Апорт нашего детства: когда растительный символ Алматы станет элитным продуктом

cover Фото: Orda.kz

В ноябре прошлого года для яблок сорта "Алматинский апорт" зарегистрировали географический указатель. Это означало, что продавать под таким названием можно яблоки, выращенные с соблюдением конкретных требований. Как повлияло присвоение апорту географического указателя на его популярность и как сейчас себя чувствует казахстанское яблоко № 1, выяснила Orda.kz.

Эталонный сад 

Для этого наш журналист отправился на День сада, организованный Национальной академией наук при президенте РК. Проходил он в яблоневому саду близ села Алмалык Талгарского района. И именно в этом саду есть пять гектаров не просто алматинского апорта, а, как говорят учёные, практически эталонного.

«Этот сад заложили в 2015 году, в 2022-м он дал первый урожай. В 2023 году были заморозки, поэтому урожая не было. В этом году урожай составил примерно 60 %, но в следующем мы уже надеемся на 100 %. Средний вес яблок в этом саду — 400 граммов», — рассказал руководитель филиала КазНИИ плодоовощеводства «Талгар» Саги Солдамбеков.
Фото: Orda.kz

Как говорят учёные КазНИИ плодоовощеводства, здешний апорт соответствует двум главным правилам для этого сорта: он растёт на высоте между 800 и 1200 метрами над уровнем моря и привит на яблоню Сиверса. Эти же требования предъявляются яблокам, соответствующим географическому указателю. Но, как говорят учёные, в случае с садом НИИ это были не просто яблони Сиверса, а максимально подходящие для апорта.

«У яблонь Сиверса более 1000 форм. Из этой тысячи мы отобрали 30 и пропустили их через ДНК-анализ, и оказалось, что 11 идеально подходят для апорта», — рассказал Саги Солдамбеков.
Саги Солдамбеков. Фото: Orda.kz

К этим идеальным саженцам привили яблони апорта, которые 100 % не содержали никаких вирусов, и именно такие саженцы всадили в 2015 году.

«Наши учёные генетическим путём смогли отобрать формы, устойчивые к грибковым, вирусным и бактериальным болезням. В том числе, что немаловажно, отобрана форма, устойчивая к бактериальному ожогу, это очень опасная подкарантинная болезнь», — рассказал президент НАН при президенте РК Ахылбек Куришбаев.

По словам председателя правления КазНИИ плодоовощеводства Темиржана Айтбаева, к ним уже сейчас активно обращаются фермеры, занимающиеся выращиванием апорта и желающие приобрести черенки. Правда, как констатирует Айтбаев, спрос сильно превышает предложение. И тех 2000 саженцев, что есть в распоряжении НИИ, для всех желающих пока не хватит.

Апортовый энтузиазм

Но были на Дне сада и те, кто говорит: сад близ Алмалыка — не единственное место, где есть настоящий алматинский апорт. Это представители Ассоциации производителей алматинского апорта. Это та самая организация, с чьей подачи в прошлом году и был зарегистрирован географический указатель.

Они же настаивают на том, что говорить о возрождении алматинского апорта неправильно. Вернее, говорить о сохранении сорта, потому что, в том числе их усилиями, апорт не ушёл в небытие, а всё-таки сохранился в садах.

Фото: Orda.kz

О себе представители ассоциации говорят, что они не фермеры, а скорее энтузиасты, потому что пока разведение апортовых садов не стало их основным делом. Они подчёркивают: настоящих апортовых садов. Речь в этом случае и о вышеупомянутой яблоне Сиверса, без привития на которую правильным апорт не будет. Но, кроме неё, у апорта с точки зрения коммерции есть ещё несколько минусов. Точнее, с точки зрения получения быстрых денег.

«Сравните: современные технологии позволяют высадить на одном гектаре до 2000 яблонь. Но это другие сорта, а апорт — лишь 208. Первые плоды он даёт только через семь лет, а полноценный урожай — вообще через 10. Другие сорта — уже через три-четыре года. Правда, потом апорт плодоносит 100 лет. Ещё мы стараемся применять как можно меньше ядохимикатов, чтобы технология была максимально традиционной», — говорит представитель ассоциации Равиль Ващенко.

Такие жёсткие требования в своё время и стали одной из причин того, что площади апортовых садов сократились в 20 раз — в 1970-е они занимали в Казахстане больше 100 тысяч гектаров, сейчас — 2458 гектаров. Многие садоводы предпочли вместо сложного в выращивании апорта заниматься другими, более коммерческими сортами. Ну и, конечно, ещё одна причина — это массовые вырубки под застройку.

Яблочная элита

Но тогда получается, этой площади хватает, чтобы обеспечить апортом все алматинские базары? Ведь едва ли не на каждом прилавке, где продают яблоки, есть большие красные плоды, подписанные «апорт». Как говорят и учёные, и садоводы, на самом деле нет. Во-первых, апорт бывает ещё и кыргызский, и за алматинский могут выдавать его. Во-вторых, за апорт действительно могут выдать просто большие красные яблоки других сортов. А, в-третьих, производитель может искренне думать, что он выращивает «тот самый апорт» и так же искренне заблуждаться.

«Есть бесконтрольное размножение саженцев. То есть садоводы прививают апорт не на яблоню Сиверса. Можно сказать, фермерам не хватает научного подхода», — говорит Саги Солдамбеков.

Собственно, географический указатель для алматинского апорта и был нужен для того чтобы за него не выдавали абы что. Но есть ли за прошедшие месяцы результат?

«С того момента, как мы добились присвоения апорту географического указателя, прошло меньше года. Это слишком мало, чтобы мы могли увидеть какие-то результаты. Как показывают другие примеры, должна пройти в лучшем случае пара лет, а скорее даже пять, 10 и больше, чтобы был заметен "выхлоп"», — говорит член Ассоциации представителей алматинского апорта Роман Сафаров.
Роман Сафаров и Равиль Ващенко. Фото: Orda.kz

 «Выхлопом» же, как предполагается, должно стать отношение к апорту как к элитному товару, ради которого и туристы в Алматы приехали бы, и который как ценный подарок можно было за рубеж отправить. В этом случае не будет вопросов и по поводу высокой цены на эти яблоки. Сейчас на базарах они стоят примерно от 800 до 1000 тенге за килограмм, что в три раза выше условной лимонки. Но готовы же люди отдавать большие деньги за «тот самый» пармезан из Пармы или за коньяк из провинции Коньяк. Почему бы не быть дорогим элитному алматинскому апорту из Алматы?

Элитарность, по мнению садоводов, должна сказаться и на популярности апорта у садоводов, ну и, значит, на увеличении его площадей.

«Мы стремимся к тому, чтобы этот пока некоммерческий вид продукции был выгодным. И чтобы максимальное количество людей начинали им заниматься. Если говорить о возрождении апорта, то мы — за возрождение масштабов производства. Но с учётом, что сорт не будет изменяться генетически», — говорит Равиль Ващенко.

Правда, для этого, как уже говорилось, нужно будет набраться терпения, ведь потребуется удовлетворить все капризы апорта. Готовы ли к этому современные алматинские садоводы? Пожалуй, можно будет ответить лет через пять.  

Читайте также:

Лента новостей

все новости