Культура автостопа в Казахстане: как путешествовать по стране бесплатно
В путешествиях в качестве способа передвижения многие казахстанцы выбирают самолёты, поезда и авто. И пусть это комфортно, но всё это лишено той романтики, за которой казахстанские автостопщики выходят на автобаны. Вместо того, чтобы просто покупать билеты на самолёт или автобус, они используют возможность взять в руки судьбу и полностью ощутить дух приключений на дороге к запланированной точке, причём совершенно бесплатно
Автостоп – это способ передвижения, при котором путешественник становится пассажиром в чужом автомобиле без предварительной договоренности с водителем или оплаты. Вместо использования общественного транспорта или собственного автомобиля, автостопщик останавливает проезжающие машины на дороге с расчётом на то, что водитель согласится взять его на борт и подвезти до нужного места. Это позволяет путешественникам экономить деньги на транспорте, а также создаёт возможность для новых знакомств, интересных историй и уникальных приключений на дороге.
Корреспондент Orda.kz связался с казахстанскими автостопщиками, чтобы выяснить, насколько развита в Казахстане культура автостопа, а также узнать все его преимущества и недостатки.
Дамир Каримов
Дамир Каримов – психолог, коуч по здоровому образу жизни, экоактивист, а также заядлый автостопщик. В своё время благодаря автостопу он смог объездить 5 стран, включая родной Казахстан. Он рассказал о своём опыте и о том, как он пришёл к этому увлекательному виду путешествий.
Так, по словам Дамира Каримова, автостопом в первую очередь нужно передвигаться для удовольствия, из чувства азарта и жажды приключений.
"Начинал я путешествовать, собственно, как и многие люди, будучи подростком. И этот вид путешествия я избрал потому, что у меня банально не было денег, чтобы куда-то ездить. Начинал с маленького, например, из Караганды ездил в Алматы. Больше всего меня привлекал автостоп тем, что это бесплатно. Что кто-то платит за это, а можно доехать бесплатно. Таким образом я ездил автостопом несколько лет. Но потом, когда стал старше, стал зарабатывать, я понял одну очень важную вещь – на этом долго не сможешь выезжать. Почему? Потому что, если ты не кайфуешь именно от процесса автостопа, от того, что ты договариваешься, стоишь на трассе, от вот этого легкого эффекта неопределённости, неожиданности и так далее, ты очень сильно будешь уставать. И в целом, лучше тогда пойти поработать, условно говоря, заработать 10 тысяч себе на билет на поезд, чем ехать бесплатно, но страдать от этого".
"Я уже довольно редко езжу автостопом, потому что стал зарабатывать и могу себе позволить купить билеты, куда мне нужно. Но сейчас я езжу автостопом, если я реально чувствую потребность в таких впечатлениях, а такого рода драйве, мне именно сам процесс уже нравится. Но в целом, ещё раз подчеркну, что начинают все в основном путешествовать автостопом из-за того, что это бесплатно, прикольно, необычно, и это нормально. Ну, наверное, из этого когда-то надо вырасти и просто начать уже путешествовать автостопом именно для удовольствия".
Мужчина поделился интересной историей о том, как автостопом пытался добраться до Каркаралинска, а в итоге попал в Баянаул.
"Однажды мы с другом решили поехать в Каркаралинск. Вышли на трассу, а трасса на Каркаралинск по дороге раздваивается, а потом перетекает в очень много других дорог, которые в другие места уходят. И вот остановилась машина, мы попросили, чтобы нас подвезли в Каркаралинск. А водители говорят: "Мы бы рады вас подвезти, но мы едем в Баянаул. Если хотите, езжайте с нами в Баянаул". Мы с другом переглянулись и решили поехать туда".
Как рассказывает Дамир, в автостопе всегда присутствует лёгкий дух неопределённости и спонтанности. По его мнению, нужно всегда быть к этому готовым и открытым.
"Очень часто можно получить даже больше, чем ты планировал, если действительно оставаться к этому открытым. Зачастую тебя подбирают местные жители, ты с ними разговариваешь, они задают тебе вопросы. В целом, когда садишься в машину, часто оказывается, что ты не только получаешь бесплатную поездку, но и бесплатную еду, а иногда даже и бесплатное место для ночлега".
Так автостопщик рассказывает, как однажды в Таджикистане понимающие водители отвезли его с супругой в место, где попутчиков накормили, дали им ночлег:
"В Таджикистане у нас было такое: мы ехали автостопом, и водители, которые нас подвозили, спросили, где мы собираемся провести ночь. Мы сказали, что собираемся поставить палатку в центре Худжанда, в парке. Они сказали, мол, зачем вам такие неудобства? Мы отвезём вас в интересное место. Они привезли нас в храм, так ещё и это оказался христианский храм в Таджикистане, что было для нас фантастикой. В храме у них был какой-то праздник, осталась куча еды, и у них было огромное пространство для приёма пищи, чем-то даже похожее на ресторан. Мы с женой пообедали в этом «ресторане», который находился в христианском храме, и нам всё досталось бесплатно. Более того, так совпало, что это был день рождения моей жены".
По словам Дамира, водители зачастую могут поделиться со своими попутчиками рассказами об интересных местах, о том, куда стоит поехать, а куда нет, где опасно, сколько денег потребуется, а также поделиться лайфхаками и советами, которые никогда не узнать от туристических фирм или от гидов. Таким образом, путешествие автостопом предоставляет возможность находиться в контакте с местными жителями, которые могут поделиться максимально полной и интересной информацией о месте, куда направляется автостопщик.
Также Дамир рассказал о том, как однажды с женой объездил автостопом через Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В итоге супруги проехали 6 тысяч километров, посетили 15 городов. Причём, на это ушло 4 недели, и потратили они в общей сложности всего 36 тысяч тенге.
Вадим Кан
Вадим – молодой талдыкорганец, который в своё время точно также, как и Дамир, пристрастился к автостопу, как к бесплатному способу путешествовать. Он рассказал корреспонденту Orda.kz свою историю знакомства с этим явлением.
"Благодаря автостопу я побывал на Байкале, увидел такие города, как Астана, Павлодар, Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и ещё множество маленьких поселков и аулов. Автостоп для меня – это возможность путешествовать без денег. Часто люди застревают в одном городе и боятся двигаться. Автостоп показал мне, что при желании можно добраться в любую точку мира, и такие отговорки, как "нет денег" или "не подходящее время" уже не работают. Автостоп стёр мои границы в этом. Сейчас я уверен, что если мне сильно захочется будет переместиться на 3 тысячи километров, я могу это сделать прямо сейчас".
Вадим также считает, что благодаря автостопу можно научиться контактировать с другими людьми и проникнуться атмосферой поездки в полной мере.
"В чём большое отличие автостопа и поездки, например, на своей машине? На своём автомобиле тебе по минимуму приходится контактировать с миром, ты не проникаешься атмосферой, людьми, природой. А когда ты автостопишь, от коммуникации зависит твоя жизнь и скорость твоего передвижения".
Курьёзные ситуации
Также автостопщики поделились с корреспондентом Orda.kz различными курьёзными историями. Так, например, Дамир Каримов рассказал с какими трудностями ему удавалось столкнуться во время путешествий.
"В большинстве случаев всё зависит от того, как вы себя ведёте и как ясно объясняете свои намерения, правила и условия автостопа. У нас был только один случай, связанный с полицией, в Кыргызстане. Полицейские остановили нас, вероятно, из-за подозрений в отношении путешествующих туристов с рюкзаками. Мы предоставили им документы, подтверждающие легальность нашего пересечения границы, и они решили подвезти нас в том же направлении. Они останавливались и помогали нам найти следующую машину. Однако, когда мы вышли из машины, хозяева авто потребовали деньги, хотя мы не договаривались об этом. В итоге мы объяснили, что путешествуем бюджетно, и они отпустили нас".
А автостопщик Вадим Кан рассказал свою историю с неожиданным и ироничным концом. Так в России ему довелось не на шутку испугаться во время поездок автостопом.
"Однажды летом, где-то в 100 км от Томска, я долго не мог поймать машину. Регион попался не дружелюбный для автостопщиков. Спустя 5-6 часов хождения по Сибири остановился старенький микроавтобус, за рулём был не особо разговорчивый суровый мужчина в камуфляжной форме. Он сказал, что подкинет до ближайшего посёлка. Я сел на заднем сидении. В машине у него было много хлама: различные банки от краски, молотки и куча всякого металлолома. Атмосфера в машине была недружелюбная. Вскоре он проехал сквозь посёлок и начал сворачивать с дороги, сказал, что нужно заехать кое-куда. В этот момент адреналин во мне начал повышаться. Он остановился у одинокого здания на краю посёлка и зашёл внутрь. Сейчас, конечно, смешно об этом рассказывать, но тогда это были самые долгие 15 минут в моей жизни. Затем он вышел с коробкой и направился в мою сторону. Я не на шутку испугался и уже держал в руке молоток, найденный в машине. Он открыл дверь с моей стороны, а затем открыл ту коробку... Оказалось, там были пирожные. Выяснилось, что у него есть семейный кондитерский бизнес, и заброшенным зданием был цех. Затем он довёз меня до главной трассы, угостил пирожным и пожелал удачи".
Как рассказывает Вадим, эта ситуация показала ему, что люди часто накручивают себя и сами придумывают себе страхи.
"Мы даже не рискуем попробовать, боимся. А в итоге оказывается, что то чего мы боимся – безобидное пирожное".
Культура автостопа
Говоря о культуре автостопа, путешественники рассказывают, что в Казахстане достаточно благоприятная среда для того, чтобы опробовать такой вид путешествий. Дамир Каримов считает, что в Казахстане культура автостопа находится на среднем уровне по сравнению с другими странами.
"В соседних странах, таких как Кыргызстан и Таджикистан, автостоп популярнее. Думаю, это связано с тем, что в этих странах люди более мягкие, открытые, добрые и гостеприимные, в особенности из-за климатических условий. В южных регионах Казахстана, таких как Шымкент и Алматы, автостоп более распространён и легче, в то время как на севере, где климат более суровый, люди могут быть более сдержанными, что затрудняет путешествие автостопом".
Вадиму Кану как-то даже удалось добраться до озера Байкал из Томска (дорога туда и обратно составляет около 3 тысяч километров). Он пояснил, в чём разница между автостопом в Казахстане и России.
"В отличие от России, в Казахстане очень развит бытовой автостоп, тут мы его все называем просто "попутка". Я уверен, каждый хоть раз так ездил. В Казахстане не придётся ловить машину 5 часов, чаще всего останавливается первая или вторая машина. А вот в России на 100 автомобилей обычно останавливаются 1-2 машины, и то не факт, что заберут тебя. Другой вопрос, что в Казахстане не каждый согласиться бесплатно подвозить тебя. Автостоп на большие расстояния сложен в любой стране, но мне кажется, в Казахстане это делать легче".
Правила автостопа
Дамир Каримов рассказал о том, что существует целый этикет и даже книга по правилам автостопа. Лучшим автором он называет Антона Кротова. В своё время он объездил автостопом более сотни стран. Опираясь на эту литературу, Дамир рассказал, каких правил стоит придерживаться, чтобы путешествие автостопом принесло только удовлетворение и хорошие воспоминания.
"1. Внешний вид. Твой внешний вид должен говорить, что ты путешественник. Особенно это важно для девушек, чтобы водители понимали, почему она стоит на дороге, она –путешественник, а не кто-то другой... Так что, например, кроссовки, джинсы, куртка, кепка, бандана, очки, рюкзак, гитара.
2. Опрятность. Ты должен быть чистым, чтобы водителю было приятно взять тебя в машину и, чтобы не вызывать к себе отвращение. Стоит понимать, что автостопщик – это не бомж или бродяга. Даже в длительных путешествиях нужно находить возможность мыться, стирать одежду. Ты должен выглядеть аккуратно и приятно, чтобы водителю было приятно брать тебя с собой.
