теряла сознание. 
«Он заливал мне в нос газировку, чтобы привести в чувство. От мощного давления я, конечно, приходила в себя, а он приговаривал: а, ты притворялась, что без сознания», — вспоминает она. 

В 2022 году единственный раз семье пришлось положить женщину в больницу после сильного избиения. Токсанов договорился с частной клиникой, которая на тот момент только открылась, поэтому пациентов в больнице было мало; соответственно, и свидетелей тяжёлого состояния Арайлым тоже. По словам женщины, после издевательств, ушибов и отёков она почти неделю не могла открыть глаза и двигаться. МРТ показало тяжёлое сотрясение мозга. Почти два месяца она восстанавливалась в больнице. 

Сейчас Арайлым состоит на учёте у невропатолога. В стрессовых ситуациях у неё начинаются судороги: всё тело трясется, лицо парализует, она не может разговаривать.

Скандалы в семье, по словам Арайлым, как правило, начинались после того, как муж узнавал, что очередная из его любовниц написала в соцсетях его жене. Он требовал, чтобы она показала переписку в телефоне, если же она отказывалась, начинал бить. С изменами мужа женщина смирилась ещё в первые годы брака. Что, по её мнению, очень бесило его:

«Токсанов всегда хотел, чтобы я его ревновала. Но мне уже было всё равно. Сколько девушек писали мне инстаграме: а ты правда его жена? Он ведь представлялся им свободным неженатым мужчиной. Рассказывал всем байку о том, что помогает семье умершего брата, у которого якобы остались жена и четверо детей. При том, что он — вообще единственный сын у своих родителей».

«Успешный» бизнесмен

В Актау Токсанов известен и как успешный бизнесмен. Сейчас на него зарегистрировано ИП «Токсанов», которое занимается обслуживанием и ремонтом автомобилей. Он возглавляет охранное агентство ТОО «Қалқан секьюрити» (учредитель компании — его отец), которое в золотые времена своей деятельности (2017–2021 годы) обслуживало множество объектов акимата и других государственных и квазигосструктур. В копилке ТОО — охрана акимата Актау, Жанаозена, нефтяных месторождений ПУ «Каламкасмунайгаз» и «Жетыбаймунайгаз», объектов СЭЗ «Морпорт Актау», АО «КазТрансГаз Аймак», АО «Мангистаумунайгаз» и так далее.

Сакен Токсанов. Фото из профиля в Facebook
Сакен Токсанов. Фото из профиля в фейсбуке

В это ТОО в качестве бухгалтера он оформил жену, когда она была беременна, чтобы после родов получить хорошие декретные. По словам Арай, она ни дня не проработала в охранной фирме мужа, не подписала ни один документ, ни одну счёт-фактуру. Главный бухгалтер в компании — её свекровь, и всеми финансовыми делами заведовала она. 

Однако сейчас ТОО «Қалқан секьюрити» не приносит своим хозяевам доход. Последние крупные проекты были в 2021 году. Компания значится в списке налоговых должников и недобросовестных поставщиков услуг «Самрук-Казына».

Но самый успешный бизнес-проект, которым гордится Токсанов, — знаменитый в Актау ресторан WOW RestoBar. Однако открыла и раскрутила его Арайлым, а не её муж. В августе 2021 года она запустила ресторан, который очень быстро получил статус одного из самых лучших и престижных заведений города. И уже осенью муж отстранил её от ведения бизнеса — «женщина должна сидеть дома и выполнять домашнюю работу». 

Через время прибыльный бизнес под руководством Токсанова начал превращаться в убыточный, появились долги. Тогда он выпустил из дома жену — восстанавливать прежние обороты в ресторане. Как только дела начали налаживаться, он снова лишил её доступа к работе. Через время история повторялась. И так было несколько раз. 

