На платформах YouTube и AiTube состоялся релиз первых эпизодов отечественного веб-сериала «Мыстан», созданного совместными усилиями Salem Social Media и творческого объединения Art Dealers. По сложившейся традиции, мы посмотрели на один эпизод больше, чем зрители в сети, и приходится констатировать, что многообещающий проект смог оправдать, в лучшем случае, половину возложенных надежд.

Что за сериал? Первое казахстанское драмеди, призванное привлечь внимание к теме бытового насилия.

Кто в ролях? Актриса с оригинальным для казахстанских артисток именем Асель – на сей раз, Калиева; Акбота «Кажется, когда-то пела в группе КешYou» Нур; яркая дебютантка Жасмин Салихова и Жандос «Он же продюсер» Айбасов.

О чём? В центре сюжета три молодые женщины: подвергшаяся сексуальному насилию фельдшер скорой помощи Томирис, беременная студентка Сымбат и продавщица мяса Перизат. Все они задержаны полицией и водворены в изолятор. Но сидеть девушки будут недолго. Уже через несколько часов героини ударятся в бега, взяв в заложники… капитана полиции.

«Мыстан»: почему женщины похищают?

Кому и зачем смотреть? Кому – преданным фанатам проектов Salem Social Media, начинающим феминисткам (ибо те, кто со стажем, будут в бешенстве). Но зачем?

Творческое объединение Art Dealers заявило о себе в прошлом году чёрной комедией «Жаным, ты не поверишь!» и завоевало огромный кредит доверия, как у зрителя, так и в профессиональной кинематографической среде.

«Мыстан»: почему женщины похищают?

Salem Social Media, в пику закостеневшему в своей консервативности телевидению, получил славу производственной компании, которая не боится говорить на острые темы. Трейлер к сериалу «Мыстан» обещал беспрецедентное для Казахстана зрелище о женской мести. Иронично, что первый эпизод сериала вышел в момент, когда американский HBO успешно транслировал второй сезон своего хита на схожую тему – «Почему женщины убивают».

Сам факт, что казахстанские кинематографисты (а костяк Art Dealers составляют мужчины) взялись за тему бытового насилия, для кого-то может показаться хайпожорством на фоне споров вокруг нового закона либо попыткой запрыгнуть на модные рельсы феминизма, на которых устойчиво стоят американцы и которые успешно освоены в прошлом году авторами российского сериала «Чики».

«Мыстан»: почему женщины похищают?

Но в неискренности авторов сериала заподозрить сложно, а вот к исполнению вопросов чересчур много. Оставим Фэйсбуку споры о том, насколько жанр драмеди, который подразумевает наличие комедийной составляющей, этичен по отношению к такой сложной, (особенно для среднеазиатского региона) теме, как бытовое насилие. И обсудим проект «Мыстан», как кинопродукт.

Сценарий был написан дебютанткой Бекзат Мырзахметовой, которая, по словам режиссёра Ернара Нургалиева, переборщила с «жестью» в первоначальном варианте. Поэтому правки в скрипт были внесены самим Нургалиевым.

И, судя по всему, с лёгкой руки режиссёра первая серия, несмотря на всю серьёзность темы, больше напоминает пилот ситкома. И всё бы ничего, если бы не работа Акботы Нур, которая – то ли в силу природной органики, то ли на контрасте с коллегами – отчаянно переигрывает практически в каждой сцене.

«Мыстан»: почему женщины похищают?

Что смущает ещё больше, в буффонаду ударился и Жандос Айбасов, к которому до сего момента по части актерской игры претензий практически не было.

Именно линия с их персонажами не даёт сериалу переключиться на полноценную драму, которая подразумевается в линиях двух других героинь.

Третий эпизод по настроению и событийному ряду вступает в резкую конфронтацию с первыми двумя. Таким образом, складывается ощущение, что смотришь два разных по жанру и динамике сериала, которые совершенно случайно переплелись сюжетными линиями. Похожая ситуация была с проектом «Сержан братан», который никак не мог определиться с жанром в первых трёх эпизодах.

«Мыстан»: почему женщины похищают?

Из плюсов можно отметить неожиданно яркий дебют никому неизвестной Жасмин Салиховой и органичную смену амплуа Дауреном Айдаркуловым. Кроме того, стоит обратить внимание на музыкальное сопровождение от композитора с экзотическим псевдонимом Argen de Suares.

В целом, «Мыстан» – проект любопытный, но пока выглядящий сырым в силу недопонимания между сценаристами и несыгранности актёрского ансамбля.

Поделиться: