Земля на алматинском терренкуре: почему город не вернул себе спорные участки
Летом 2022 года Orda.kz начала писать об участке на алматинском терренкуре, который тогда, два года назад, попытались продать за 250 миллионов тенге. В 2023 году, спустя неделю после покупки этой земли семьёй Алагузовых, акимат заявил, что планирует изъять её. В сентябре стало известно о начале судебной тяжбы городских властей с владельцами земли. Но по прошествии почти года выяснилось, что спорные участки город себе так и не вернул. Как так получилось и чего опять опасаются местные жители, рассказывает Orda.kz.
Давние дела
Тема земли на терренкуре, которая вроде бы улеглась в прошлом году, снова стала актуальна несколько дней назад. Примерно в это время жильцы окрестных домов узнали, что землю город себе не вернул. На прошлой неделе у них прошла встреча с представителями семьи Алагузовых, на которой обсуждалась судьба спорных участков. И прежде чем перейти к дню сегодняшнему, мы коротко напомним, с чего всё начиналось.
Первым частным владельцем этой земли, расположенной чуть ниже улицы Омаровой, стал Мухтар Кул-Мухаммед — на тот момент сенатор, в будущем министр культуры и снова сенатор. В марте 2000 он стал владельцем 30 соток земли на улице Рубинштейна. 15 из них он честно купил. А вот к оставшимся 15, как выяснила Orda.kz ещё в прошлом году, есть вопросы. 10 соток ему как «нуждающемуся в улучшении жилищных условий» выделил тогдашний аким Алматы Виктор Храпунов. Ещё пять соток он как бы купил, но денег при этом не заплатил — это подтвердили и в акимате Алматы.
В течение следующих 22 лет участок дважды продали – сначала в 2007 году, потом в 2018-м. Но о том, что земля с 2000 года находилась в частной собственности, общеизвестно стало только в 2022 году, когда сообщение о его продаже появилось на сайте объявлений.
В июне 2022-го тот самый участок выкупили Нигора Тулаева и бизнесмен-строитель Марат Машкалов. Затем Машкалов разделил его на два — по 10 и 20 соток. Больший из них в марте 2023 года он продал семье Алагузовых — предпринимателю Турсенгали и его супруге Баян. Участок этот только пешеходной дорожкой отделён от Малой Алматинки и входит в 35-метровую водоохранную зону. А значит, строить на этом месте что-то капитальное нельзя.
Уже в апреле 2023-го акимат Алматы заявил, что собирается изъять эти 30 соток и вернуть их в городскую собственность к концу 2024 года. И не только заявил, но и выпустил соответствующее постановление. В сентябре стало известно, что акимат инициировал судебные иски с целью изъять эти участки. И после этого наступила тишина. До августа 2024-го.
ЖК не будет
Как говорят жильцы окрестных домов, тему земли на терренкуре в начале августа подняли сами представители семьи Алагузовых. Они обратились к местным жителям с предложением по принадлежащему им участку. В общем-то так и выяснилось, что спорная земля в пользу города не перешла.
Сами жильцы ещё с прошлого года организовались в инициативную группу после того, как появилась информация: на участке Алагузовых хотят построить ресторан. А ещё прошёл слух, что на участке, принадлежащем Машкалову, могут построить ЖК. Тогда активисты собрали подписи под жалобой, которую направили городским властям. Сейчас у них снова появились опасения.
«Если тут появится ЖК, то здешняя инфраструктура его просто не потянет. Это же будут машины, которым нужно выезжать. А куда им выезжать? В сторону терренкура? Вырастет нагрузка на коммунальные сети. Давление в водопроводах упадёт, а оно и так падает. Строительство ЖК — это ещё и вырубка деревьев», — описывает нерадужные перспективы местный житель Марат Доскараев.
Впрочем, представители Алагузовых, с которыми в конце прошлой недели встречались жители Терренкура, заверили: ни ЖК, ни кафе здесь не будет. Это в переписке с журналистом Orda.kz подтвердила и сама Баян Алагузова. А связавшийся с нашей редакцией представитель их семьи сказал так:
«На данный момент, пока не разрешены все споры по поводу этого участка, никаких действий с ним производиться не будет, однозначно».
Тот участок, насчёт которого есть опасения по поводу ЖК, Алагузовым не принадлежит. Как говорит представитель их семьи, если за эти полтора года Машкалов его никому не продал, то он так и остаётся в его собственности. Но при этом он же говорит, что как-то иначе, кроме целевого назначения, этот участок использован не будет. Целевое назначение — это индивидуальный жилой дом.