Арайлым утверждает, что муж распоряжался всеми доходами и заработанными ею деньгами. 
Ресторан до сих пор официально принадлежит ей. Но на деле заведением управляет Токсанов. Некогда успешное коммерческое начинание сейчас, как и охранное агентство, также состоит в списке налоговых и прочих должников. Согласно открытым данным, размещённым в интернете, на ИП, которое Арай открыла для ведения ресторанного бизнеса, висит задолженность почти в 15 млн тенге. 

«Токсанов незаконно лишил меня моего же ресторана — единственного источника дохода, который я сама открыла и управляла. Угрозами и силой он отнял у меня мой же бизнес. Мой законный представитель опечатал все двери моего заведения, но он всё равно заходит свободно в моё здание. Полиция ничего не сделала», утверждает Арай. 

После побега 

29 февраля 2024 года Арай сбежала от мужа. На следующий день она подала иск о расторжении брака и определении местожительства детей. 

4 марта в целях её безопасности мужу вынесли предписание, согласно которому ему запрещалось не только взаимодействовать, но и как-либо связываться с Арай. Нарушение требований защитного предписания по закону влечёт административный арест на 10 суток.

Токсанов не выполнил требований предписания. Он не только донимал сбежавшую жену в мессенджерах и соцсетях, он буквально напал на неё. Выследил её автомобиль, подрезал и вынудил остановиться. Когда женщина отказалась открывать машину, он разбил стекло с её стороны. Ей повезло, что в она была в тот момент не одна, близкая подруга вызвала полицию. 

Но, судя по видеозаписи инцидента, полицейские не собирались защищать Арай от её на тот момент ещё мужа. На видео видно, что у женщины начались судороги, но полицейские, равнодушно наблюдая за её беспомощностью, требовали, чтобы она вышла из машины для составления протокола. 

В итоге Токсанова наказали за разбитое стекло по статье «Мелкое хулиганство», но за нарушение защитного предписания ему ничего не было. Прокурор Мангистауской области, к которому Арай обратилась с жалобой, ответил письменно, что управление полиции города Актау необоснованно отменило защитное предписание, выставленное в отношении Токсанова, и незаконно прекратило дело по этому правонарушению. Кроме того, по уверению прокурора, его ведомство вынесло в адрес ДП Мангистауской области «представление» об устранении нарушений законности. 

Полиция области проигнорировала решение прокуратуры. Токсанов до сих пор не ответил за нарушение предписания. 

«Я перестала доверять управлению полиции города Актау после того, как получила от них ответ, что защитное предписание в отношении моего супруга было прекращено "за отсутствием состава", и они не могут привлечь его за нарушение защитного предписания. Это глупости, поскольку в законе "О бытовом насилии" и в инструкции по вынесению защитного предписания нет термина "отсутствие состава защитного предписания" как такового», сказала Арай. 

21 апреля Токсанов подал в полицию заявление.

«Через свои связи в правоохранительных органах Мангистауской области он возбудил против неё надуманное уголовное дело. Якобы она, работая в его ТОО бухгалтером, воровала у него деньги. Для регистрации уголовного дела по хищениям, согласно указаниям Генпрокуратуры, необходим аудит либо заключение экспертизы. Но они возбудили дело только на одном заявлении мужа», рассказал адвокат Карбозин. 

По его мнению, следствие ведётся с нарушением процессуальных правил и процедур. В начале июня следователь Кошиев выслал Арай постановление о принудительном приводе на допрос. К тому времени женщина уже переехала в Астану и попросила следователя организовать допрос по месту её жительства, так как боялась возвращаться в Актау. 

Управление полиции Актау выпустило отдельное поручение, и в Астане в отделении района Нура её допросил столичный следователь. 

«Я не скрываюсь от правоохранительных органов, в Астане я дала показания и предоставила доказательства своей невиновности, но дело не закрыли. На основании него полицейские из Актау прилетели с моим мужем в Алматы и чуть не увезли меня незаконно в город, где я совсем беззащитна и моей жизни угрожает опасность»,  утверждает Арай Алибаева. 

