Актёр Жандос Айбасов: «Будем делать аттракцион вне зависимости от темы»

cover

Актёр, продюсер и каскадёр Жандос Айбасов в интервью кинокритику Кариму Кадырбаеву рассказывает о том, можно ли смеяться над сложными темами, влиянии карантина на кино и контрактах со стриминг-платформами.

Творческое объединение Art Dealers, одним из основателей которого является Айбасов, громко заявило о себе чёрной комедией «Жаным, ты не поверишь», получившей тёплый приём не только на локальном рынке, но и завоевавшей Гран-при кинофестиваля «Киношок». А в этом году Art Dealers зашли на территорию веб-сериалов с проектом «Мыстан», премьера которого состоялась на прошлой неделе.

Жандос, начнём с банального. Понятно, когда компания мужчин из мира кино собирается и делает хулиганское кино про трёх мужиков, которые хотят свалить от семьи или работы и влипают в приключение. Но когда та же компания делает сериал о женской мести мужчинам – это, как минимум, озадачивает. Как и почему появилась идея «Мыстан»?

– Я хочу сразу обозначить один момент.

Когда в сети появился трейлер сериала, было много комментариев о том, что мы делаем феминистский проект. Но «Мыстан» – не про феминизм, а про домашнее насилие.

Наша команда выступает категорически против этого явления и убеждена в том, что нужен диалог. Особенно в нашем регионе. Собственно, отсюда и появилось желание сделать сериал «Мыстан».

После просмотра первых трёх серий у меня возникло неоднозначное впечатление. Много вопросов вызвало построение сюжета, когда довольно жёсткие сцены (изнасилование, избиение, драки) соседствуют с комедийными. То есть, буквально каждая следующая сцена идёт вразрез по тональности с предыдущей. Насколько уместен юмор, когда мы говорим о таких серьёзных вещах, как насилие?

– Основная задача нашей компании делать киноаттракцион вне зависимости от темы. Чтобы зритель при просмотре мог испытать весь спектр эмоций – от искреннего смеха до искреннего ужаса. Поэтому мы решили, что в «Мыстан» будут присутствовать и драма, и комедия, и триллер.

Да, если говорить об азиатском кинематографе, то сейчас чистый жанр отходит в прошлое, есть запрос на мультижанровость...

– Как раз на этот тренд мы и ориентируемся. Те же «Паразиты» – это кино, в котором есть элементы всех перечисленных жанров плюс собственная философия.

Изначально компания Art Dealers включала в себя четырёх основателей: ты, режиссёр Ернар Нургалиев, продюсер Тимур Шевченко и оператор Азамат Дулатов. Однако, в титрах проекта «Мыстан» значатся лишь трое.

– Да, так вышло, что в силу занятости на других проектах, Азамат не смог принять участие в сериале, но в составе компании ничего не поменялось. Дулатов, по-прежнему, с нами, и, думаю, следующий проект мы будем вести вчетвером.

Ваша картина «Жаным, ты не поверишь» вышла в прокат за две недели до того, как закрылись кинотеатры, и завершила свою кинопрокатную судьбу практически на пике. Насколько сильно это ударило?

– Да, никто такого не ожидал.

До карантина фильм успел заработать 120 миллионов тенге. То есть, мы успели отбить бюджет, но планы были другие – мы хотели заработать.

Однако ситуация сложилась так, как сложилась. Впрочем, это не помешало нам работать дальше, и тогда возникла идея поработать с Salem Social Media над веб-сериалом.

Тем не менее, фильм продолжил свою судьбу уже на стримингах. «Жаным, ты не поверишь» стал одной из первых казахстанских картин, появившихся на «Кинопоиск HD». Как совершаются подобные сделки?

– «Кинопоиск», как и любой другой стриминг, долго присматривался к проекту: насколько у него большие перспективы в плане просмотров. Решающим фактором стал успех на фестивале «Киношок». После того, как мы выиграли Гран-при, фильм был куплен для показа на платформе. А сейчас мы продали фильм ещё на несколько стримингов. Так что, картина продолжает приносить деньги.

Разделяешь ли ты мнение о том, что в скором будущем, традиционный кинопрокат потеряет своё влияние и его место займут стриминг-платформы.

– Нет, я, как кинематографист, всё же верю, что кинотеатры никуда не уйдут, и зритель не перестанет смотреть фильмы на большом экране. Мы ведь оба понимаем, что в кинотеатре зритель испытывает совершенно другие эмоции, чем при просмотре на экране ноутбука или смартфона, и их нельзя ничем заменить.

Лента новостей

все новости