Берлинале без казахстанского кино в конкурсе: почему?

cover Пресс-конференция Мартина Скорсезе, получившего почётного «Золотого медведя» за вклад в кинематограф. Фото Гульнары Абикеевой

Завершился 74-й Берлинский кинофестиваль, он получился несколько напряжённым из-за того, что стал последним для программного директора Карло Чатриана, а также из-за общего кризиса и финансовых проблем, вследствие чего количество показанных картин сократилось с 280 в прошлом году до 200 в нынешнем. К сожалению, это повлияло и на то, что ни одной казахстанской картины в Берлине не было. Но это не помешало нашим кинематографистам принять участие в кинорынке и образовательных программах.

Президент Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнара Абикеева, работавшая на фестивале, делится с читателями Orda.kz своими впечатлениями от Берлинале.

В основном, в Берлин приехали молодые девушки. Бану Рамазанова и Диана Жилкенова участвовали по линии Alternativa в продюсерской образовательной программе Tool Box, и, думаю, теперь они лучше кого-либо в Казахстане знают, как правильно продвигать документальные фильмы. Оператор Айгуль Нурбулатова и режиссёр Асель Аушакимова стали участниками Berlinale Talent – фестивальной киношколы. К слову, Асель выиграла конкурс на рынке копродукции с проектом своего нового фильма и получила поощрительную премию в секции VFF Talent Highlight Award в размере 1000 евро.

Асель Аушакимова, Диана Жилкенова, Бану Рамазанова представляли Казахстан в Берлине. Фото Гульнары Абикеевой.

Продюсеры Алия Увальжанова, Еркежан Максут и Юля Ким продвигали на кинорынке свои проекты. Как и молодые режиссёры Ольга Коротко и Алина Мустафина. Разве не удивительно, что большинство участниц фестиваля – женщины?!

Расширился и круг журналистов, освещавших Берлинале от Казахстана: Ораз Керейбаев и Рамазан-Малик Елеусиз снимали видеодневники фестиваля и писали рецензии на фильмы. 

О чём можно сожалеть, так это о том, что ни одной казахстанской картины не было ни в одной из программ.

Хотя, напомню, что ещё в 2022 году на этом престижном фестивале были представлены три отечественных фильма: «Акын» Дарежана Омирбаева в «Форуме», «Бақыт» Аскара Узабаева в «Панораме» и получившая гран-при в программе Generation «Схема» Фархата Шарипова.

Но главное – на кинорынке Берлинале не было даже казахстанского стенда.

Для чего в своё время создавался ГЦПНК – Государственный центр поддержки национального кино? Прежде всего, чтобы объединить частные и государственные студии страны и продвигать казахстанскую кинопродукцию на рынки и кинофестивали. Вместо этого центр занимается распределением денег и практически ничего не делает для продвижения нашего кино. Это досадно.

Поэтому рассказ о Берлинале – о чужих картинах. А могло быть совсем иначе.

Конкурсная программа фестиваля состояла из 20 фильмов, из которых три были документальными, и одна из них получила «Золотого медведя» – «Дагомея» (Dahomey) Мати Диоп. Фильм рассказывает о 26-ти древних африканских скульптурах, возвращённых из Франции в Бенин.

Честно говоря, меня удивило, что этой довольно ординарной, почти телевизионной картине дали такой высокий приз. Впрочем, ещё одному доку дали приз «За лучшую режиссуру» – «Пепе» (Pepe) Нельсона Карлоса Де Лос Сантоса Ариаса – о бегемоте, принадлежавшем колумбийскому наркобарону Пабло Эскобару.

Кадр из фильма «Архитектон»

Мне же больше всего понравилась документальная лента «Архитектон» (Architecton) Виктора Косаковского. Падающие камни – разрушенные дома, создание арт-объекта – монолог архитектора, строительство – разрушения и размышления автора о судьбах человеческой цивилизации. Несмотря на то, что фильм создан немецкой студией, Косаковскому, видимо, не простили русского происхождения. Санкции. Поэтому ни российских картин, и практически не было журналистов из России.