В мае, уставшая от преследований Токсанова, она вынуждена была обратиться за помощью в фонд «НеМолчи». Через соцсети организации женщина попросила защиту у всех правоохранительных органов страны. После её обращения управление полиции открыло уголовное дело об истязаниях. Но следователь очень быстро закрыл дело. 

«Следствие допросило мужа, который, естественно, не признал вину. Допросили мать мужа, которая подтвердила слова своего сына. И провели допрос его подчинённых, которые сказали, что не слышали, что он её бил. То есть выслушали только заинтересованных лиц и на основании их слов дело прекратили. Хотя она предоставила переписку, стенограмму аудиоразговора с мужем, в которой он во всём признался, фотографии, где она в синяках»,  возмутился адвокат пострадавшей Олжас Карбозин. 

В июне развод был оформлен официально. Суд оставил всех четверых детей с матерью. Но Токсанов подал апелляцию, по решению которой одна из дочерей осталась с ним. 

После допроса в Астане Арай была на связи со следователем. Сама писала ему, есть ли у него ещё вопросы к ней (переписку она показала нашему журналисту). Но следователь молчал. 

И вот 2 сентября в Алматы на детской площадке возле дома, где Арай арендует квартиру, к одной из дочерей подошёл мужчина, представившийся другом её отца. Он попросил девочку поговорить с папой по видеозвонку. Но она отказалась, убежала домой и рассказала о случившемся матери. Женщина закрылась с детьми в квартире и не выходила. 

«Арайлым поняла, что её бывший муж прилетел за ней в Алматы. Она закрылась в квартире и никуда не выходила. Полицейские из Актау через щиток выключили в квартире свет, представились сотрудниками КСК и потребовали открыть дверь. Второго сентября она двери не открыла, и они ушли. 3 сентября эти же работники полиции пошли в КСК, представились там сотрудниками правоохранительных органов и получили контакты хозяина квартиры. Сказали хозяину, что у него в квартире прячется особо опасная преступница, совершившая огромные хищения. Они заставили хозяина квартиры открыть входную дверь. Когда они зашли в квартиру, представились сотрудниками Бостандыкского РОВД, сказали, что у них поручение допросить её. Они сразу забрали у неё сотовый телефон и против её воли вывезли в отделение ДП Бостандыкского района, это произошло около 10:30 утра. В 516 кабинете на пятом этаже без участия адвоката её снова допросили. При этом они открыли допрос, проведённый в Астане, и по новой его перепечатали. После этого они заставили его подписать. После чего её дальше удерживали в этом помещении», рассказал подробности адвокат Олжас Карбозин. 

Во время допроса сотрудники УП Актау связались по телефону со своим начальником, который сказал женщине, что её привезут в Актау. 

«Если понадобится, для этого он пообещал ей купить билеты за свой счёт. После её отказа её продержали там до глубокого вечера — до 20 часов. Всё это время ей угрожали, психологически давили на неё, пока она не согласилась поехать. Они требовали вернуть детей мужу», добавил адвокат.

По его словам, Арай удалось избежать возвращения в Актау, потому что он вовремя успел приехать, когда актауские полицейские выводили её с вещами из дома: 

«Когда я ехал к Арай, по пути позвонил дежурному прокурору с жалобой, что сотрудники Бостандыкского РОВД незаконно с 10 утра удерживают девушку. Прокурор позвонил в Бостандыкский район, где ему сказали, что данных о том, что такую женщину доставляли в отделение, нет. И сотрудники, фамилии которых я назвал, не числятся в Бостандыкском РОВД. В 21:20 я сам приехал в ЖК. Ранее я не был знаком с Арай. Вижу, идёт навстречу девушка, трясётся, рыдает, а за ней идут два крупных мужчины. Я её остановил и выяснил, что это моя клиентка. Я сказал, что вызвал службу 112, которую нужно дождаться, отправил её в квартиру».