Все за спорт
Впрочем, кое-что с участками представители Алагузовых всё-таки предлагали сделать. Речь про спортивную площадку, которую ещё при акиме Байбеке установили городские власти. В 2022 году выяснилось, что де-юре она находится здесь незаконно, потому что это была частная территория. Как это вообще было тогда возможно, если земля не была городской? Этим вопросом задаются обе стороны — и жильцы, и владельцы участка. Хотя размещение спортплощадки именно в этом месте считают вполне логичным.
«Этой площадке только несколько лет. Но здесь всегда занимались спортом. Здесь есть турник, который уже в деревья врос, настолько давно его сделали. Здесь теннисные столы стоят, люди просто в тени отдыхают», — рассказывает местный житель Сергей Чикин.
Судьба спортивной площадки стала одним из моментов, который обсуждали местные жители с представителями Алагузовых в прошлую пятницу. Те сказали, что готовы благоустроить участок и предложили два варианта будущего площадки:
- просто передать акимату площадку;
- переместить площадку чуть севернее, чтобы она не мешала потенциальному проезду с соседнего участка, и тоже потом передать городу.
Второй вариант жильцам не нравится. Во-первых, они считают, что сейчас площадка стоит в наиболее приемлемом месте, а при переносе упрётся в забор Марата Доскараева. Во-вторых, они опасаются, что если площадку сдвинут, то на месте всё-таки что-то да построят.
«Да, это 35-метровая водоохранная зона, где запрещено капитальное строительство. Но даже здесь, на терренкуре, есть примеры, как давали разрешение на кафе, которое формально к капитальным строениям не относилось. Условно говоря, поставят здание на сваи и никакого нарушения уже нет — ведь оно же не капитальное», — говорит Сергей Чикин.
По поводу первого варианта у них есть опасения: построить что-то могут вокруг площадки. Хотя, повторимся, представители Алагузовых заверили, что ничего делать с участком не будут. Как минимум пока.
Право на землю
Но почему город до сих пор так и не забрал этот участок? И зачем вообще нужно было судиться, если по закону есть процедура принудительного выкупа? Как говорится в ответе акимата Алматы, процедура эта в случае с участками на терренкуре не сработала.
«01 июня 2023 года собственникам на электронные адреса направили проекты договоров об отчуждении земельных участков, чтобы согласовать стоимость. Однако собственники не согласились с предложенной компенсацией, поэтому акимат Алматы инициировал исковые заявления в Медеуский районный суд», — говорится в ответе.
На встрече с жителями терренкура представители семьи Алагузовых говорили, что акимат Алматы этот суд проиграл. Хотя если заглянуть в Судебный кабинет, то выяснится, что как такового суда не было. Согласно определению Медеуского районного суда от 24 октября 2023 года, иск оставлен без рассмотрения.
Как пояснили в акимате, у суда возникли сомнения в по поводу законности и правильности изначального предоставления частному лицу территории, находящейся в водоохранной зоне. Непосредственно в определении суда сказано так:
Без рассмотрения оставлен иск акимата и к Марату Машкалову. Причём, согласно судебным документам, в его пользу с акимата ещё и взыскали 250 тысяч тенге судебных расходов.
И, судя по данным Судебного кабинета, каких-либо других судебных действий по поводу участка № 20-315-022-398, принадлежащего Машкалову, и № 20-315-022-399, принадлежащего Алагузовым, не производилось. Это подтверждают и представители Алагузовых. Получается, что процесс изъятия застопорился?
Аким Медеуского района Еркебулан Оразалин, с которым журналист Orda.kz пообщался лично, заверил, что нет — процесс продолжается, и постановление об изъятии этой земли есть. И оно действительно есть — о нём сказано выше. Представители Алагузовых тоже заявили: нельзя говорить, что процесс решения этого спора поставлен на стоп.
На той самой встрече в прошлую пятницу был ещё один момент — представители Алагузовых предложили инициативной группе подписать мировое соглашение. Но те отказались.
«Потому что мы не понимаем, на каком основании мы можем это подписать. Мы просто группа граждан, не юридическое лицо. То есть эти бумаги не будут иметь никакой юридической силы. Такие вопросы нужно решать с акиматом», — говорит член инициативной группы Андрей Случанко.