Практически каждая конкурсная картина в этом году была интересной. Вообще, и Канны, и Берлин разрушают стереотипы о фестивальном кино – что оно должно быть исключительно артхаусным, медленным, философским, занудным. Несколько фильмов были просто жанровыми, как, например, австро-немецкий хоррор «Дьявольская баня» (The Devil’s Bath) Вероники Франц и Северин Фиалы. XVIII век, церковь считает большим грехом суцицид, поэтому женщины совершают убийства, чтобы потом быть обезглавленными за совершенное преступление. И это не одна-две женщины, а целая тенденция. Фильм основан на недавно проведённых исследованиях. Жуткая картина, но запоминающаяся. И недаром оператор Мартин Гшлахт удостоился награды «За выдающееся художественное решение».

Это тот же приз, что в 2013 году получил наш оператор Азиз Жамбакиев за фильм «Уроки гармонии». Кстати, Азиз и сейчас участвовал в конкурсе Берлинале, но уже в составе непальской группы фильма «Шамбала» (Shambhala) режиссёра Мина Бахадура Бама. Это потрясающей красоты картина, рассказывающая о женщине, которая, формально выйдя замуж сразу за трёх братьев (один – буддийский монах, второй – подросток) отправляется на поиски своего первого мужа. Фильм о силе её характера и обо всех тех сложностях, которые встречаются на пути. К сожалению, «Шамбала» не была удостоена призов, но сам факт первого попадания непальской картины в конкурс Берлинале – большая победа.

Оператор Азиз Жамбакиев на пресс-конференции съёмочной группы фильма «Шамбала» в Берлине

К жанру фэнтези можно отнести итальянскую ленту «Другой конец» (Another End) Пьеро Мессины. Новые технологии позволяют переместить мозг умершего человека в другого человека. Делается это, чтобы близкие умершего могли ещё какое-то время пообщаться и проститься с ним. Эту же тему поднимал греческий режиссёр Йоргос Лантимос ещё в 2011 году в картине «Альпы» и сейчас в «Бедных-несчастных». Картина же Мессины с Гаэлем Гарсией Берналем в главной роли получилась сентиментально-эмоциональной, и поэтому, думается, будет успешна в прокате.

Огромное удовольствие доставил смешной, ироничный, абсурдистский фильм «Империя» (L’ Empire) Брюно Дюмона. Я шла с ожиданиями, как от режиссёра авторского кино («Фландрия», «Человечность», «Камилла Клодель. 1915»), а увидела «Звёздные войны» по-французски, точнее, пародию на них. Фильм о поколении миллениалов, которые живут по канонам «Звёздных войн», мыслят этими категориями, достают световые мечи, и больше соотносят себя со звёздной империей, чем с реальным миром. Смешно, что силы добра и зла здесь делятся по культурным символам: одни передвигаются на американских летательных аппаратах, другие – на кораблях в форме церкви Сент-Шапель в Париже. Картина понравилась не только мне, она отмечена одной из главных наград – «Серебряным медведем» жюри.

Пресс-конференция съёмочной группы фильма «Империя». В центре – режиссёр Брюно Дюмон, справа и слева от него – актрисы Анамария Вартоломеи и Лина Кудри. Фото Гульнары Абикеевой.

И последний фильм, о котором я хотела бы рассказать, – «Маленькие вещи вроде этих» (Small Things Like These) Тима Милантса. Я думала, что Киллиан Мёрфи, сыгравший здесь главную роль, получит соответствующий приз, но его удостоился Себастьян Стэн за роль в американском фильме «Другой человек» (A Different Man) Аарона Шимберга.

Мёрфи играет доставщика угля, привозящего его каждый день в маленький монастырь. Там он обнаруживают страшную тайну: в «приют для падших женщин» отправляют беременных, родившихся детей отдают приёмным родителям, а женщины навсегда остаются в монастыре, принимая монашество. Время действия – 1980-е годы. Очень жёсткая и яркая картина. Неслучайно она была показана на церемонии открытия Берлинале, а Эмили Уотсон (помните её по «Рассекая волны» Ларса фон Триера?), Она сыгравшая настоятельницу этого ужасного монастыря, заслуженно получила приз за «Лучшую роль второго плана».

Лента новостей

все новости