Защитный указатель: поможет ли алматинскому апорту статус казахстанского бренда

cover

На этой неделе министр юстиции Азамат Ескараев рассказал, что уже почти месяц назад, 13 октября, алматинский апорт зарегистрировали как казахстанский бренд, присвоив ему географический указатель. Но что это вообще такое — географический указатель для продукта? Orda.kz разобралась в этом вопросе, а заодно узнала, как себя сейчас чувствует алматинский апорт — растительный символ Южной столицы. 

Настоящий алматинский 

Итак, что такое «географический указатель»? Если упростить, то это пометка на товаре, в которой сообщается, что этот продукт можно производить только в конкретном месте и больше нигде. В чем-то это действительно напоминает то, как регистрируют бренды, но разница все-таки есть. 

«Зарегистрированным брендом может пользоваться только один производитель. С географическим указателем немного не так. Использовать его могут разные производители, но только если их продукция соответствует определенным критериям», — объяснила руководитель управления экспертизы товарных знаков, географических указаний и наименований мест происхождения товаров Алтынай Тайшева.

Регистрация географического указателя — явление распространенное, но преимущественно в Европе. Там геоуказатели получают отдельные блюда, сыры, вина, колбасы и т. д. Самый яркий пример — это, пожалуй, шампанские вина. Вином, на котором написано «шампанское», может быть только то, что произведено во французской провинции Шампань из определенных сортов винограда.

То же самое и с алматинским апортом. Теперь продавать под таким названием можно яблоки, которые соответствуют определенным требованиями по вкусу, аромату, сочности. А главное, выращивать их могут только на территории Алматы и Алматинской области на высоте от 700 до 1200 метров над уровнем моря и в резко континентальном климате. 

Алматинский апорт. Фото Марии Горбоконенко
«Наш климат имеет для апорта особое значение. Именно из-за резкого контраста дневных и ночных температур он приобретает особенный вкус и запах», — объясняет ведущий научный сотрудник отдела агротехнологий и питомниководства плодовых ягодных культур НИИ плодоводства и виноградарства Марина Уразаева.

Для того чтобы получить геоуказатель для алматинского апорта, пришлось проделать работу длиной в три года. Ради этого была создана Ассоциация алматинского апорта, которая и подавала заявку на регистрацию. Специалисты НИИ плодоводства и Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности проводили анализы и давали четкое описание, каким должно быть яблоко. Все это было передано в Государственный реестр географических указаний РК, который и присвоил алматинскому апорту геоуказатель. Это был первый случай в истории Казахстана.

Но зачем такие сложности? Причин называют несколько. Одна из них — борьба с контрафактом. 

«Придите на базар, и вам про любое красное яблоко скажут, что это алматинский апорт. Под нашим названием продают апорт, выращенный в Кыргызстане. Поэтому мы надеемся, что географический указатель поможет защитить настоящий алматинский апорт от подделки», — говорит представитель Ассоциации алматинского апорта, управляющий одним из крупнейших апортовых садов Иван Сергеев.

Как объяснила Алтынай Тайшева, теперь название «алматинский апорт» смогут использовать только садоводы, подтвердившие, что они выращивают именно этот сорт.

«Сейчас у нас есть реестр хозяйств, которые подтвердили, что они выращивают именно алматинский апорт, и они могут использовать это именование. Другие садоводы, если они выращивают этот сорт, должны подать нам заявку, предоставить документы, что у них действительно есть сады, что там выращивают яблоки и эти яблоки соответствуют параметрам алматинского апорта. Тогда они смогут получить право на использование наименования», — объяснила Тайшева.

Еще одной пользой от регистрации геоуказателя в Минюсте называют возможность продвижения бренда алматинского апорта на международном уровне. Сейчас идет работа по регистрации геоуказателя для алматинских яблок в других странах. 

Но садоводы, ученые и даже экоактивисты надеются, что от географического указателя будет еще один эффект — сохранение алматинского апорта. 

Редкий, но элитный 

Иван Сергеев называет алматинский апорт исчезающим видом, и здесь он абсолютно прав. Его в Алматы и окрестностях действительно осталось катастрофически мало. Наглядно об этом говорят цифры.

«Если в 1970-м году, во время расцвета садоводства в Казахстане, из 107 тысяч гектаров садов треть принадлежала сорту "алматинский апорт", то сейчас это всего около 2000 гектаров», — рассказывает Марина Уразаева.

Причин сокращения площадей алматинского апорта как минимум две. Первая: он не популярен у садоводов из-за своей прихотливости. Это и те самые требования по высотности — от 700 до 1200 метров над уровнем моря, а еще позднее начало плодоношения — яблони начинают приносить урожай только на седьмой-восьмой год. И прививать апорт можно только на дикую яблоню Сиверса. Алматинский апорт, привитый на любое другое дерево, перестает быть им. Хотя, по словам Марины Уразаевой, многие именно так и делают. 