Активисты недоумевают: почему в одних случаях незаконно проданное государственное имущество возвращают без особых проблем, а в других этот процесс идёт крайне тяжело. В качестве примера Сергей Чикин приводит татаро-башкирский центр «Идел», о котором Orda.kz писала не так давно. Его здание тоже незаконно продали при Храпунове. А в 2024-м суд постановил признать ту сделку незаконной, и сейчас здание бывшей столовой КазНПУ требуют вернуть уже у нынешнего владельца.
«Почему в случае с землёй на терренкуре нельзя сделать так же — признать её передачу Кул-Мухаммеду незаконной, вернуть её государству, и чтобы все прочие владельцы возмещали ущерб в регрессном порядке?» — задаётся вопросом Сергей Чикин.
Хотя такой иск был. Его ещё в 2022 году направлял департамент по управлению земельными ресурсами Алматы. Однако суд иск вернул. Но при этом вынес определение, что департамент имеет право подать в суд на самого Кул-Мухаммеда как на частное лицо.
По словам Марата Доскараева, сейчас он планирует обратиться в прокуратуру, чтобы уже она выступила инициатором изъятия участка. Он надеется, что в случае терренкуром может сработать тот же принцип, что и с центром «Идел». Впрочем, согласно ответу акимата Алматы, прокуратура уже занимается этим вопросом. Горадминистрация обратилась туда ещё в январе этого года.
«В начале января 2024 года мы отправили письмо в прокуратуру Алматы с просьбой предоставить информацию о принятых мерах по делу. Через неделю, 16 января, прокуратура ответила, что направила запрос в Департамент по управлению земельными ресурсами Алматы, чтобы они приняли необходимые решения. Из-за этого процесс изъятия был приостановлен до тех пор, пока департамент не предоставит прокуратуре информацию о том, какие меры они приняли. Департамент сообщил, что на момент ответа местная администрация не приняла решение о создании водоохранных зон», — так сказано в ответе, который получила от акимата Алматы Orda.kz (мы перевели ответ с чиновничьего на более-менее человеческий язык, иначе этот ответ понять было практически невозможно. Если честно, нам в этом смог помочь только чат GPT — прим. ред.).
Что же из этого следует? Судя по ответу акимата, сейчас решается вопрос с теми самыми пятью сотками, за которые Кул-Мухаммед не заплатил, когда стал собственником этой спорной земли. Как будет решаться вопрос по остальным 25 соткам, непонятно.
Впрочем, срок на решение вопроса с этой землёй пока не истёк. В апреле 2023 года говорилось, что вернуть её городу должны к концу 2024 года. На решение спора есть ещё три с половиной месяца.
Читайте также:
Лента новостей
- Катастрофа отменяется: крупнейший в истории разлив нефти удалось предотвратить
- Частная фирма незаконно выиграла тендер на сумму 2,2 млрд тенге в Жамбылской области
- Начался суд по пыткам в Кошмамбете: людей избивали прикладами, цепью, заставляли петь
- Астанинский коммерсант продал несуществующее топливо почти на миллиард тенге
- Бюро Национального собрания утвердило процедуру импичмента президента Франции
- Несколько ЖК остались без света из-за долгов обслуживающих организаций в Алматинской области
- Казахстанка по ошибке родила ребёнка в двух разных местах
- Отец Ербаяна Мухтара запретил публикацию фотографий сына в связи с его состоянием здоровья
- Названы самые пьющие регионы Казахстана
- Тысячи молодых саженцев гибнут в Алматы. Куда уходят деньги на озеленение?
- Иностранный фармацевтический гигант проиграл суд против казахстанского Минздрава
- «Хотел снять нижнее бельё» — за проникновение в дом к подчинённой судят сельского акима в области Жетысу
- Авария с автобусом в Уральске: 11 человек в больнице
- Экспорт нефти в Германию, совместная геологоразведка: о чём говорил Токаев на саммите в Астане
- «Это не гайморит» — мать солдата Ербаяна Мухтара не согласна с заявлением Нацгвардии и депутатов
- Трагическая история срочника Ербаяна Мухтара: отец рассказал, когда сына отвезут лечиться за рубеж
- Погибли семь человек: жуткое ДТП в Жамбылской области попало на видео
- Не только Россия и Китай: из каких стран больше всего приехало туристов в Казахстан
- Солдат выстрелил себе в голову в Шымкенте
- Крыши и чердаки запрут после гибели двух девочек в Алматы