Адвокат сообщил сотрудникам УП Актау, что вызвал экипаж патрульной полиции «Буран»

«Я спросил, почему они представлялись работниками Бостандыкского РОВД, на что они ответили, что сразу представились актаускими. Я сказал о намерении писать заявление о незаконном задержании, чтобы они дождались приезда патруля. Но они сбежали», отметил Карбозин. 

Что говорит полиция Актау

В управлении полиции города Актау нам сообщили, что в отношении Арай Алибаевой начато досудебное расследование «по факту хищения вверенного чужого имущества». Пресс-служба ведомства уверяет, что Арай «неоднократно игнорировала уведомления о явке, все SMS-повестки и оповещения следователя». Поэтому сотрудники полиции УП Актау были откомандированы в город Алматы.

«После допроса с участием адвоката подозреваемая была отпущена. В настоящее время по делу проводятся все необходимые следственные действия»,  отметили в пресс-службе УП Актау. 

Что говорит Сакен Токсанов

До Сакена Токсанова смог дозвониться наш собкор из Актау. Мужчина рассказал, что был примерным мужем и отцом. По его словам, он основал для «любимой жены» ресторанный бизнес. 

«Бизнес дал, дом купил, она в шоколаде жила»,  так, по его словам, описывали их семейную жизнь друзья.

Когда 29 февраля супруга от него сбежала, он через своих знакомых нанял дрон, чтобы найти машину жены в городе.

«Её машину обнаружили в одном из микрорайонов. Мне отправили фото. Я написал ей на WhatsApp: ну, главное, ты жива, здорова, я просто переживал. Я ей так написал. Фото машины и всё. И она с этим скрин сделала, и мне защитное предписание поставили. Хотя это противозаконно было. В моих действиях никакого нарушения не было, угрозы не было», заявил он.

Мужчина утверждает, что жена его оклеветала, и он подал против неё иск о защите чести и достоинства. 

«То, что она сейчас в качестве подозреваемой находится по уголовному делу, — в компании моего отца, где я работал директором, а она была бухгалтером, она оформила кредит на 112 миллионов тенге. И эти деньги она перечислила своей подруге»,  сказал бывший муж Арай.

Ну и напоследок он обвинил бывшую жену в изменах. 

«Вот у неё спросите, сколько раз она изменяла мне. Сколько мужчин я поймал с ней. Спросите у неё»,  настаивал мужчина.

Журналист задал вопрос, почему же тогда он не развёлся с такой женщиной, на что Токсанов ответил, что он умеет прощать:

«Она просила, умоляла. И в конце я попросил её, чтобы она подала на развод. Это я попросил. Я ради детей... Я всегда говорил, что я буду лучшим отцом. Я умею прощать, я умею забывать. Но тогда просто вопрос коснулся хищения денег: она со своими подругами бизнес обобрала, тогда я пригрозился привлечь к ответственности тех, кто замешан»,  сказал Токсанов.

На обвинения экс-супруги в том, что у него связи в правоохранительных органах, Токсанов возразил:

«Если бы у меня были знакомые в правоохранительных органах, они бы не завели уголовное дело, поверьте. Сейчас Алибаеву ищут, не могут найти. Если бы я хотел... Если бы у меня были связи, я бы давно её закрыл, поверьте».
Для детей, которые сейчас находятся рядом с Арай, учебный год не начался 1 сентября. А всё потому, что школа в Актау отказывается отдавать документы. Оказывается, их отец пришёл в школу и забрал учебники. Пока он их не вернёт, школа не выдаст документы убытия. Соответственно, дети не смогут перевестись в алматинскую школу. 

Пока материал готовился к выпуску, Арай Алибаева записала видеообращение к президенту с просьбой защитить её от неправомерных действий бывшего мужа и правоохранительных органов Мангистауской области.

Читайте также:

Лента новостей

все новости