Алматинский апорт. Фото Василисы Куанышевой

 Из-за всех этих высоких требований садоводам выгоднее переходить на другие сорта. Да, у них нет такого, чтобы одно яблоко весило полкилограмма. Зато их можно сажать где угодно, и урожай они приносят быстрее. 

«Пока для бизнеса алматинский апорт действительно невыгоден. Сейчас те, кто им занимаются, делают это скорее из энтузиазма», — констатирует Марина Уразаева.

Садоводы и ученые надеются, что регистрация геоуказателя для апорта положительно повлияет на его привлекательность у бизнеса. Логика такова: географический указатель повысит узнаваемость сорта, в том числе у иностранцев, которым можно будет преподносить его как элитную продукцию.  

«Есть сорт яблок "золотое", который стоит 300 тенге за килограмм. Понятно, что апорт столько стоить не может. Его цена может быть и по 1500. Но если позиционировать его именно как элитную продукцию, как дорогой подарок, то это может поменять к нему отношение», — считает Марина Уразаева.

Санитарная вырубка

Вторая и, возможно, еще более масштабная причина сокращения площадей под яблонями алматинского апорта — вырубка и застройка. Старожилы Алматы с грустью вспоминают, что огромные территории выше проспекта Аль-Фараби, сейчас занятые под жилые микрорайоны, когда-то были яблоневыми садами. В том числе и апортовыми. 

Но беда в том, что вырубки продолжаются и сейчас, когда сорт называют исчезающим. То, как это происходит, журналистам  Orda.kz наглядно показала экоактивистка движения «Спасем горы» Василиса Куанышева. Мы встретились с ней на Каменском плато, на улице Обсерватория, где буквально пару лет назад вырубили часть апортового сада. Показывая на один из обнесенных забором участков, она рассказала: 

«Сначала сказали, что это будет санитарная обрезка. 31 декабря, когда люди готовились к Новому году, и тут почти никого не было, приехали рабочие, спилили все деревья, поставили забор. А потом на нем появилась надпись "Продается"», — говорит Василиса. 

На месте апортового сада находится и один из ЖК, о сносе которых объявили на этой неделе. Правда, вряд ли на его месте снова зацветут яблони. 

«Даже если ЖК снесут, то сады там уже не получится восстановить. Потому что уничтожен плодородный слой, а он формируется не одно десятилетие», — рассказывает Марина Уразаева. 

По словам Василисы Куанышевой, вырубленный сад когда-то принадлежал НИИ земледелия и растениеводства. Так же, как и тот, что сейчас еще остается целым. Это небольшой клочок земли по соседству с НИИ астрофизики им. Фесенкова. 

«Мы надеемся, что хотя бы этот сад сохранится. Потому нам удалось добиться того, чтобы этой территории придали статус рекреационной зоны», — говорит экоактивистка. 
Апортовый сад на ул. Обсерватория. Фото: Orda.kz

По поводу регистрации за алматинским апортом геоуказателя Василиса Куанышева грустно вздыхает: «А что же вы раньше этот бренд не создали?»

Почему территория садов так популярна у застройщиков, вполне объяснимо. Это самая экологически чистая территория в Алматы. На алматинский смог оттуда можно смотреть «свысока». Даже сложная транспортная доступность и проблемы с водоснабжением в этом случае уходят на второй план. Поэтому на любом таком клочке стараются возвести если не ЖК, то особняк.

«Возможно, площадей, занятых апортом, на самом деле больше. Но садоводы об этом не рассказывают, потому что боятся захвата. Ведь под апортом находятся самые лучшие земли», — говорит Василиса Куанышева.
Фото Василисы Куанышевой

Что апортовых садов на самом деле больше, только они не зарегистрированы, говорит и Иван Сергеев. Он надеется, что эти садоводы выйдут из тени и вступят в ассоциацию. А регистрация геоуказателя, по его мнению, этому должна поспособствовать.

«Если алматинский апорт будет указан на земном шаре, то его уже не смогут вырубить. Особенно если мы добьемся международного признания. Это же будет уже международная защита», — считает Иван.

На то, что после появления геоуказателя государство примет меры для защиты алматинского апорта, надеется и Марина Уразаева. При этом она отмечает, что сама идея регистрации пришла в Казахстан из-за границы. Сначала Таджикистан решил так «привязать» свои абрикосы, потом его представители подали идею другим странам Центральной Азии. С процессом регистрации геоуказателя помогали специалисты из Швейцарии. И если обычно за него платят деньги, то, по словам Уразаевой, алматинский апорт получил указатель бесплатно. Поэтому она с грустью говорит: мол, пока иностранцам алматинский апорт нужнее, чем казахстанцам.  

Читайте также: 

Лента новостей

все новости