3. Условия. Когда ты останавливаешь машину, ты сразу говоришь о своих намерениях. Ты объясняешь водителю, что путешествуешь автостопом, едешь в определённое место, и просишь подвезти туда. Когда ты уже в машине, очень важно поддерживать разговор с водителем. Часто водители берут попутчиков, потому что им скучно ехать одним, они боятся уснуть за рулём или просто хотят послушать интересные истории. Поэтому, фактически, ты путешествуешь не бесплатно – ты платишь своим общением, своими историями и так далее. Поэтому это очень важно. При этом нужно чувствовать ситуацию, иногда водитель, наоборот, не хочет разговаривать, и не нужно навязываться".
"4. Позиция. Есть удачные и неудачные места для остановки. Например, неудачные места – стоять на автобане, где машины движутся со скоростью 150 км/час. Они просто проносятся мимо, не успев заметить тебя и подумать о тебе. Неудачная позиция – под знаком "остановка запрещена". Или место, где тебя не видно издалека. Чем раньше водитель увидит тебя, тем больше у него будет времени подумать и принять решение – взять тебя или нет. Поэтому важно, чтобы тебя было видно издалека, чтобы было удобное место для парковки, где водитель сможет безопасно остановиться. Хорошо находить места, где водители снижают скорость, например, повороты, железнодорожные переезды, плохая дорога. Там водители будут иметь больше времени подумать.
5. Настрой. Он очень важен настрой. Нужно настроиться на то, что всё будет хорошо, что мир добрый и ты встретишь щедрых, отзывчивых, гостеприимных и открытых людей. Важно настроиться на позитив и на то, что тебе будет приятно. Ты путешествуешь не только ради экономии денег, а просто потому, что тебе интересно так путешествовать".
Ранее Orda.kz писала о том, что в Минкультуры сообщили о рекордном количестве внутренних туристов. Показатели стали выше на 1,7 млн человек по сравнению с 2021 годом. Общее число внутренних туристов в Казахстане достигло отметки в 8,6 млн человек по итогам 2022 года. Важно и то, что в стране на несколько сотен увеличилось количество объектов для отдыха. Так, в 2022 году появились 284 новых места размещения. Их общее число по стране достигло четырёх тысяч, а единовременная вместимость увеличилась на 10 тысяч единиц и составила более 203 тысяч койко-мест.
Лента новостей
- Тело женщины обнаружили в Алматы
- 11 членов ОПГ осуждены за сбыт наркотиков через Telegram
- Возврат активов: почему зарубежные дома и яхты олигархов не продают в Казахстане
- Двое жителей Астаны получили срок за обмен криптовалюты на семь миллиардов тенге
- Почему власти скрывают, у кого забрали активы, рассказали в генпрокуратуре
- «Родители приходят в школы как оккупанты с телефонами»: министр просвещения заступился за учителей
- Казахстану не позволят повысить нефтяные квоты до апреля 2025 года
- Житель Актау бросил петарду в полицейский пункт
- Казахстан усиливает авиацию: в Алматы приземлился Airbus A-400M
- Мужчина устроил самоподжог перед зданием акимата Мангистауской области
- Экс-чиновник из Костанайской области заплатит более 30 млн тенге штраф за получение взятки
- «Мне бояться нечего» — Ашимбаев заявил, что не намерен идти по стопам Аккенженова
- С начала года КНБ предотвратил четыре теракта в Казахстане
- Землетрясение произошло недалеко от Усть-Каменогорска
- Почему каждый пятый казахстанец хочет переехать за рубеж
- Насиловали и снимали на видео: подростки надругались над девочкой в Жамбылской области
- Что происходит с сервисом велопроката в Алматы и почему его никак не могут запустить?
- Один из крупнейших производителей золота построит завод в Казахстане за 978 млн долларов
- МИД меняет список стран, где казахстанцы могут получить ИИН
- "К сожалению, такие вопиющие факты случаются": Карашукеев о многолетнем насилии девочки родственниками